1 ноября 2013

РЕВОЛЮЦИЯ

Владимир Мединский против перформанса
Фото: ссылка
РЕВОЛЮЦИЯ - переворот, внезапная перемена состоянья, порядка, отношений; смута или тревога, беспокойство.
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля

Министр культуры РФ Владимир Мединский на заседании Всемирного русского народного собора в Москве представил свое видение культурной политики государства. Он убежден, что "большая здоровая семья, здоровый досуг, свободный творческий труд, свобода мысли, самообразование и постоянный духовный труд - вот те истинные цели, на достижение которых должна быть нацелена и базироваться культурная политика России".

При этом Владимир Мединский заявил, что "целью должно быть поддержание того, что ведет к росту человеческого капитала". Под этим понятием глава ведомства понимает "умножение русского народа и всех братских народов, населяющих нашу страну".

Стоит отметить, что такие слова являются примером самого адекватного выступления министра культуры России со времен крушения СССР. Особенным контрастом выступление Владимира Мединского выглядит на фоне деяний и сентенций таких его предшественников, как Швыдкой и Авдеев.

Пожалуй, одним из ключевых в речи Мединского стал момент, в котором он определяет задачи министерства культуры России на данном этапе. В частности, Минкульту важно стремиться "не продолжать безвольно плыть в фарватере чужих идей, мыслей, мод", поскольку это "сводит творческий поиск в театре, литературе, архитектуре, кино к повторению мультикультуралистских тенденций: проведению очередных акций, перформансов, инсталляций".

Мединский заверил, что с большим вниманием отнесется к рекомендациям участников Всемирного русского народного собора в формировании культурной политики страны.

И, наконец, выступая сегодня в «Российской газете» со статьей «По правде об искусстве говоря…», в которой отражена его мировоззренческая позиция, Владимир Мединский просит не забывать, что все мы – граждане великой страны с великими традициями и славным прошлым, что откладывает отпечаток на нашу действительность и позволяет прогнозировать будущее: «В нас живет генетическая память народа, решавшего сверхзадачи - модернизация страны, победа над Гитлером, полет в космос. А раньше было освоение Сибири и Севера. На протяжении всей нашей истории были бесчисленные победы над внешними врагами и преодоление собственных смут. Есть у нас ностальгия по великим задачам, никуда от себя не уйдешь». 

Причем, констатация избранного пути, особого мира России – не открытие Мединского. Об этом писали и светочи русской литературы: «Достоевский настаивал на том, что Россия - это особый мир, со своей историей, традициями, культурой. Он верил, что, кроме Нового и Старого света, есть и Русский свет, который нам предстоит открыть для себя. "Откройте русскому человеку "Русский свет", дайте отыскать ему то золото, это сокровище, сокрытое от него"».

Что же касается совершенно адекватных попыток оградить нашу страну от волны «перфомансов» и прочих изобретений западного расчеловечивания людей, то объяснение министра культуры РФ явно  в тему: «Попытка "пересадить Францию в Россию", как о том мечтали декабристы, или привить в наше время американские стандарты, обречены на провал. Николай Данилевский вывел такой закон в своей книге "Россия и Европа": "Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам иного типа". Поэтому мы такие, какие есть. И могущество страны всегда заключалось в том, что мудрость Востока и прагматизм Запада мы с благодарностью принимали, но всегда делали свой выбор, основываясь на тех духовных константах, которые издревле были присущи России».

 

Экспертные оценки

Тем, кто говорит, что в стране ничего не происходит, что мы зависли в пагубной яме, что Валдайская речь Путина невнятна и противоречива, я теперь буду отвечать: почитайте, что говорит министр культуры Мединский. А он говорит то, о чём газета "Завтра" кричала, стенала, бухтела на протяжении 20 лет. Мы не уставали говорить о том, что государство не должно пестовать, спонсировать, формировать культуру, которая убивает общество, размывает народное сознание и бьёт в конечном итоге по государству. Мы писали о том, что государство обязано при помощи своих колоссальных ресурсов создавать культурный и идеологический фон для развития и процветания страны. И эта культура, необходимая для жизни, не может быть основана на перверсиях сознания, на глумливых выходках врагов России.
По сути Мединский сегодня повторил тезисы газет "День" и "Завтра".

Существуют два варианта трактовки этих заявлений.
Вариант первый. Мединский - наивный русский патриот, волей случая оказавшийся на министерском посту. Он делает удивительные заявления, подписывает чудесные распоряжения, которые, несомненно, потонут в ядовитом болоте либеральной культуры, либеральной пропаганды, либеральной эстетики.

Вариант второй. В стране начинается революция сверху. Исход этой революции неясен, но сигнал дан вполне отчетливо.

Если долгожданная революция сверху всё же началась, то всем политически активным жителям страны придется делать политический выбор, а кому-то придется... "делать ноги". Успех этой революции не предопределен, плоды этой революции появятся не мгновенно. На этом пути нас будет ждать много проблем, разочарований и неопределенности.

Однако иной путь - путь революции снизу, гораздо более опасный и "затратный". Ибо предполагает период хаоса безвластья и развала границ. Победит ли путинская революция сверху, выйдет ли она на нужные народу рубежи - зависит от русского общества. Вялость, индифферентность к судьбе своего государства, негативное сознание, двадцатилетний законный скепсис в отношении всего, что делается правительством, известная русская инертность, а попросту - лень, - могут погубить дело революции, превратить её в очередного ручного зверька, которого выводят на арену, на потеху иностранной публики. Но если граждане страны проявят волю, активность, способность к спайке и анализу происходящего, то революция разольётся широкой рекой, захватит все сферы жизни народа.
Да будет так!

Высказывание министра культуры о том, что хватит «акций, перформансов и инсталляций» - абсурдно. Речь идёт об определённых формах искусства. Видимо, для Мединского они ассоциируются с чем-то отвратительным. Но ведь акция может быть традиционалистской, а инсталляция христианской. Например, ясли, выносимые католиками на Пасху перед храмом – это, по большому счету, инсталляция, а Крестный ход в Мексике – почти перформанс. У Мединского получилось сродни – долой короткие рассказы, оставим только повесть и роман. Я думаю, что таким образом министр выразил своё неприятие современного искусства. Но выразился откровенно неудачно.

Проблема в то, что сегодня в России вообще нет культурной политики. Это определенные позиции государства в области культуры. И они не должны быть на анекдотичном уровне – за все хорошее, против всего плохого. Культурная политика – «мы поддерживаем следующее искусство, направленное на то и на это». Например, французы поддерживают любые формы, которые работают на величие и исключительность своей страны. Они не боятся выставлять спорное, неоднозначное. И помогая издавать например, Селина Франция совсем не подписывается под его коллаборационизм.

Это политика, это стратегия. А «плохое-хорошее» исходя из чьих-то представлений – это вкусовщина. Когда господствует такой подход, культурная политика автоматически заканчивается

Считаю, что слова министра чрезвычайно своевременны. Идёт третье десятилетие «оккупационной демократии», третье десятилетие после катастрофы, и вот, наконец, важные слова произнесены. Действительно, вышеперечисленные формы искусства не свойственны нашей стране, нашей цивилизации. Столица субъекта воздействующего на нас с помощью акций и перформансов находится за океаном. Мы не прошли путь .Запада - от Модерна к Постмодерну. Буквально единицы соотечественников ошибочно принимают себя за людей Запада. В нашем случае такие формы - чистая имитация.

А альтернативы перформансу и инсталляции, формы проявления коллективного духа, мистической общности - были, есть и будут. Как-то хоровое пение и вождение хороводов. Наши мусульманские братья не обижены отсутствием форм коллективной идентичности – чего стоит та же лезгинка. Я полагаю рано или поздно мы ещё покажем свою сущность. Хороши будут хороводы в Брюсселе, мечтаю о днях чеченской культуры в Париже.

Полагаю, что именно теперь пришло время возвращения к жанру большой картины. Может быть, самой большой картины в истории человечества, которое с надеждой смотрит на нас.


1.0x