На экраны страны вышел фильм "Легенда №17", посвященный Валерию Харламову. И его сразу стали бешено раскручивать. По всем телевизионным экранам в течение нескольких недель давали тотальный аншлаг. Рекламировали этот фильм и "говорящие головы" в итоговых аналитических программах, не поскупились на уличную рекламу — в том числе "Райффайзен банк". Предпремьерный показ даже стал президентским — в Сочи привезли копию ленты, пригласили знаменитых отечественных хоккеистов: Алексея Касатонова, Сергея Макарова, Владимира Петрова, Владислава Третьяка, Вячеслава Фетисова, а также сына знаменитого хоккеиста Александра Харламова и всю российскую юниорскую сборную по хоккею. Путин выступил с небольшой речью, где, в частности, сказал: "Харламов был одним из тех, кто демонстрировал успехи нашей страны и её величие". И на первый взгляд, казалось бы, всё это замечательно. Чем может быть плох рассказ об одной из величайших звезд советского хоккея?
Но после просмотра фильма понимаешь, в чем истинная мотивировка всей этой суеты вокруг него, какие идеологические и политические корни она имеет. Прежде всего, поднятая пропагандистская волна связана с необходимостью поддержать реноме сочинской зимней Олимпиады-2014, затраты на которую превысили затраты на пекинскую летнюю Олимпиаду-2008 и, одновременно — падающий, согласно всем социологическим опросам, рейтинг самого В.В.Путина, поскольку население страны все сильнее ощущает социальный и экономический пресс на свои плечи, связанный с повышением налогов, тарифов и потребительских цен.
Но у "пиара" "Легенды № 17" был еще один важнейший, даже стержневой идеологический посыл. Который был связан с попыткой придать биографии великого советского хоккеиста Валерия Харламова некую антисоветскую направленность. И сделано это было на примере знаменитого тренера Анатолия Тарасова, который, "как оказалось", всё время находился в контрах с политическим руководством Советского Союза, был этаким "хоккейным диссидентом". Его дочь, Татьяна Тарасова, тоже известный, знаменитый тренер по фигурному катанию, перед Путиным и телекамерами даже заявила: "Теперь-то мой отец реабилитирован".
Тем самым может сложиться впечатление, что и Тарасова, и Харламова заодно "античеловеческая" советская система унижала, уничтожала, а они, тем не менее, находили в себе силы не только с ней бороться, но еще и отстаивать честь страны на международной спортивной арене. Так сказать, воевали и против канадских "профи", и против партийно-советской номенклатуры.
Такая двойственная схема прочтения, увы, очень характерна для всей линии нынешнего официального Кремля, в том числе в сфере телевизионного и киноискусства. Видимо, нынешняя политическая верхушка, ощущая, скажем так, некоторую свою неполноценность на фоне тех результатов, которых добивался Советский Союз: и в спорте, и в космосе, и в экономике, и в военно-техническом развитии, и в образовании, и в медицине, — испытывает острое желание унизить этот период отечественной истории и показать, что советское время было отвратительным.
Но в данном случае оплевать советскую систему на материале советского хоккея — занятие неблагодарное и невозможное. Потому что, хотим мы того или нет — люди играли за сборную, на майках которой было написано "СССР". Практически все хоккеисты, звезды того времени, которых опрашивало телевидение, говорили: "Мы играли не за деньги. Мы играли за идею и за утверждение своей Родины на международной арене". Нынешние хоккеисты этого сказать не могут, потому что практически все они играют за деньги. А самые лучшие и талантливые уезжают за океан, в Канаду и в Америку, где получают большие контракты, в результате чего отечественный чемпионат становится некоей "сырьевой колонией" НХЛ, инкубатором кадров для неё.
Теперь очень важно посмотреть на объективную правомерность всех этих утверждений. То есть, на фактологию. А факты таковы, что советский спорт и, в особенности, советский хоккей, который представлял собой командный вид спортивного искусства, близкий к боевым действиям на льду, вышел на лидирующие позиции в мире не только благодаря феномену Тарасова. После первой, канадской части суперсерии 1972 года звезда НХЛ Фрэнк Маховлич сказал: "Я готов поверить теперь во что угодно. После того, что русские сделали с нами в нашей игре здесь, в Канаде, боюсь, в спорте не осталось ничего святого. Если их кто-нибудь познакомит с американским футболом, они через два года разгромят "Далласских ковбоев" и выиграют первый приз". Это было связано, прежде всего, с той идеологией, с тем образом жизни, которые существовали в Советском Союзе и бросали вызов идеологии Запада в качестве альтернативной основы для устройства всего человечества. Причем эта альтернатива была всеобъемлющей, она не ограничивалась соперничеством в космосе или в военно-технической сфере. Победить канадских "профи" в канадском хоккее, как раньше назывался хоккей с шайбой, в отличие от русского хоккея с мячом, ныне именуемого заграничным словечком "бенди", — это была победа сравнимая с полетом Гагарина. Поэтому без коммунистической идеологии, провозгласившей принципы социальной справедливости, сделавшей занятия физкультурой и спортом массовыми, никакого феномена советского хоккея не было бы и быть не могло. И Харламов, и его партнеры "по великой тройке" Владимир Петров и Борис Михайлов, а также Александр Якушев, Александр Мальцев и другие звезды советского хоккея начинали с детских турниров "Золотая шайба". В фильме концентрируется и делается акцент исключительно на Тарасове и Харламове, в то время как теоретиком, который создал русский хоккей, был не только и даже не столько Тарасов. Тарасов был тактиком, человеком, который организовывал победы на льду. А теоретиком, который прокладывал к ним пути, был все-таки Аркадий Чернышев. В сборной Чернышев и Тарасов работали абсолютно на равных. Поэтому нельзя говорить об одном и не говорить о другом. Это искажение нашей хоккейной истории.
А в суперсерии 1972 года, в блестящей победе советского хоккея в Канаде сборную тренировал другой дуэт блестящих советских тренеров, а в прошлом — и блестящих игроков: Всеволод Бобров и Борис Кулагин. Советский хоккей не замыкался только на Тарасове и Харламове.
Второй причиной, вторым источником наших побед на льду было, конечно, чисто державное соперничество, которое шло между советской Россией и североамериканскими Соединенными Штатами и примкнувшей к ним Канадой.
Между прочим, Тарасов и Чернышёв получили отставку в сборной после проигрыша чемпионата мира 1972 года Чехословакии. Соперничество двух этих сборных в середине 70-х годов носило острый политический подтекст, поскольку на льду чехи и словаки как бы стремились взять у советских хоккеистов "реванш" за танки "пражской весны" 1968 года.
Поэтому Советское государство через бюджет, через свои Вооруженные Силы делало все для того, чтобы развить различные виды спорта. Хоккей с шайбой занимал в их перечне одно из самых первых мест.
Как я уже отмечал, нынешнее политическое руководство, как бы оно ни старалось делать вид, что схватило Бога за бороду, все-таки в глубине души, скорее всего, ощущает себя неполноценным на фоне достижений советского прошлого. Поэтому оно пытается, с одной стороны, демонстрировать "заботу о населении", а с другой — замаскировать сущность своего политико-технологического устройства, которое связано, прежде всего, с олигархическим капиталом. Поэтому Путин пригласил на встречу в Сочи не только хоккеистов, звезд прежних лет, общение с которыми призвано повысить его популярность. Он приглашает туда и олигархов, которым говорит: "Нужно дать деньги на детский хоккей, на возрождение турнира "Золотая шайба" имени Анатолия Тарасова".
И последнее, но, наверное, самое важное. Ведь за канадским турне, в котором мы, безусловно, победили, последовала серия матчей в Москве, где мы после первой победы потерпели три подряд поражения, каждое — с разрывом в одну шайбу. В московской серии заокеанские гости, чувствуя свою неспособность победить в честной игре, стали "убивать" наших хоккеистов вне всяких правил так, чтобы максимально задавить нашу сборную. И судьи почему-то этому потворствовали. Этот момент был зафиксирован в документальном фильме, который также показали по телеканалам. B нем уже на фактологическом материале (воспоминания канадо-американских игроков), да и непосредственно в кадрах было показано, что тренер наших противников дал указание сломать лодыжку тому же Харламову, которого они не могли остановить. И это было сделано. Безумствовал в своей ненависти и лидер канадцев с их тренером… Именно неспособность — неясно по какой причине, ведь в самой Канаде с этим всё было нормально — отвечать на удар еще более сильным ударом и сломать в ответ ноги двум ведущим игрокам противника проложила путь к нашему поражению. Об этом в самом фильме не говорится ничего. Циничность североамериканского поведения в спорте показывает в определенной мере и причины проигрыша Советского Союза в борьбе с Соединенными Штатами. США шли на любые циничные уловки и удары, а Советы продолжали играть с ними в абстрактный "гуманизм", похожий на игру в поддавки. И, глядя ретроспективно на действия руководителей нашей страны, мы видим всё тот же "гуманизм" и попытку любой ценой "встроиться" в западное сообщество. Не получится. У США свои цели.
К сожалению, "встроенный" по умолчанию антикоммунизм-антисоветизм свойственен не только ленте "Легенда № 17". Он свойственен практически каждой телепередаче, большинству фильмов, которые сейчас выпускаются. Все они пытаются переломить ситуацию общественного сознания, но пока это не выходит. Да и не может осуществиться, поскольку, чем дальше от нас уходит советский период истории, тем больше русские люди будут вспоминать его как вершину русской истории.
Кстати, не исключено, что свой номер Валерий Харламов выбирал в том числе в честь года Великой Октябрьской социалистической революции.