В России, Белоруссии и на Украине начинаются торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси.
Отмечать одно из важнейших событий нашей общей истории будут несколько недель. Уже 23 июля в Москву съехались представители 15 Поместных Православных Церквей. Совместная молитва объединит, в том числе, 9 их Предстоятелей: Патриархов Иерусалимского, Александрийского, Московского, Грузинского, Сербского, Болгарского, архиепископа Кипрского, митрополитов Польского и Американского.
В воскресенье, 28 июля, по всей стране прокатится волна колокольного звона: несколько тысяч церквей одновременно встретят праздник особым пятнадцатиминутным перезвоном.
Специально к этому событию в российскую столицу привезли почитаемую христианскую святыню - крест, на котором, по преданию, был распят апостол Андрей Первозванный. После Москвы совместные молебны иерархов пройдут в Киеве и Минске.
Совместные богослужения иерархов пройдут также в ближайшие дни в Киеве (27-28 июля) и Минске (29 июля). Некоторые из богослужений состоятся под открытым небом, и в них смогут принять участие тысячи верующих.
Как отмечают украинские источники, в Киеве в церковных праздничных мероприятиях по случаю 1025-летия Крещения Киевской Руси примут участие Предстоятели Поместных Православных Церквей: Александрийская Церковь – Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II; Иерусалимская Церковь – Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III; Русская Церковь – Святейший Патриарх Московский и всей Руси Кирилл; Грузинская Церковь – Святейший и Блаженнейший Католикос-патриарх всей Грузии Илия II; Сербская Церковь – Святейший Патриарх Сербский Ириней; Болгарская Церковь – Святейший Патриарх Болгарский Неофит; Кипрская Церковь – Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II; Польская Православная Церковь – Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва; Церковь Америки и Канады – Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон.
Также на юбилей Крещения Руси прибудут представители шести Православных Церквей мира: Константинопольская Церковь – митрополит Галльский Эммануил; Антиохийская Церковь – митрополит Мексиканский, Венесуэльский, Карибский и всей Центральной Америки Антоний; Румынская Церковь – митрополит Западной и Южной Европы Иосиф; Элладская Церковь – митрополит Филиппский, Неаполитанский и Фасосский Прокопий; Албанская Церковь – митрополит Корчинский Иоанн; Церковь Чешских земель и Словакии – архиепископ Прешевский и Словакии Ростислав.
***
Сегодня Предстоятели всех Поместных Церквей соберутся в Храме Христа Спасителя на торжественное богослужение — впервые в истории в таком широком составе, что тоже символизирует единение Церкви. Сама же служба полностью повторит ту, что прошла 25 лет назад на площади перед Даниловым монастырем, в честь 1000-летия Крещения Святой Руси
Экспертные оценки
Торжества, которые проходят сейчас в Москве и будут проходить в Киеве и Белоруссии, отражают очевидный факт, по сути, Патриарх Московский и всея Руси по значению своему для православного мира является Патриархом вселенским. Хотя формально этот титул носит Константинопольский Патриарх, который на самом деле имеет паству в несколько тысяч человек в Фанаре – в одном из кварталов Стамбула.
Что касается личности самого Патриарха Кирилла, то можно сказать, что страшное тотальное поношение, которому он подвергся со стороны его бывших либеральных друзей, многое изменило. Сегодня политика Московской Патриархии очевидно смещается в консервативную, охранительную, фундаменталистскую сторону. Движение идёт в правильном направлении, в сторону выздоровлении русского православия, возвращения России в ту историческую колею, с которой она была насильно сброшена в своё время богоборцами. Поэтому патриоты должны в этом отношении Патриарха поддержать.
Да, этот поворот в русском традиционном духе ещё не окончателен и не затронул все стороны церковной жизни. Действительно, в Церкви существует достаточно мощное либеральное лобби. Но избавиться от этого одномоментно очень сложно. Это процесс достаточно длительный и, надо сказать, что он идёт. Поэтому думаю, всем русским патриотам нужно спокойно и конструктивно работать, для того чтобы эту ситуацию сдвигать в этом русском патриотическом черносотенном направлении.
Если Святейший ошибается, – а как человек он, естественно, может ошибаться – надо его спокойно поправить в меру своего понимания, подсказать, куда нужно двигаться. Я думаю, что общими усилиями мы с Божьей помощью сумеем Церковь вернуть на тот благодатный путь развития, которые необходим для того, чтобы вся русская государственность, вся русская жизнь вернула себе прежнее державное величие и благодатную духовную чистоту.
Крещение Руси касается всех частей триединого русского народа. Есть единый русский народ, который всегда исторически состоял из северо-западной Руси, которую наследует нынешняя Российская Федерации, и которая стала основой великорусского этноса, а также Белой Руси и Малой Руси. Кроме того в состав триединого русского народа входят и такие малые этносы, которые сохранились ещё со времён древней Руси, как русины. И делиться нам не только нельзя, но и по существу невозможно. Все деления рождены исключительно западным, преимущественно польским, влиянием, а также усилиями всевозможной антинациональной и межнациональной интеллигенции в конце XIX – начале ХХ века. Например, язык великого малороссийского мыслителя Григория Сковороды практически ничем не отличался от того языка, на котором говорила и Великороссия. А это уже XVIII век, казалось бы, стоит от Древней Руси достаточно далеко. Поэтому мы должны говорить именно о едином русском народе и о близких, родственных ему, славянских народах, таких как, например, сербы. Мы представляем из себя единый славянский православный мир.
Хочется подчеркнуть, что во время празднования годовщины Крещения Руси мы должны ни в коем случае не акцентировать некое экуменическое единство с остальным, так называемым христианским миром. Сейчас идут частые разговоры о возможности созыва некоего 8-го Вселенского Собора, который должен осуществить степень единства с западным христианством, по преимуществу католицизмом. Такой Собор невозможен не только по причине непримиримых догматических расхождений между Православием и католицизмом, но также и потому, что сегодня нет по существу той инстанции, которая правомочна созывать Вселенский Собор. Согласно канонам православной церкви Вселенский Собор может быть созван только православным императором. Такого, как известно, в настоящее время нет. Поэтому любой так называемый Вселенский Собор, если он будет сегодня кем-то созван, не быть иначе именован как волчий или разбойничий. Кстати, об этом нам постоянно напоминают афонские старцы.
Конечно, у нас могут быть совпадения позиции в нравственной области с католиками в отношении тех же самых однополых браков. Но это никоим образом не может означать единства с ними по каноническим и, тем более, догматическим вопросам.
Об этом стоит сказать именно потому, что сегодня зачастую связываются церковно-политические мероприятия с возможными экуменическими инициативами. Мы должны подчёркивать именно своё изначальное древнее Православие, не имеющее отношение к западным отступникам.
Третье. Ни в коем случае нельзя считать, что рождение Государства Российского однозначно было связано только с этим событием. История Руси гораздо древнее, и отвергать историю Руси дохристианского периода было бы таким же обрубанием корней, каким в двадцатые годы было обрубание связей с императорской Россией. Русская история едина и неделима не только в пространстве, но и во времени.
Крещение Руси не отменило, а осветило всю русскую историю, в том числе и предшествующую. В значительной степени ведические воззрения древних славян и древней Руси вошли в освещённую Церковью традицию и тоже стали её частью. Именно потому, что древние русы и славяне знали, хотя и нечётко, как говорил Апостол «сквозь тусклое стекло», и о Пресвятой Троице, и даже предчувствовали существование Пресвятой Богородицы, которую именно поэтому так и полюбил русский народ. Поэтому жёстко делить Русь на языческую и христианскую будет неверно. Точно также как неверно разделять императорскую Россию и Россию советскую.
Собственно в единстве всех ветвей русского народа, всех пространств, на которых живёт русский народ, в единстве всех этапов русской истории - наша сила.
У некоторых наших людей, в том числе и у молодёжи, существует стереотип, что Европа, с которой мы имеем дело, это традиционная классическая Европа. На самом деле это совершенно не так. То, что происходит сейчас вокруг движения так называемого ЛГБТ-сообщества– один из очень ярких симптомов полного разложения и конца цивилизации секулярного Модерна, в котором человек самого себя воспринял как последний критерий истины и решил, что в отрыве от Бога он может построить цивилизацию.
Патриарх Кирилл очень близко знаком с жизнью современной Европы, будучи ветераном экуменического движения. Когда я входил в рабочую группу по подготовке документов Архиерейского собора 2008 года, наш нынешний Предстоятель был тогда моим руководителем. Он рассказывал, что многие на Западе, в том числе и клирики, просто боятся выступать против ЛГБТ-сообщества. Но когда он это делал на различных форумах, то в кулуарах к нему подходили представители инославных и выражали свою полную поддержку. На Западе создана такая атмосфера, что невозможно вслух публично выступать против извращенцев и их движения.
Сейчас уже ясно, что все внутренние возможности развития этой цивилизации полностью исчерпаны и на повестке дня, стоит проблема религиозного возрождения – возвращения Европы к своим христианским основам. На этом фоне, и Россия, и РПЦ являются главным и едва ли не последним оплотом сопротивления симптомам разложения безбожной современной цивилизации. И если в России не возродится подлинно христианская цивилизация, то она, скорее всего, не возродится совсем.