Сообщество «Салон» 00:00 21 июля 2016

Линия Кусково

Усадьба Кусково — бывшая вотчина господ Шереметевых — замечательна прежде всего тем, что здесь явлены все направления европейского зодчества XVIII века. Кинематографисты часто используют кусковские виды в качестве исторически-правдоподобного фона — можно снимать костюмные мелодрамы длиной в две-три жизни. От скромного Голландского домика — до классического Большого дворца, минуя прихотливые рокайли Грота: все вкусы и капризы Галантного столетия в гармоничном созвучии. Любое упоминание о кусковском парке обычно сопровождается разговорами о фарфоре, крепостном театре и романтическом мезальянсе графа Николая с актрисой-пейзанкой Жемчуговой, однако же сами павильоны "увеселительного дома в Кускове" интересны ничуть не меньше.

"…Вихрь лёгких душ, в забвенье карнавальном

Блуждающих, горя, как мотыльковый рой,—

Зал свежесть светлая, блеск люстр — в круженье бальном.

Мир, околдованный порхающей игрой!"

Шарль Бодлер

Усадьба Кусково — бывшая вотчина господ Шереметевых — замечательна прежде всего тем, что здесь явлены все направления европейского зодчества XVIII века. Кинематографисты часто используют кусковские виды в качестве исторически-правдоподобного фона — можно снимать костюмные мелодрамы длиной в две-три жизни. От скромного Голландского домика — до классического Большого дворца, минуя прихотливые рокайли Грота: все вкусы и капризы Галантного столетия в гармоничном созвучии. Любое упоминание о кусковском парке обычно сопровождается разговорами о фарфоре, крепостном театре и романтическом мезальянсе графа Николая с актрисой-пейзанкой Жемчуговой, однако же сами павильоны "увеселительного дома в Кускове" интересны ничуть не меньше.

В выставочном помещении Большого дворца открылась экспозиция "Архитектурная линия. Виды усадьбы Кусково в графике и живописи". Линии Кусково — это линии века. Глядя на гравюры и полотна, мы отмечаем — да, многое сохранилось, но чего-то уже нет. Как оно выглядело при жизни хозяев? Можем ли мы себе это представить? Безусловно. В XVII-XVIII веках все крупные владельцы заказывали художникам и гравёрам панорамы своих угодий, обязывая воссоздавать точные копии сооружений, прудов и парков (кстати, именно это послужило сюжетом культовой картины Питера Гринуэя "Контракт рисовальщика"). Тут всё достоверно, никаких эстетских вывертов и присочинённых деталей. Авторы проекта сообщают: "Представленные на выставке картины, гравюры, чертежи, мебель и макеты — всего около 50 экспонатов — дают возможность познакомиться с историческим обликом усадьбы, архитектурным своеобразием каждой из построек. Живописная серия была выполнена неизвестным русским художником в 1768-1771 гг., гравюры создавались в 1771-1780 гг. в Париже и Санкт-Петербурге. Экспозиция выставки дополнена редким предметом мебели работы мастера Н. Васильева. На столешнице стола для хранения нот и гравюр в технике маркетри выполнена панорама усадьбы".

Прогулка в Кусково — своеобразное путешествие по старинной Европе и одновременно — путеводитель по стилям.

Начинать следует с Голландского домика — этого оригинального памятника Петру Великому. Царь-плотник не только посылал боярских сыновей учиться корабельным премудростям, но и сам не гнушался постигать науки — в городе Саардаме царь московитов (о яхонтах и соболях русских государей по всей Европе ходили фантастические слухи) жил и работал, как обычный ремесленник. Примечательно, что неумеренное франкофильство, которым страдала тогда вся Европа, было сугубо противно Петру: он считал рафинированные и напудренные дворы Европы скопищем ожирелых бездельников, кои оказывались ничем не лучше его собственных тугодумных бояр. Жилые постройки надлежит сооружать на голландский манер — строго и рационально. Любимое слово петровского правления — "регулярность" в значении "чёткость, бесперебойность". Функциональный, безо всяких причуд Голландский домик, возведённый в Кусково уже при императрице Елизавете, выглядел своеобразной данью памяти её отца.

А вот совсем другая точка на карте мира — Итальянский домик. Италия для дворянина галантной эпохи — центр притяжения никак не меньший, чем королевский Версаль. Мир изящных искусств, тонкой любви, элегантных платьев. В Рим и Флоренцию ехали учиться ваянию и живописи, в Неаполь и Милан — слушать оперные колоратуры, а заодно — пополнять свои коллекции раритетов. Повышенный интерес богатых профанов к римским древностям и к живописи "старых мастеров" не остался незамеченным. В крупных итальянских городах орудовали разветвлённые преступные сообщества, предлагавшие поддельного Тинторетто, "малоизвестные", а потому "крайне редкие" наброски Рафаэля Санти, ну, и по мелочи — камеи времён Нерона, которые, между нами говоря, стряпались на соседней улочке. Важным представлялось другое. Италия — страна, где исполняются мечты и формируется особый смысл жизни. Во всём мире ценились итальянские певцы и танцовщики, а каждый уважающий себя государь желал видеть в своём театре оперную примадонну вроде Франчески Куццони или Фаустины Бордони. Гонорары, которые зарабатывал своим искусством кастрат Карло Броски-Фаринелли, не снились даже современным кумирам публики. Италия — это архитекторы, поэты, учителя танцев, скрипичных дел мастера. Считалось, что сам италийский воздух способствует развитию творческого гения.

Выходим из Итальянского павильона и… видим перед собой роскошный и какой-то почти нереальный Грот. Стихия укрощённой воды, фонтаны, ракушки, Нептуново царство. Жемчужина русского рококо. Забавно — сам стиль rococo, часто являющийся синонимом Галантного столетия, связан как раз с морской темой: rocaille переводится как "осколок раковины". Рокайлями по аналогии назывались причудливые украшения окон, мебели, шандалов, книжные виньетки. Грот — это пещера, но замысловатые гроты рококо гораздо больше напоминали сказочные дворцы, нежели собственно пещеры. К концу XVIII столетия в моду вошли "естественные" парки и столь же "натуральные" гроты, будто бы спланированные великой матерью-природой. В кусковском Гроте, как и положено, всегда царит прохлада — даже в самую изнуряющую жару. Причудливый Бельведер, выстроенный в том же стиле рококо, увы, утрачен, и мы наблюдаем его только на иллюстрациях. Само название было весьма популярным в ту эпоху: бесконечные "прекрасные виды" — belvedere или bellevue — украшали сады и парки всей Европы. Кусковский Бельведер, в отличие от "подводного" Грота, связан с цветочной темой — ещё одной любимой фабулой рококо. Здесь — обилие роз, гирлянд, вазонов.

Также безвозвратно утеряна сложная гидротехника усадьбы, представление о которой мы всё-таки можем получить, глядя на гравюру 1768 года "Каскад". В XVIII столетии все короли, герцоги и богатые аристократы желали обзавестись фонтанами, искусственными прудами с островками-беседками, а если позволяли средства, то и неким подобием римского водопровода. Поэтому инженеры-гидротехники ценились на вес золота, в то время как бесчисленные авантюристы разъезжали по городам и странам, выдавая себя за "спецов по фонтанам". При них всегда имелись мудрёные чертежи — иной раз краденые у настоящих мастеров, но чаще — абракадабра с набором линий и цифр. Потом, заморочив голову какому-нибудь немецкому курфюрсту, мошенники убегали с деньгами в соседнее княжество… Вернёмся, однако, в Кусково!

Мы привыкли к тому, что наименование "Эрмитаж" ассоциируется у нас с музейным собранием живописи и скульптуры, с громадными залами, с царским великолепием старого Санкт-Петербурга. В Галантном веке слово ermitage понимали иначе. Буквально. Место уединения, а ещё — "приют отшельника". В Кусково тоже имеется свой Эрмитаж, куда хозяева допускали только избранных друзей. Этот феномен требует небольшого пояснения. Дело в том, что XVIII столетие — антипод веку Людовика XIV, как известно, обожавшего грандиозные пространства и страдавшего неодолимой гигантоманией. Тому нравились помпезные выходы, демонстративность и публичность. Осьмнадцатое столетие, напротив, — эра изящных павильонов, маленьких уютных комнаток, миниатюрной мебели, интимности. Человек хочет покоя и расслабления, приятного ничегонеделания, флирта, игры. Актуальны безделушки, "…блеск лёгкой болтовни" (как в куплетах Бомарше), бегство от проблем. Бледные пастельные краски, семенящие шажки, переменчивость настроения, хрупкость, изнеженность — таким был XVIII век. Маркиза де Помпадур принимала свой особый кружок в Бельвю, Мария-Антуанетта сбегала из торжественного Версаля в Малый Трианон. Фридрих Великий устремлялся с тевтонского плаца — в Sans Souci, что переводится как "без забот". Хозяева Кусково — Шереметевы — для этих целей выстроили себе очаровательный Эрмитаж.

Ещё одна страсть — оранжереи. Массово они появились ещё в XVI столетии, когда европейцы — колонизаторы, мореплаватели, первопроходцы — захотели выращивать южные экзотические плоды и прочие теплолюбивые растения, невзирая на холодноватый, неласковый климат своих Амстердамов и Лондонов. Постепенно "искусственные апельсиновые рощи" становятся важным атрибутом королевских резиденций и богатых усадеб, хотя содержание теплицы считалось дорогостоящим удовольствием. Для Шереметевых это не было проблемой — кусковская оранжерея поражала гостей не только своей продукцией, но и причудливой — поистине дворцовой — красотой. Что характерно, здесь не только выращивались южные фрукты, но и проводились танцевальные вечера, светские рауты, пышные обеды.

Большой Дворец — основное сооружение усадьбы. Точные контуры классического силуэта, царственная величественность эллинской простоты, как понимали её на излёте века Просвещения. Анфилады маленьких кабинетиков, просторных гостиных и парадных спален, изысканная мебель, портреты хозяев имения, а также царей и цариц. Репрезентативность и, вместе с тем, резкое отрицание мишурности — в этом весь классицизм, пришедший на смену миловидно-капризному рококо. Мы глядимся в высокие зеркала танцевальной залы — в них отражается не только наша реальность, но и силуэты прошлых столетий: дамы в пышных платьях с шёлковыми розами на корсаже, кавалеры в напудренных париках, маскарадные маски, тысячи свечей и огни праздничного фейерверка над неподвижным прудом. Как писал Игорь Северянин уже в начале XX века: "Сквозь кружева листьев ажурных / Всплывали дворцов арабески, / Смеялись алмазы каскадов / Под их пробуждённые плески". У нас нет машины времени — мы отделены от прошлого неподъёмной завесой. Быть может, оно и к лучшему, ибо человеку свойственно романтизировать старину, приписывая ей красоту, благородство, грацию. Остаётся только посещать музей и вспоминать фразу Шарля де Талейрана: "Кто не жил до 1789 года, тот не знает всей сладости жизни".

Илл.Усадьба «Кусково». Голландский домик. Гравюра Пьера Лорана (1768)

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x