Авторский блог Леонид Савин 03:56 24 декабря 2012

Сталин как консерватор

Ни у кого не вызывает сомнений, что Иосиф Сталин являлся одним из видных революционных деятелей своей эпохи

Ни у кого не вызывает сомнений, что Иосиф Сталин являлся одним из видных революционных деятелей своей эпохи, с которой был связан и террор, и война, и идеологическая борьба с оппонентами, и необходимость проводить грамотную государственную политику. Однако если подойти с позиций русского консерватизма, мы обнаружим связь Сталина разве что с советским консерватизмом как неким проектом, направленным в будущее. По крайней мере, именно эту точку зрения можно обнаружить в различных исследованиях. Такая постановка вопроса не является адекватной, так как при рассмотрении всего лишь нескольких аспектов политической деятельности Сталина мы обнаружим, что их направленность по своей сути является консервативной.

1. Национальный вопрос.

Как известно, в деле национального вопроса и его соотнесенности с социализмом И.В. Сталин отверг тип организационного “размежевания” рабочих по национальностям "как примиренческий и вредный", выбрав тип интернациональной сплоченности. Данный тезис есть в его работе "Марксизм и национальный вопрос", изданной в 1913 г. В ней также был четко и ясно показан буржуазный характер национальных движений и различных национализмов, которые уже тогда подтачивали Российскую Империю.

Хотя вопрос определения наций Сталиным до конца и не был решен из-за размытости формулировок, включая его собственную, в целом проводимая им политика продолжала имперскую традицию. На X съезде РКП (б) в 1921 г. именно с подачи Сталина федерация стала "общей формой государственного союза".
И вместе с этим, Сталин считал важным сохранение идентичностей народов, населяющих советский Союз.
В 1923 году он заявил, чтобы в составе высших государственных структур "был такой орган, который служил бы отражением нужд и потребностей всех без исключения республик и национальностей". Он писал, что нельзя при наших условиях, "в таком государстве управлять, не имея перед собой здесь в Москве, в высшем органе, посланников этих национальностей, которые отражали бы не только общие для всего пролетариата интересы, но и особые, специальные, специфические, национальные интересы... Не имея этого барометра в руках и людей, которые способны формулировать эти специальные нужды отдельных национальностей, управлять нельзя".
Что послужило такому выбору - знание судьбы других империй, например, Византийской, где "национальные" окраины сыграли значительную роль в ее распаде, или грамотное понимание ситуации и стратегии, это уже не так важно. Принципиально то, что благодаря Сталину Советский Союз максимально сохранил границы Российской Империи, насколько это позволяли силы и внешняя обстановка.

2. Семейные ценности.

Лев Троцкий являлся основным оппонентом Сталина после смерти В.И. Ленина, возглавляя политическую оппозицию в самой России, а позже создав IV Интернационал. Как политтехнолог Троцкий был грамотным специалистом. Именно он разработал тактику "энтризма", которой впоследствии воспользовались многие европейские социал-демократы для проникновения во властные структуры. Но Троцкий также был и ярым сторонником эмансипации женщин и разрушения традиционного семейного уклада. Например, еще в 1901 г. в статье "Об одном старом вопросе" (журнал "Восточное Обозрение" N 33 - 34") по поводу мирового феминистского движения он отмечал, что будет "пламенеть и славословить по поводу его успехов", хотя тут же делал оговорку, что "изъявлять желание сложить за эти успехи жизнь, - нет, увольте!", предпочитая остаться в стороне.
После его высылки из Советского Союза Лев Троцкий, чтобы отомстить Сталину, берет на вооружение и аргументы семейной политики.
В осуждение Сталина за то, что он вернул силу родительской власти, Троцкий одобрительно отзывается о ранних советских попытках отделить детей от своих родителей и замещении семейных связей преимущественной верностью государству, в результате чего дети будут служить государственными осведомителями против своих родителей, включая не только их (родителей) делинквентное поведение, но и «преступления помысла», такие как религиозная вера.
В одно из своих работ Троцкий пишет: «Революция сделала решительный рывок к разрушению так называемого «домашнего очага» - этого архаичного, костного и закоснелого института, в котором женщины трудящегося класса исполняют каторжные работы с детских лет и до самой смерти. Место семьи как замкнутого в себе предприятия должно было быть заменено, согласно планам, последней стадией развития системы социального обеспечения и общежития: домами материнства, яслями, детскими садами, школами, социальными столовыми и прачечными, станциями скорой помощи, больницами, санаториями, атлетическими организациями, кинотеатрами и т.д. Полное поглощение домохозяйственных функций семьи институтами социалистического общества, объединяющего все поколения в солидарности и общности целей, должно было принести женщине освобождение от многовековых пут» (Leon Trotsky, The Revolution Betrayed, “Family, Youth & Culture”, 144, Ch. 7, London, New Park Publications, Ltd, 1967).
В этом деле у него было немало сторонников, например, Александра Колонтай, которая до того, как ее взгляды были раскритикованы Лениным в резолюции «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии», также занимала большие посты в партии и могла бы вместе с Троцким (если бы он захватил власть) продолжить разрушение традиционных ценностей России.
Вот что писала Колонтай о семье: «закон должен уделять особое внимание интересам рабочих коллективов в материнстве и исключении таких ситуаций, когда ребенок зависит от отношений между своими родителями. Закон о рабочих коллективах замещает право родителей, а рабочий коллектив внимательно следит за детьми в интересах объединенного хозяйства, настоящих и будущих рабочих ресурсов. В период диктатуры пролетариата, несмотря на брачное право, должно быть установлено регулирование отношений между матерью и рабочим коллективом. Правовые нормы должны регулировать отношения между матерью и социально воспитываемым ребенком, между отцом и ребенком. Отцовство не должно устанавливаться на основании брака или отношений материальной природы. Мужчине следует самому выбирать, принимает он или нет роль отцовства…»
Кстати, она была не менее ярой сторонницей борьбы с русской православной церковью и инициировала попытку реквизировать Александро-Невскую лавру в Петрограде в начале 1918 г. Это вызвало массовое сопротивление верующих и Патриарх Тихоном издал «Воззвание», анафематствовавшее «безумцев», которое было одобрено Священным Собором в Москве.

3. Православие и Патриаршество

Вопрос религии и Православия для Иосифа Виссарионовича, конечно же, имел особое отношение в силу понимания им принципов богословия и исторической преемственности. На этом поприще он также проявил себя как консерватор. Именно при Сталине был восстановлен институт Патриаршества в Советском Союзе. Некоторые связывают такое решение с тяжелым положением на фронте и необходимостью дополнительной мобилизации с помощью духовенства. Однако подобные заявления являются не обоснованными. Достаточно обратить внимание на дату - встреча митрополитов Сергия, Алексия и Николая в Кремле состоялась 4 сентября 1943 г., а Архиерейский Собор произошел уже через три дня. Тогда уже прошли все основные критические сражения, от результатов которых мог бы зависеть дальнейший ход войны. К этому времени была освобождена часть Украины (Ельнинско-Дорогобужская и Черниговско-Припятская операции) и в последующем успехе Красной Армии сомнений не было.
Конечно, Сталин как великий стратег планировал использовать потенциал этой "мягкой силы" (как принято сегодня говорить о религиозных организациях) для расширения влияния, и не только в СССР, но и в других странах. При чем речь идет и о других конфессиях. Например, в 1943 г. было создано Центральное управление мусульман со штаб-квартирой в Ташкенте.
Как бы то ни было, данное обращение к духовной традиции русского народа (и других народов в составе СССР) вместе с указанными ранее политическими решениями по национальному и семейному вопросам (с поправкой на мнения других партийных деятелей, в первую очередь В.И. Ленина) свидетельствуют, что фактически И.В. Сталин являлся не кем иным как консервативным революционером.

1.0x