Авторский блог Андрей Фефелов 00:00 2 октября 2014

Ленин как москаль

Фигура Ленина выражает не идеологию, не историю, а великую русскую альтернативу, что больше всего злит и мучает ненавистников исторической и сверхисторической России. Эта глобальная альтернатива в разные века принимала разные формы, имела разные имена, и одно из этих имен, — Ленин.

На днях взвинченная группа львовских гопников прибыла на автобусах в русский город Харьков и провела показательную акцию устрашения, которая увенчалась уничтожением самого большого на Украине бронзового памятника Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину. Дело было уже поздним вечером, в воскресенье. Колоссальная площадь Дзержинского подсвечивалась прожекторами. Несколько тысяч зевак и активистов, взяв в кольцо монумент, принялись скакать, свистеть и скандировать. Над толпой реяли желто-голубые флаги украинского государства и черно-красные необандеровские знамена организации "Правый сектор". Также мелькал флаг разгромленного на Донбассе добровольческого батальона "Азов". Действо хорошо видно на записи, выложенной в Сеть. Велась прямая трансляция. Все, кто искренно считает, что "Правый сектор" — это жупел, выдумка киселевской пропаганды, — легко могут увидеть, что эта организация существует взаправду.

Еще днем при полном летаргическом оцепенении милицейских нарядов разгоряченные парубки принялись отбойным молотком долбить гранитный постамент. Вскоре на шлифованной поверхности появилась первобытная надпись "Слава Украине!" и древний рунический символ, ключ в царство мертвых. После таких вот ритуальных приготовлений проворная часть актива по приставной железной лестнице забралась на постамент и начала при помощи болгарки отпиливать ноги бронзовому вождю. Пилили очень долго и безрезультатно, высекая снопы искр. Потом началась история с железным тросом. Ленину обмотали шею и тянули до тех пор, пока трос не оборвался и не изуродовал одного из зевак. При этом Ильичу упорно продолжали пилить ноги.

Наконец к половине двенадцатого ночи памятник удалось повалить при помощи двух тросов. На тело поверженной статуи сразу же налетела толпа ликующих украинских националистов и начала истошно кричать "ура" и вовсю размахивать флагами, среди которых особенно выделялся синий флаг НАТО. Огромный как Будда, Ленин — молчал.

Это полуночное действо было преисполнено явного и скрытого символизма. Оно и задумывалось как своеобразная мистерия, претворившись окончательно в ритуальный, магический жест.

Первый уровень прочтения связан с темой перехода в постсоветский период, в новую эпоху, где привычные для нас формулы и знаки гаснут, тают, выветриваются. Вечный, как сфинкс, Ленин вдруг исчезает с постамента, а навеки братская Украина превращается в гудящее осиное гнездо, — какое уж там братство… Одни вещают: "Ленина выбросили на свалку истории…" Другие жалеют снесенного дедушку Ленина, почитая его знакомый с детства образ как языческое божество, охраняющее мир и спокойствие на родной земле.

Однако, если вглядеться в смысл происходящего более пристально, то мы увидим за сносом памятника Владимиру Ильичу очень четкую декларацию — послание, исходящее из области коллективного бессознательного.

Что бы там ни утверждали современные "вукраинские" историки, отцом-основателем украинской государственности является именно Ленин, отвергший сталинский план автономизации, суть которого была в отказе от идеи национальных республик. Именно при Ленине советская власть присоединила к Украине Криворожско-Донецкую и Одесскую республики — земли, которые мы сейчас называем Новороссией. Без этих земель, без русского промышленного Харькова, без Южного побережья Черного моря, без портов, без Донбасса, без всего индустриального Юго-Востока так называемая Украина вновь превратится в тишайшую сельскохозяйственную область — Малороссию, которая никогда не имела и иметь не могла собственной государственности. Сброс Ленина укронацистами — это не просто неблагодарность в отношении почившего благодетеля. Это громкий отказ от щедрого подарка, сделанного Украине правительством Ленина в 1922 году. Это символический акт, закрепляющий отказ от территорий, которые до Ленина и не мыслились как часть Украины.

Второй смысл совершённого действа лежит хоть и на поверхности, но не читается в условиях пропагандистского гвалта периода украинской смуты. Ленин. как бы к нему кто ни относился, являлся вождем социальной революции. Он строил государство на принципах социального равенства и восставал против буржуазного социал-дарвинизма. Идеи Ленина несовместимы с представлениями мировой олигархии о строгом многоэтажном устройстве любых обществ. Помните, когда активистами Майдана был сброшен памятник Ленину в Киеве, то на освободившийся постамент кто-то установил золотой унитаз — символ олигархии. Эта инсталляция недолго просуществовала в городе, охваченном революционной лихорадкой. Однако замена весьма показательна. Так, собственно, и вышло: и в жизни и истории. В результате шумного Майдана к власти на Украине пришли "золотые унитазы" — всякие коломойские, порошенки, таруты.

Наконец, третье. Весь этот истерический гопак с Майданом и прыганьем имел некую высшую цель, мечту, сверхзадачу. А именно: Украина вознамерилась навсегда войти в трезвую, благовоспитанную семью европейских народов, отбежав подальше от нищей, пьяной, дикой, тоталитарной, "азиатской" России. Однако, толпа, с воплями несущаяся крушить бессловесный памятник, — это не совсем то, чего ждут от Украины в Европе. Подобный акт, одобренный политическим руководством страны, выводит "нэзалэжную" за рамки классической европейской культуры, преисполненной уважения к историческому наследию. Массовые камлания вокруг уничтоженного произведения монументального искусства — это пример африканской необузданности, ближневосточной страстности, азиатской беспечности, но никак не европейской толерантности. Пытаясь, во что бы то ни стало порвать с имперским и советским прошлым, современная Украина идет не в Европу, а совсем в другое место. Дикие прыжки и выверты продолжаются. И чем больше будет вокруг бед, катастроф, нищеты и мук, тем прыгучее и яростнее будет становиться поколение, живущее со сбитым компасом, со смещенным вектором национального сознания.

Однако, что наиболее любопытно, на великого политика ХХ века ополчились не только как на образ далекого коммунистического прошлого. Необандеровцы увидели в Ленине символ нынешней — совсем не коммунистической и даже далеко не социалистической, России. Может, это горячечный бред, аберрация зрения, ошибка одураченных толп? Или это потому, что в 2014 году украинская пропаганда, вслед за англичанами образца XIX века и немцами века XX, рисует Россию как азиатскую деспотию, прямую наследницу Орды? А Ленин по своей антропологии как нельзя лучше подходит на роль эдакого богдыхана великой Татарии?.. Может, и так. Но дело не только в этом. Ленин, под коммунистическими знаменами собравший распавшуюся в феврале 1917 года Российскую империю, стал выразителем идеи русской цивилизации как альтернативы Западу. Националистам, желающим построить своё моноэтническое государство: с единым языком, одним флагом и скупым набором местечковых героев, — претит цветущая сложность интернационализма имперского толка, в парадигме коего существует и развивается даже нынешняя Россия. Именно этот принцип превращает Ленина в идеального "москаля", провозгласившего демократический централизм и выстроившего альтернативную "представительской демократии" систему советской власти. Буржуазная демократия боролась против советского проекта как главного своего ж в планетарном масштабе! — конкурента. Не случайно в октябре 1993 года Верховный Совет России был расстрелян из танков. Запад руками Ельцина стремился уничтожить саму идею советской власти. Принцип Советов несовместим с практикой Майдана, вечевой вольницей и стоящей за ними олигархической диктатурой. Современная Россия в поисках новых эффективных методов государственного строительства неизбежно отойдет от вымученной представительской демократии и обратится к опробованной системе Советов.

Большевики во главе с Лениным создали в России новую управленческую культуру, основанную на системном, стратегическом, научном подходе ко всем государственным проблемам, ко всем стоящим перед обществом задачам. Именно этот подход позволил советской власти правильно и четко реагировать на внешние и внутренние вызовы, создать сверхэффективную плановую экономику, в ультракороткие сроки построить величайшую индустрию, эффективное сельское хозяйство и лучшую в мире систему образования. Именно эти ленинские установки как нельзя более актуальны для России сегодня, когда кризис мировой финансовой системы накладывается на экономическую войну, объявленную нашей стране Западом.

Фигура Ленина выражает не идеологию, не историю, а великую русскую альтернативу, что больше всего злит и мучает ненавистников исторической и сверхисторической России. Эта глобальная альтернатива в разные века принимала разные формы, имела разные имена, и одно из этих имен, — Ленин.

Сколько бы ни ярилась очумелая братия, ни взрывала и ни кромсала его статуи, возвращение Ленина неизбежно. Он вернется в сознание общества как теоретик прогресса, как защитник бедных, униженных и оскорбленных. Очень скоро он станет важен и интересен всем как политический практик, как сложная, многомерная личность, обладавшая сверхординарными способностями к организации "больших систем". Да, Ленин — идеальный "москаль", а не только вождь мирового пролетариата. И мы, "москали" двадцать первого века, это остро чувствуем. Приглашаем нашего великого предшественника в поход. Туда — в яростное и светлое будущее, в бушующий день завтрашней России.

1.0x