Авторский блог Галина Иванкина 15:08 2 октября 2015

Красное на чёрном

1990-е — время проверки. Кто ты — человек или предатель? Барыга? Слабак? Обыватель? А может — боец? Нас всех просеяли через сито под названием «девяностые». Нас лишили ориентиров — точнее, мы сами избрали странную мораль. Антимораль. Легко быть чистым, когда везде — вымыто, а ты попробуй не испачкаться, если грязь объявляется признаком цивилизации, свободы, нового мышления. Увы и ах, мы все в той или иной степени замараны. Так, публицистка и писательница Наталия Осс высказалась вполне откровенно: «Травма 90-х сидит глубоко внутри и у тех, кто был успешен, и у тех, кто пострадал». Я скажу грубее: нам ещё очень долго отмываться от зелени, плесени и копоти девяностых.

Шаг за шагом, босиком по воде,
Времена, что отпущены нам,
Солнцем в праздник, солью в беде,
Души резали напополам…
…Красное на чёрном!

«Алиса»

У каждой исторической эпохи имеются свои почитатели и — свои ненавистники. Вместе с тем, существует незыблемая истина, выведенная ещё Александром Сергеевичем Пушкиным: «Что пройдёт, то будет мило». Но всегда ли — мило? Вероятно, именно этой формулой воспользовались организаторы проекта «Остров 90-х». Мероприятие должно было вызвать прилив ностальгии… по десятилетию стрельбы, разрухи и деградации. Безусловно, многие со мной не согласятся и приведут в пример свою первую, купленную в киоске, а не у фарцовщика, американскую жвачку. Или же со светлой грустинкой припомнят, как покупали на ВДНХ вожделенный «видюшник» — аккурат в уголке павильона, под обшарпанной барочной лепниной, которую уже причислили к образцам тоталитарного искусства, но окончательно отколоть и вышвырнуть пока не решались… Впрочем, устроители «Острова 90-х» рассуждали куда как более масштабно: «1990-е дали нам новый лексикон, новую литературу, новый кинематограф, новую музыку, новую моду. Они дали нам иное качество жизни — пришло время вспомнить, как это было, и взглянуть на прошлое другими глазами». Креативный фестиваль проходил 20 сентября в московском «Музеоне», однако же одним только действом сие не ограничилось. В наши дни главным источником информации, пропаганды и вдохновения считается интернет. Вернее, блогосфера. Поэтому в «Фейсбуке» и прочих социальных сетях тут же начался флешмоб, посвящённый «эпохе головокружительных возможностей». Виктор наш Пелевин в своём бешено популярном романе «Чапаев и пустота» выразился философично: «В жизни человека, страны, культуры и так далее постоянно происходят метаморфозы. Иногда они растянуты во времени и незаметны, иногда принимают очень резкие формы как сейчас. И вот именно отношение к этим метаморфозам определяет глубинную разницу между культурами».

Итак, отношение к стремительным метаморфозам 1990-х оказалось у нас всяко-разным. «Фейсбук» заполыхал и взорвался ностальжи-впечатлениями, равно как проклятьями, сожалениями и горячей, несдержанной полемикой. Одни люди ругались, что 1990-е были, тогда как другие плакались, что 1990-е, увы, кончились. Кому война, а кому мать родна. Эти вертелись на рынках, те отстреливались в Белом Доме. «Вы сволочи!» «Нет, сволочи – именно вы!..» «Да вы фашисты!» «А вы Родиной торговали!» «А ты вообще молчи!..» Но всех примиряли старые-добрые фотосессии. Девочки с агрессивными начёсами, с густо и сочно прокрашенными ртами, в свитерах-с-орлом и в джинсах Mavin, которые все тогда именовали по-нашенски «Мальвинами». Юноши в кожаных куртках, надетых поверх спортивных костюмов. Мир широких и ненаказуемых возможностей на фоне обшарпанных стен с вывесками «Обмен валюты» и «Ночной клуб». Мы были такими. И вот теперь грузные, зрелые дядьки с умилением повествуют о своих юношеских подвигах, вызванных действием спирта Royal, а молоденькие студентки выкладывают детские поляроидные фото за подписью: «Вот какая я была забавная!» 1990-е это последняя эпоха, о которой у нас сложились более-менее общие воспоминания. Полагаю, что устроители «Острова 90-х» зацепились именно за это, стремясь обелить и облагородить, замазать яркими клоунскими красками ржавчину и гарь постсоветского десятилетия.

Примерно следующим образом… Эй, чувак, безусловно, ты помнишь, как стадионы превратились в рынки, торгующие дешёвым, но заманчиво-блестящим ширпотребом! Но это же весело и забойно, чувак! Ты же был юн, напорист, готов к приключениям и даже немного наркоман. Чуть-чуть. Как многие тогда. Можно было сидеть на крыше и слушать «Агату Кристи» из колонок поддельного, дребезжащего Pavasoniс-a (sic!) и пить какое-то спиртосодержащее нечто. А по улицам летали подержанные «Мерсы» и «Бумеры» с джентльменами удачи на борту. Госпожа Удача оказывалась близко буквально до ощущения дула пистолета у твоего затылка. Эх, время золотое-позолоченное, когда печень не давила и сердце ровно билось, а все подруги казались красивыми, несмотря на зелёные лосины и ужасные футболки с кривой надписью Deor или Shanel. Неважно, чувак, что не было ни Dior-a, ни Chanel-и, ни Panasonic-а, будь он неладен, зато гремели дискотеки, открывались пути, а ты легко и лихо расставался с «совковым» прошлым, глядя, как популярный сатирик в компании народных артистов ёрничает на тему секса в СССР. И ты, милашка сорокасемилетняя, завсегда вспомнишь те оранжево-фосфоресцирующие дольчики, а ещё свои колготки-сеточки, фиолетовые и зелёные пуховики китайского качества да забавные варёные джинсики. Королева технодэнса и звезда районных вечеров. Может статься, что на твоём дачном чердаке завалялся первый номер журнала Cosmopolitan ты с восторгом его изучила от корки до корки. Ещё бы не помнить, когда на обложке застыла сама Синди Кроуфорд в умопомрачительном чёрном платье.

Тогда было много красного и чёрного. Уверенно-победительный алый колер помады Revlon с рекламной растяжки. И какая-то женщина в чёрном тащится на местное кладбище. Поминать сына-рэкетира он тоже сделал выбор! Мощные юноши в чёрной форме с красными повязками маршируют, неся хоругви. Рядом идут старики с коммунистическими такими же красными знамёнами. Крикливые рдяные буквицы на глянцевых обложках зазывают в рай для богатых. «Красное на чёрном!» вопль Константина Кинчева и заунывная хриплость Богдана Титомира «Де-е-евочка в красном… Всё ненапрасно…» И девочки в красном, как на подбор, легендарные Синди, Клаудиа, Линда в безупречных нарядах от Gianni Versace. Его тоже убьют в 1990-х. Не у нас, разумеется. Однако это было слишком, чрезмерно… символично, ибо именно Версаче оказался невольным создателем «новорусского» шика бордовых плечисто-мощных пиджаков, изумрудно-зелёных брюк, золотых пуговиц, леопардово-парчово-бананово-лимонных и красных мини-платьев.

Но что от тех воспоминаний? Это просто сетевой трёп. Но нет! В преддверии «Острова 90-х» на нас обрушился шквал публицистических статей. Отметились все: от коммунистов до черносотенцев, от либеральных старушенций до юных путинцев. Так, общественный деятель Егор Холмогоров выразился следующим образом: «Разделение, касающееся оценки 90-х, проходит по простому критерию для одних это было время возможностей. Для других время невозможностей». Я бы сказала много иначе: 1990-е годы оказались временем феерических возможностей для отдельных людей на фоне тотальных невозможностей для общества в целом. Иначе говоря, человек-сапиенс мог выбрать правильный, чистый путь, но мы все почему-то оказались заляпанными. Парадокс!

…Мои 1990-е это выбор смыслов и поиски себя. На первый взгляд, всё чинно. Я получала второе высшее образование в модном о ту пору юридическом вузе, крутила по видео «Барри Линдона» с «Гибелью богов», читала Ницше, Вирджинию Вульф и жизнеописания французских королей Галантного века. Сидела в своей удобной нише, будучи замужем за человеком, удачно вписавшимся в рынок, но при этом (о, чудо!) совершенно ничего не воровавшим (я надеюсь!). Голову кружило от разнообразной музыки, модной прессы тогда ещё удивлявшей нездешним броским шиком, околополитических тусовок и первых восторгов от общения с компьютером. Эра возможностей если цитировать Холмогорова! Мне ли бранить девяностые?! Но. Вокруг и около, в соседних дворах и на каждом километре царил беспрестанный хаос, который многие тогда принимали за свободу. Стрельба по ночам никого уже не волновала и не вспугивала. «Живём, как в Чикаго», констатировала моя мать и вспоминала культовую комедию своей юности «В джазе только девушки». Ценность человеческой жизни была мизерной, а мерой всех вещей объявлялся доллар. Можно ли быть счастливым и самодостаточным в разваливающейся стране? Сидеть в уютном креслице, когда рушится крыша? Пировать во время чумы? Но пировали же! Под мотивчики Ace of Base и 2 Unlimited, под протяжное «I saw you da-a-ancing» от Yaki-Da и под «Девочку в автомате» Жени Осина. «Плачет девочка в автомате…» А мальчики с автоматами. Все против всех.

…Остров 90-х. Вот же угадали с названием! Этакая типичная оговорка по Фрейду, когда человек случайно выпаливает то, что крутилось в его сложноустроенном подсознании. В нашем коллективном подсознании, от которого не убежишь и не спрячешься за карамельную, аки «Чупа-Чупс», ностальгию. Первое, что приходит в голову, это Остров Невезения из популярной песенки Андрея Миронова. «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь» зелень, зелёные, баксы. Не только красное на чёрном. Девяностые покрыты именно зеленью. Или же плесенью. Зелень на плесени. Стразы и блёстки на крови. Неоново-тревожная надпись Casino в черноте ночи утром будет ещё пара трупов в красных пиджаках. «Как назло на острове нет календаря ребятня и взрослые пропадают зря». Шатались по замусоренным барахолкам искали счастье с лейблом USA. Время безвременья. Без календаря и дат новые не приживались, старые вычёркивались. Остались только две даты красно-балаганный август-91 и чёрно-задымлённый октябрь-93. «Им бы понедельники взять и отменить…» Понедельник этот символ трудового рвения из романа братьев Стругацких был действительно отменён, ибо предполагал совковый modus vivendi и работу-ради-работы, поэтому, когда мерилом любого телодвижения сделалась «зелень», общество стало поклоняться пятнице дню расслабляющих плясок на обрыганных танцполах.

Остров… Ещё и «Остров Крым» Василия Аксёнова. Хамская, оскорбительно похабная вещь, написанная ещё в 1970-х, но вышедшая у нас именно в 1990-м году, на заре десятилетия. Я не буду пересказывать сюжет лишь напомню, что в этой аксёновской фантасмагории Крым ещё в 1920-х остался белогвардейским, а потом сформировался как типовое капиталистическое государство. Под боком у Совдепа, что и добавляло сатирической остроты повествованию. Разумеется, в несоветском Крыму всё отменно: еда изысканна, реклама зазывна, а девочки стройны и раскованны. Описания крымско-райской житухи соседствуют со смакованием красно-казарменных кошмаров соседнего СССР. «В общем, здесь не было ничего. Впрочем, не нужно преувеличивать, вернее, преуменьшать достижений: кое-что здесь всё-таки было — один сорт конфет, влажные вафли, сорт печенья, рыбные консервы «Завтрак туриста»… В отделе под названием «Гастрономия» имелось нечто страшное — брикет мороженой глубоководной рыбы. Спрессованная индустриальным методом в здоровенную плиту, рыба уже не похожа была на рыбу, лишь кое-где на грязно-кровавой поверхности брикета виднелись оскаленные пасти…» Узнали типовое воспоминание друга-либерала о жизни в СССР? Как под копирку. И, разумеется, в «Острове Крым» имелись уморительные фрагменты, посвящённые Иосифу Виссарионовичу Сталину. И тоже в знакомом стиле. Итак, «…в ссылке над ним смеялись: Коба опять не снял носки; Коба спит в носках: товарищи, у Кобы ноги пахнут, как сыр бри. Конечно, все, кто тогда, в Туруханске, смеялся, впоследствии были уничтожены, но в то время рябой маленький Иосиф молчал и терялся в догадках, что делать: снять носки, постирать — значит признать поражение; не снимать носки, вонять — значит превращаться всё более в козла отпущения. Решил не снимать и вонял с мрачностью и упорством ничтожества». В общем, всё как всегда: жратва, физиология, пинание мёртвых львов и тошнотворно неприличные подробности. А 1990-е тоже были этаким «Островом Крымом». Только если в книжке Аксёнова всё кончается вводом… советских войск и смертью «положительных героев», то у нас произошло с точностью до наоборот. Одряхлевший Совдеп оказался поглощён выдуманным, ...но таким реальным «Островом Крымом», а …господа-либералы до сих пор цитируют фразы о носках товарища Сталина, как будто сие проверенная историческая данность.

Так зачем нам были нужны эти красно-чёрные, залакированные зеленью, 1990-е? На мой взгляд, 1990-е время проверки. Кто ты человек или предатель? Барыга? Слабак? Обыватель? А может боец? Нас всех просеяли через сито под названием «девяностые». Нас лишили ориентиров, точнее мы сами избрали странную мораль. Антимораль. Легко быть чистым, когда везде вымыто, а ты попробуй не испачкаться, если грязь объявляется признаком цивилизации, свободы, нового мышления. Увы и ах, мы все в той или иной степени замараны. Так, публицистка и писательница Наталия Осс высказалась вполне откровенно: «Травма 90-х сидит глубоко внутри и у тех, кто был успешен, и у тех, кто пострадал». Я скажу грубее нам ещё очень долго отмываться от зелени, плесени и копоти девяностых.

1.0x