Авторский блог Владимир Бондаренко 00:00 28 июля 2016

Лермонтов: пророк и мистик

Убит русский пророк, убит русский гений, убит данный нам свыше, с неба, человек с величайшим, небывалым дарованием. Небо содрогнулось, Россия и по сей день отвечает за то, что дала уничтожить дарованное ей от Бога духовное откровение. Можно верить в мистику, можно не верить, но лермонтовское отмщение продолжается и поныне. Лермонтов был, очевидно, самым мистическим поэтом Земли. Впрочем, он и пришёл к нам с Неба, но так и не сумел выполнить своё земное предназначение. Не дали. Мы все виновны в этом. И мелкий подонок Николай Мартынов, и власти, презревшие сей Божий дар, и равнодушные друзья, и потомки, отвернувшиеся от него.

Лермонтов — одно из удивительнейших явлений в русской литературе, переоценить которое очень сложно. Он погиб, не дожив до 27 лет, однако созданное им за эти годы в поэзии, прозе, драматургии дало ему право войти в число великих русских писателей. Всемирно признанный гений русской словесности Лев Николаевич Толстой признавался, что его эпопея "Война и мир" выросла из лермонтовского "Бородино". Александр Блок в 1920 году написал: "Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы".

27 июля 2016 года весь культурный мир будет отмечать день памяти Михаила Юрьевича Лермонтова, убитого в этот день 175 лет назад в Пятигорске. Никакие самые подробные и объективные исследования этой дуэли всё-таки не дадут представления о том, что произошло.

Убит русский пророк, убит русский гений, убит данный нам свыше, с неба, человек с величайшим, небывалым дарованием. Небо содрогнулось, Россия и по сей день отвечает за то, что дала уничтожить дарованное ей от Бога духовное откровение. Можно верить в мистику, можно не верить, но лермонтовское отмщение продолжается и поныне.

Лермонтов был, очевидно, самым мистическим поэтом Земли. Впрочем, он и пришёл к нам с Неба, но так и не сумел выполнить своё земное предназначение. Не дали. Мы все виновны в этом. И мелкий подонок Николай Мартынов, и власти, презревшие сей Божий дар, и равнодушные друзья, и потомки, отвернувшиеся от него.

Ещё Владислав Ходасевич заметил, что высшие силы не дали отметить столетие со дня его рождения — в 1914 году началась Первая мировая война. Как рассказывал Ходасевич, одна женщина, любящая поэзию Лермонтова, объяснила ему в 1912 году, за два года до столетнего юбилея: "Вот попомните моё слово, даже юбилея его не справят как следует: что-нибудь помешает. При жизни мучили, смерть оскорбили, после смерти семьдесят лет память его приносили в жертву памяти Пушкина — и уж как-нибудь да случится, что юбилея Лермонтова не будет…". Так и случилось.

В 1830 году 16-летний юноша Лермонтов напишет пророческие стихи на сто лет вперёд:

Настанет год, России чёрный год,

Когда царей корона упадёт;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь…

Разве это не предсказание революции 1917 года и отречения Николая Второго от престола?

После Ходасевича на это мистическое мщение Неба за гибель русского гения обратила внимание Анна Андреевна Ахматова. Ведь и столетие со дня гибели поэта — 1941 год — по странному совпадению тоже не удалось отметить, началась Великая Отечественная война. 14 октября 1964 года Ахматова с секретарём Анатолием Найманом ехала на такси и заметила над Невой световой столб, превратившийся в крест. Ахматова сказала: "Это Лермонтов. В его годовщины всегда что-то жуткое случается. В столетие рождения, в 14-м году, Первая мировая, в столетие смерти, в 41-м, Великая Отечественная. Сто пятьдесят лет — дата так себе, ну и событие пожиже. Но всё-таки с небесным знамением…". На другой день сняли с должности Никиту Хрущёва.

Жаль, не дожила Анна Андреевна до 1991 года, года развала Советского Союза и 150-летия гибели Лермонтова…

Могут заметить, что на 200 лет со дня рождения ничего страшного не случилось. Да, присоединение Крыма, война на Донбассе, западные санкции. Но меня поразило то, что именно на день 200-летия поэта к его могиле в Тарханах и в его дом-музей нельзя было зайти никому из народа в связи с приездом высоких гостей.

Теперь будем с опаской и надеждой ждать 27 июля 2016 года; может быть, пора уже дать этому празднику народное звучание, такое, как в 1937 году на памятную дату Пушкина, которую сделали в стране знаковым событием, ведь именно с тех пор Александр Сергеевич и стал нашим народным поэтом.

Всё-таки не получается с памятными датами нашего гения Михаила Лермонтова такого народного поклонения. И не только здесь, но и в Шотландии, откуда и пришла к нему от кельтов такая пророческая мистическая сила древних магов. Его предок Томас-прорицатель предсказал, уходя в царство эльфов, что когда-нибудь вернётся на землю с новыми пророческими стихами. И он выбрал Россию, но и на этот раз небесному гению не дали договорить его важнейшие слова. Убили в 26 лет. Вот дух его и томится невоплощённым. В Шотландии тоже как раз на 200-летие поэта проводили референдум о независимости. И опять не хватило народных сил.

Астролог Павел Глоба, к примеру, считает, что такого количества совпадений просто не может быть: "Это мистические знаки, — утверждает он. — Проклятие Лермонтова всё-таки существует… По моим наблюдениям, существуют люди, которые несут в себе некую историческую матрицу…". Такие магические личности способны влиять не только на души и судьбы людей, но и на ход истории большой страны. Можно верить в астрологию, можно воспринимать её как некую игру, но неосуществлённый пророк и на Небе даёт о себе знать. Дело не в том, что именно Лермонтов вызвал к жизни эти страшные события 1914 или 1941 года, а в том, что он предвидел их ещё при жизни и желал передать нам. Разгадать послания Лермонтова пытались Мережковский, Розанов, Владимир Соловьёв…

Одной из глубочайших загадок нашей культуры назвал миссию Лермонтова и Даниил Андреев. Автор "Розы мира" отнёс Лермонтова, вместе с Иоанном Грозным и Достоевским, к числу трёх великих созерцателей "бездны горнего мира и бездны слоёв демонических". "Четвёртым следовало бы назвать Александра Блока, если бы не меньший, сравнительно с этими тремя, масштаб его личности…".

И далее… "Если и не приоткрыть завесу над тайной миссии, не свершённой Лермонтовым, то хотя бы угадать её направление может помочь метаисторическое созерцание и размышление о полярности его души, — писал в "Розе мира" Андреев. — В противоположность Байрону, Лермонтов — мистик по существу. Не мистик-декадент поздней, истощающейся культуры, мистицизм которого предопределён эпохой, модой, социально-политическим бытием, а мистик, если можно так выразиться, милостью Божией: мистик потому, что внутренние его органы — духовное зрение, слух и глубинная память, а также дар созерцания космических панорам и дар постижения человеческих душ — приоткрыты с самого рождения, и через них в сферу сознания просачивается вторая реальность — реальность, а не фантастика".

Великие поэты всегда нам несли новое познание мира. Иосиф Бродский писал: "Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки, — посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удаётся оказаться там, где до него никто не бывал, — и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения".

Таким ускорителем русского мышления и пытался стать Михаил Лермонтов. Не дали. Но тут уже и без всякой астрологии я считаю, что такие великие личности, как Михаил Лермонтов, могут ещё сотни лет влиять и на развитие литературы, и на развитие истории, и даже на развитие страны. Повлиял ли Сервантес на развитие Испании, Шекспир на развитие Англии? — Влияют и поныне. Так и на нашу жизнь и нашу поэзию влияет и будет влиять Михаил Юрьевич Лермонтов. Будет влиять и его роковое отсутствие. Я думаю, нам необходимо всенародное признание Михаила Юрьевича Лермонтова как величайшего гения земли русской. Иначе его дух не успокоится.

Рисунок М.Ю.Лермонтова. Дуэль (1832)

1.0x