Приближается 12 июня — праздник национального позора России и отечественной политической элиты, которая допустила голосование и одобрение в ВС РСФСР подавляющим большинством голосов по независимости РСФСР от СССР, т.е. верховенству законов республики над союзными законами. Фактически тогда был вонзен меч в единство территории Советской России, которая создавалась столетними усилиями народов России и их элитами. И это произошло не вследствие военного поражения, а как результат изощренных политических и пропагандистских манипуляций под кодовым названием "перестройка и гласность". То есть, против СССР был использован инструментарий, который сейчас в США называют "мягкой силой". И теперь возникает зеркальная ситуация, когда те же либеральные сегменты общества, которые осуществляли горбачевскую перестройку, как по команде, ведут дело к расшатыванию остаточного централизованного механизма российского государства, каким бы оно ни было по своему социальному содержанию.
Путин будет повержен, и "истинная демократия" восторжествует. Об этом мечтают деятели либерально-буржуазной оппозиции. Об этом говорят их лозунги и призывы. В частности, недавняя публикация известного либерального деятеля Ильи Яшина в "Новой газете" даёт именно такой расклад. И эта либерально-западническая оппозиция, сплотившаяся "под зонтиком" Болотной площади, имеет серьёзные шансы на успех. С одной стороны, налицо поразительная энергия и "политический креатив" либеральной братвы. С другой стороны, крупномасштабная поддержка "мирового сообщества", что не позволяет Кремлю задействовать силовые сценарии. Наконец, третий элемент — притягательность антипутинских призывов для населения на фоне "монетаристского" давления со стороны исполнительной власти (цены, тарифы, налоги и обменный курс). Значительная часть русской патриотической интеллигенции ощущает здесь еще один фундаментальный подвох по типу "перестройки и гласности" горбачевско-ельцинского образца.
Отличия, правда, имеются, и весьма существенные. Они заключаются в том, что государство при Путине выстроено в значительной мере по либеральным лекалам (неограниченный рынок, деньги как высшая ценность и мера всех вещей, президент, парламент, свобода печати).
А во "властной вертикали" находится огромное количество тех же либералов с западническими воззрениями на социальное строительство и вхождение России в мировую систему разделения труда. Казалось бы, чего им, всем этим олигархам, писателям, медиа-звездам и т.д., не хватает? Почему недовольство и даже ненависть брызжут из них неиссякаемым фонтаном?
Чтобы разобраться в этом, вспомним конец 80-х. Тогда "сверху" утверждался примат борьбы с компартией, с номенклатурными привилегиями, за демократию и свободу, верховенство республиканских интересов над единым государством. И это смертельное антирусское и антигосударственное оружие не было замечено по- настоящему ни секретными службами безопасности, ни силовыми ведомствами, ни директорами заводов, ни обществом, ни советской и партийной элитой. Советская интеллигенция, словно зачарованная дудочкой поводыря, в своем подавляющем большинстве помчалась за этими миражами... Итоги известны. От страны отсоединили Украину, Белоруссию, Закавказье и Среднюю Азию. Миллионы русских подверглись гонениям. Возникли огромная коррупция, преступность и чудовищное социальное неравенство. А теперь даже официальный Кремль мучается в поисках защиты "своих позиций и интересов" на просторах бывшего советского пространства, пытается понять, как защититься от наркотиков из Афганистана и добиться от Туркмении нужных шагов по газовым проблемам.
Так вот, теперь, как и тогда, в ход идут аналогичные лозунги. Правда, они более изощренные по содержанию, но очень похожи по общей направленности. Это, опять же, "свобода", "истинная демократия через честные выборы", "борьба с коррупцией". Главное отличие нынешнего положения дел от ситуации четвертьвековой давности заключается в том, что Советское государство в значительной мере отвечало интересам общества в целом и подавляющего большинства своего населения. А ныне созданная структура служит, прежде всего, интересам крупных олигархических структур. Просто взгляните на распределение прибавочной стоимости. И отсюда явное тяготение общества и левопатриотических сил к тому, чтобы войти в нынешний "комплот" и полностью окунуться во взаимодействие с "либеральной оппозицией". Действительно, классовое содержание деятельности Кремля не вызывает сомнений. И отсюда следует весьма высокая возможность, что к Болотной очень скоро и массово примкнут наши сограждане, недовольные социальной политикой Кремля. И никакие сверхкрупные "штрафы" не удержат ситуацию. Получится потрясающий кульбит. Либералы-западники, проводя свой экономический курс, будут валить "свой" Кремль. Вот так дела!
Чтобы выяснить, чем же не устраивает нынешний президент и его "команда" либералов западнического образца, давайте попробуем взглянуть на ситуацию беспристрастно. Ведь Путин проводит полностью либеральную финансовую и экономическую политику, ориентируется на встраивание России в глобальную экономику и стремится, если не войти в высшее западное сообщество, то хотя бы быть принятым там. Он поддерживает олигархические структуры и разрешает им ежегодно разными путями вывозить за рубеж сотни миллиардов долларов, полученных за счет эксплуатации российских природных ресурсов. Он гарантирует либералам полную свободу в отечественном информационном пространстве, прежде всего — на телевидении, через которое они нещадно насаждают свои ценности: преклонение перед Америкой, восхваление насилия, убийства, извращенный секс и так далее. Но, тем не менее, всё это оказывается недостаточным.
Понятно, что Путин "заказан" с Запада, а местные либералы — только исполнители этого заказа. Исполнители тем более рьяные, что они уверены как в своем успехе, так и в полной безнаказанности по ходу исполнения данного "заказа". Сейчас этому глобальному миропорядку грозит неуправляемый кризис, который может развалить с таким трудом сконструированный Вашингтоном постсоветский мир. И отсюда безотлагательная императива для глобальных правящих групп сделать некий фундаментальный поворот, сломать складывающуюся негативную динамику и через усиление хаоса добиться сохранения и расширения своей гегемонии. И мы на примере последних событий видим резкое расширение деятельности США в направлении всемерной активизации разрушительных процессов как традиционного международного права, так и вообще — категории "национальных государств" как таковых. Это и Ливия, и сирийские события, и готовящийся удар по Ирану. Складывающийся катаклизм нанесет сокрушительный удар по Европе как по конкуренту Вашингтона и, видимо, развалит усиливающуюся немецкую гегемонию в ЕС.
Но главная цель все же — Россия. Среди наиважнейших приоритетов находятся такие мотивации, как установление неограниченного контроля за природными ресурсами, с одной стороны, а с другой, и над всем геополитическим пространством России. Трактовка природных богатств РФ как "мирового достояния" уже введена в оборот американской политологии. Наконец, третий аспект этих задач сводится к тому, чтобы в кратчайшие сроки остановить беспрецедентный экономический рост КНР. Для этого также нужен контроль над Сибирью и Дальним Востоком. Отсюда и сформировавшееся понимание политического истеблишмента США, что надо добиться осуществления в России "перестройки-2" с всеобъемлющей либерализацией на всех векторах централизованного российского государства. А в стратегической перспективе это и должно привести к фрагментации территориального единства с формированием на нашей территории РФ серии "малых" государств, находящихся под ядерным зонтиком США. Последнее и дало бы возможность полностью использовать природные ресурсы для поддержания экономической и социальной стабильности в стране-доминанте США, и одновременно подорвать экономический рост гигантского Китая.
Так чем же не устраивают Путин и его команда мировой истеблишмент? Это, во-первых, сохранение централизованного российского государства как субъекта международных отношений и международного права в его ялтинско-потсдамском варианте. Для этого и стремятся развалить систему СБ ООН. Во-вторых, сохранение ВПК и ракетно-ядерного стратегического потенциала РФ на перспективу также не соответствует установкам США. В-третьих, это ограничения на допуск американских ТНК на всю территорию РФ. Наконец, в-четвертых, ориентация Путина и его окружения на Русскую православную церковь как идеологическое обоснование специфического "русского пути" в мировой истории, откуда следует и опасность великодержавного вызова России Западу.
Перед нами сейчас раскрывается трагичность положения Путина, который сам как бы распадается на две неравные части. Его ставка на "западничество" и либерализм с олигархическим уклоном во внутреннем строительстве наталкивается на вышеперечисленные узлы стратегических и национальных интересов России. И вот отсюда и возникают стойкие и непреодолимые противоречия с Западом и по ПРО, и по Ближнему Востоку, и по курсу на интеграционные тенденции, и по взаимоотношениям с КНР. Какая из этих двух частей победит — вот в чем вопрос.
Структуры внутренней либеральной оппозиции имеют достаточно сложную пирамидообразную форму, куда входят самые различные элементы. В социальном плане эта пирамида опирается на компрадорских олигархов, в нее входит также обслуга олигархата из числа представителей мелкой и средней буржуазии, которые зависят от финансовых потоков, связанных с экспортно-импортными трансакциями. Здесь же и многочисленный "финансовый планктон", и среда, близкая к криминалитету. На политической вершине, несомненно, находится Медведев с группой высших государственных чиновников. Он действует, с одной стороны, как "альтер-эго" Путина, а с другой — как штаб либеральной оппозиции во главе с деятелями типа Тимаковой и Будбергом. Они-то и выполняют важнейшие функции связи с "Комитетом за честные выборы" и другими неправительственными организациями, в том числе финансируемыми из-за рубежа. Они обладают всеми возможностями по координации финансовой поддержки со стороны российских олигархов, которые внешне не входят в описываемую систему, но, тем не менее, являются ядром этих политических сил. В части, касающейся информационной поддержки либеральной оппозиции, это прежде всего такие рупоры, как "Новая газета", "Независимая газета", радиостанция "Эхо Москвы", телеканал "Дождь" и др. Имеется также и "негласная" система "доброжелателей" на федеральных телеканалах — таких, как НТВ (с Митковой и Кулистиковым). Среди финансистов этой системы, по ряду сведений, фигурируют крупнейшие олигархи: Усманов, Фридман, Чубайс, Керимов, Абрамович. Все они входят и в ближний круг "друзей" Путина, но борются, по их собственным утверждениям, против "госчиновников и новых олигархов путинского гебешного разлива". Таких, как Тимченко, Ротенберги, Ковальчуки и др.
В такой противоречивой ситуации, конечно, может возникнуть предположение, что Путин как изощренный политик мог и сам выстроить себе "ручную оппозицию", чтобы вести с ней игру по типу зубатовщины. Между тем, даже если это и так, подобная схема весьма напоминает ситуацию с Горбачевым, который маневрировал между "группой ГКЧП" и группой Яковлева-Шеварднадзе-Ельцина. С известным результатом...
Какой в этих условиях должна быть линия общества и левопатриотической оппозиции? Надо, прежде всего, понимать расклад в общественных настроениях. Здесь либералы, хотя и усилились за два десятка лет своего доминирования, тем не менее, пользуются поддержкой максимум 15% населения, занятых в сервисных секторах экономики, мелком и среднем бизнесе, да еще и преимущественно в больших городах. В то же время просоветская часть электората составляет от 18% до 37%, интересы которых и отражают КПРФ и "Справедливая Россия" как парламентские структуры. И далее следует правопатриотическая часть, концентрирующаяся вокруг РПЦ и ряда национал-патриотических течений. Это еще порядка 35% населения. Остальная часть политически и идеологически не идентифицируется.
В текущей обстановке раскладка сил в решающей степени зависит от самого Путина, от того, куда его затянут обстоятельства внутренние и внешние. Сценарий, который разыгрывают "западники", должен втравить действующего президента в очередной виток либеральных экономических и финансовых реформ, которые переведут большую часть населения в протестный режим, который уже "монополизирован" либеральной хеврой. Здесь должны сыграть свою роль такие факторы, как подъем цен и тарифов, введение платных медицины и образования, несовпадение официальных данных по средней зарплате и реальному положению дел, сокращение инвалютных поступлений и инфлирование рубля и др.
Эти перемены должны совпасть с радикальным снижением благоприятной мировой экономической и политической конъюнктуры в конце текущего и в начале следующего года. Здесь же должен сработать и механизм разжигания внутренних националистических конфликтов — прежде всего на Кавказе — и внешних конфликтов в Центральной Азии. Что мы, представители левых сил и патриотов, можем сделать в подобных условиях? Это, прежде всего, консолидированное требование от Путина выработки программы "Общего дела" для всего населения с сокращением социального разрыва в положении трудящихся. Для этого необходимо прямое обращение к народу, которое должно совмещать рыночные и плановые элементы: для крупных проектов, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, — основы управления экономикой, исходя из китайского образца. Сюда также необходимо включить требование планомерного отхода от либерально-западнических норм и принципов, что в практическом плане должно выразиться в формировании коалиционного правительства народного доверия. Необходима также смена вектора информационного вещания с заменой руководящих кадров на федеральных телеканалах.
Внешние обстоятельства всё равно будут давить на действующего президента именно в таком направлении. И ему, рано или поздно, придётся сделать окончательный стратегический выбор. Однако Путин может и опоздать с ним.
И если мы увидим, что "властная вертикаль" следует прежним курсом, то возникнет необходимость сделать резкий поворот к формированию общего фронта ненасильственных действий для выбора нового лидера и парламента страны. В этой схватке всё равно придется проводить прямые выборы, на которых должны победить левые и патриотические силы.