Авторский блог Михаил Лунин 19:06 8 января 2014

Конфуцианство - первая великая идеология.

Исследование возникновения и эволюции первой великой идеологии - конфуцианства

Для нормального функционирования общества в любой исторический период времени необходимы государство, стабильное социальное устройство, развитие экономики, но еще важнее всех этих необходимых условий развития общества социо-культурная матрица, которая определяет облик государства и общества и позволяет воспроизводить его основные параметры в случае крушения государства, развала экономики или социального взрыва.

Человечество смогло изобрести пока только два вида социо-культурной матрицы – это религия и идеология.

Религия – это система идей направленная на познание инобытия, то есть духовного мира и его сущностей (духи, демоны, боги). Именно религия появляется первой в качестве социо-культурной матрицы скрепляющей и воспроизводящей определенный тип общества. В этом нет ничего удивительного, так как путь мистического познания бытия, основанный на вере, доступен всем людям вне зависимости от развитости общества. Казалось бы, религия играет важную роль лишь в области мистического опыта, но это не так. От религиозных догматов, формы религиозной организации, проповедуемых этических принципов зависит облик общества.

В отличии от религии идеология не является мистическим откровением, то есть не подкреплена верой в божественное происхождение догматов учения. Идеология – это всегда творение человеческого разума и направлена на изучение бытия, что позволяет ей уже в структуре своих идей напрямую задавать параметры устройства общества. Поэтому общества основанные на идеологии довольно редки в истории человечества, так как идеологии требуется для распространения развитая письменная культура, сложное иерархическое строение общества, высокопроизводительный экономический базис, что для традиционного общества практически маловероятное сочетание. (Это показывает, что идеология как духовное учение задающее форму социальной организации общества является более сложной и высокой структурой, чем религия)

Только в 20 веке создались благоприятные условия для идеологий, которые стали господствующей силой в сфере идей и перехватили роль религий в определении облика общества.

Тем не менее, и до эпохи Модерна возникло общество, основанное на идеологической доктрине. Им был Китай, где роль идеологии играло конфуцианство.

Более того конфуцианская империя просуществовала более двух тысячелетий, что является уникальным случаем в истории, когда мощная цивилизация существуя в рамках традиционного общества имела в качестве идейного стержня не религию, а идеологию.

Причиной такого явления стало сочетание особых исторических предпосылок.

Первоначально на территории бассейна рек Хуанхэ и Янцзы возникло небольшое протогосударство, которое создало небольшое племя иньцев сумев подчинить себе окружающие племена. Подчинив с помощью военной силы другие племена, иньцы не могли навязать им свою религиозную доктрину, как в силу её неразвитости, так и слабости государственного аппарата. Поэтому они были вынуждены довольствоваться политическим вассалитетом покоренных племен.

Когда одно из вассальных племен Чжоу сумело объединить вокруг себя часть племен и разгромить иньцев, то это племя оказалось во главе протогосударства.

Вот тут как раз и проявляется первый признак отклонения Китая от пути развития других цивилизаций. Для обоснования своей власти чжоуские правители выдвинули концепцию этически детерминированного права на власть, то есть учение о мандате Неба. Согласно этой доктрине Небо вручает мандат на управление страной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. В принципе санкция со стороны высших сил правителю в той или иной форме присутствует в любой религии, но как раз единой религиозной доктрины разделяемой всеми племенами не существовало. Напротив, у каждого племени существовали свои проторелигиозные представления. Таким образом, чжоуские правители создали первую в истории Китая социально-политическую доктрину не связанную с определенной религией.

Еще одним важным шагом чжоуских правителей для укрепления своей власти стало создание удельной системы. Необходимость подобной системы диктовалась слабостью только возникающего государства, которое не могло иначе контролировать подчиненные ему племена. Сделав выводы из собственного свержения иньцев, чжоуские правители для недопущения подобной ситуации в дальнейшем стали создавать уделы во главе со своими родственниками или видными аристократами. Поставленные во главе уделов чжоуские аристократы для подчинения вверенных их управлению племен вынуждены были в своей деятельности опираться на верховную власть. Однако затем по мере ассимиляции других племен и укрепления власти правителей уделов возник проявлявшийся в разные исторические эпохи феномен феодализации. Правители уделов превратились в независимых правителей, а верховный правитель (ван) превратился в номинальную фигуру. (Период борьбы уделов между собой получил название Чуньцю. (VIII-V в. до н.э.))

Если в протогосударстве из-за объединения в его рамках разных племен было трудно создать какую-либо единую религиозную доктрину, то в период Чуньцу это стало еще сложнее вследствие постоянных войн правителей уделов. Поэтому в качестве своеобразной замены религиозному единству был сделан акцент на морально-историческое единство. Этот акцент благодаря культу предков, возникшему еще в период протогосударства и служившему своеобразной заменой религиозного поклонения богам, позволил сохранить культурное единство распавшейся страны.

Важнейшим следствием такого своеобразного культурного развития страны стало появление образованного слоя хранителей мудрости предков, который не был связан с какой-либо религиозной доктриной. (В других цивилизациях именно слой жрецов стал хранителем Традиции) Конечно, это не означает, что в Китае в этот период не было религиозных представлений, но они застыли на довольно примитивном состоянии не соответствующем уровню развития общества. В период Чуньцю, когда выстроилась целая феодальная иерархия, (Получив реальную власть, правители уделов стали создавать уделы уже внутри своих владений) этот образованный слой не мог проявить себя. В феодальных схватках требовались, прежде всего, воины с определенным кодексом чести. Однако в ходе войн постепенно сокращалось число уделов. Оставшиеся увеличившись за счет поглощения соседей, превратившись в царства, то есть начался процесс объединения, что создало предпосылки для интенсивных интеллектуальных поисков дальнейшего пути развития страны. В конце периода Чуньцу и в период Чжаньго («Борющиеся царства» V- III в. до н. э.) в Китае создаются тысячи философских школ, которые активно занимались осмыслением Бытия.

В этом отношении Китай напоминает античный мир, где также процветали философские школы, но там, ни одна из философских доктрин не превратилась в идеологию. Наоборот победу в идейной борьбе одержало христианство, которое перестроило античное общество в типичное традиционное общество, где господствует религия.

В Китае, напротив, из среды философских школ выдвинулись три философские доктрины, которые сыграли значительную роль в развитии страны.

Первая доктрина – это даосизм, учение о Великом Абсолюте, Дао. Создателем учения считается Лао-цзы живший будто бы примерно в одно время с Конфуцием. Главным принципами учения даосов было следование по пути самосовершенствования (Дао) и уход от мира к природе. Одним из важнейших положений учения было также недеяние (у-вэй), то есть возможность наладить свою жизнь таким образом, чтобы все шло должным путем, но без активных действий человека. Методом у-вэй даосы предлагали руководствоваться в общественной жизни и управлении государством. Естественно, что такая философская доктрина не смогла бы стать идеологией государства, так как управление страной как раз подразумевает обеспечение развития страны с помощью активных действий государственного аппарата. Поэтому даосизм не получил признания со стороны правящих элит царств. Проигравший в конкурентной борьбе за превращение в официальную идеологию даосизм был вытеснен в частную жизнь и трансформировался в мистическое учение, направленное на познание инобытия, то есть превратился в своеобразную народную квазирелигию.

Второй доктриной сыгравшей огромную роль в истории Китая было учение легистов (Школа фа-цзя) Первым видным представителем этого учения считается Гуань Чжун, с именем которого связываются первые реформы, направленные на преобразование удельной системы. Культ закона – вот основное положение легизма. Только закон с точки зрения легистов, который должен отражать общественное благо, способен установить порядок в обществе и обеспечить его гармоничное развитие. (Любопытно, что подобное преклонение перед законом свойственно и либеральной идеологии) Именно легизм первоначально побеждал в идейной схватке философских учений. Практически все министры, проводившие реформы в царствах направленные на ликвидацию удельной системы управления и замены её на управление царством с помощью бюрократического аппарата, были легистами. Это произошло благодаря тому, что легизм оказался доктриной, которая наиболее последовательно выразила интересы централизованного государства. Поэтому в те царства, где были проведены реформы легистского типа, усилились и вступили в борьбу между собой за объединение страны.

Третьей доктриной, в конечном итоге победившей в идейной схватке было конфуцианство. Его создателем стал Конфуций (Кун-цзы, 551-479 г. до н.э.) Он выдвинул в качестве общественного эталона благородного мужа (цзюнь-цзы) готового на все во имя истины, обладающего чувством высокого долга (и), гуманности (жэнь), соблюдающего нормы и традиции (ли), почитающего мудрость старших (принцип сыновней почтительности – сяо) и призвал следовать этому идеальному образцу. Придерживаясь этих принципов, благородный муж не только пойдет по пути морального самосовершенствования, но и построит образцовую семью, так как личный пример главы семьи всегда оказывает решающее влияние. А так как с точки зрения конфуцианства общество – это та же семья только большая, то принципы ли, сяо, жэнь должны применяться и в государственной политике. Конфуцию также принадлежит идея разумного управления государством в интересах народа-семьи, которое приведет к созданию гармоничного общества. Первоначально философское учение Конфуция не встретило особого понимания элиты общества, так как налагала большие моральные ограничения в первую очередь на неё. Кроме того успехи реформ легистов привлекали расположение правителей царств именно к их учению. Поэтому конфуцианцы были вынуждены долгое время вести пропаганду своего учения в условиях недоброжелательного отношения к ним со стороны элит царств.

Положение изменилось, когда процесс объединения страны вступил в решающую фазу. Одно из царств – Цинь настолько усилилось, что начало подчинять себе соседние государства одни за другим и наконец в 221 году до н.э. было покорено последнее царство. Объединение Китая завершилось. Возглавивший объединенную страну император Цинь Ши-хуанди стал строить империю в соответствии с господствующей в тот момент идеологией – легизмом. И вот тут то оказалось, что слепое поклонение закону как выразителю общественного блага без моральных ограничений приводит к чудовищным злоупотреблениям со стороны императора и его чиновников.

После объединения страны часть наследственной знати была уничтожена, а другая часть переселена в столицу под надзор чиновников императора. Вся страна была поделена на области и уезды во главе с преданными императору чиновниками. Был создан разветвленный центральный бюрократический аппарат, эффективно контролирующий все население страны вплоть до уровня деревни. Была организованна система государственных повинностей, которое должно было отбывать население империи. (Гигантские общеимперские строительные работы, снабжение армии, общественные работы на местах) Для нарушителей легистских законов была разработана жестокая система наказаний вплоть до уничтожения всех родственников преступника по трем линиям родства – отца, матери и жены – за особо тяжкие преступления. За менее тяжкие преступления грозило физическое увечье либо государственное рабство.

Подобные жесткие меры позволили государству осуществить ряд грандиозных проектов. На Севере для защиты от кочевников была выстроена Великая стена. Была построена новая столица и несколько стратегических дорог (чидао) связавших столицу с окраинами империи. Успешные войны на севере позволили оттеснить гуннов за Великую стену. Походы на Юг позволили присоединить к империи значительные территории, в том числе северную часть современного Вьетнама.

Однако все эти успехи были достигнуты за счет крайнего напряжения сил народа. В условиях массового недовольства обострилась идеологическая борьба. Победив в войне за объединение страны, легисты обрушили всю мощь нового государства на идеологических соперников, стремясь уничтожить их навсегда. Были запрещены все философские школы. Особенно жестоко преследовались конфуцианцы в которых легисты видели своих соперников за место государственной идеологии. В 214 году до н.э. были уничтожены все труды Конфуция и устроено массовое сожжение древних книг, которые насильственно изымались у образованного слоя, а в 213 году до н.э. 460 наиболее видных оппозиционеров, в основном конфуцианцев, были казнены.

Эти репрессии не смогли остановить рост недовольства. Уже через несколько месяцев после смерти императора начались восстания, которые привели в 207 году до н.э. к падению династии Цинь. Началась ожесточенная борьба предводителей восставших за власть. Победителем в ней стал крестьянин Лю Бан, который в 202 году до н.э. провозгласил себя императором новой династии – Хань.

Естественно сразу же встал вопрос о государственной идеологии новой империи. Ею стало конфуцианство, которое одержало полную и решительную победу в идеологическом противостоянии. Легизм настолько дискредитировал себя в период империи Цинь, что полностью исчезает из сферы идей китайского общества. Став государственной идеологией конфуцианство перестроило общество в соответствии со своими принципами большой семьи.

Конфуцианцы сохранили созданный легистами бюрократический аппарат империи. Более того чиновники стали основными носителями конфуцианской идеологии.

Именно создание конфуцианской элиты позволило добиться устойчивого воспроизведения соответствующего типа государства после смут, восстаний крестьян, завоеваний Китая кочевниками. Добиться этого конфуцианцы смогли благодаря уникальной системе отбора чиновников, которые стали в империи наиболее престижным слоем населения.

Основой этой системы стали конкурсные экзамены. (Нигде более в других традиционных обществах не существовало ничего подобного) Принять участие в них мог любой свободный подданный империи. Экзамены проводились в уездных, провинциальных и столичных центрах под надзором специальных комиссий в закрытом помещении и в письменной форме. Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних, прежде всего классические конфуцианские, уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории и философские трактаты, обладать литературным даром и умением сочинять стихи. Всего существовало три экзамена, после сдачи которых, успешно сдавшим претендентам присваивались соответствующие ученые степени. Из успешно сдавших экзамены трижды цзиньши, как раз и назначались чиновники на наиболее ответственные посты низшей из которых была должность начальника уезда. Благодаря этой системе конфуцианское учение не только приобрело необыкновенный престиж, так как только конфуцианцы могли претендовать на власть, но и позволило сформировать своеобразную конфуцианскую партию. (Идеология нуждается также в профессиональных активистах, как религия в священниках) Причем в эту «партию» стремились попасть наиболее активные и образованные подданные, что привело к необыкновенной для традиционного общества престижности знания и высокому авторитету в народе конфуцианской партии. В результате формирования конфуцианской партии слитой с государственным аппаратом идеология смогла стать основой существования империи.

Идейная монополия конфуцианства подвергалась атаке единственный раз, когда после краха империи Хань и распада Китая на ряд государств в эпоху Нань-бэй чао ( IV-VI вв.) в страну проникает буддизм. Буддизм занял положение господствующей религии, которой Китай был лишен до этого времени. Казалось бы, конфуцианство должно было после этого потерять статус государственной идеологии, но Китаю повезло в том отношении, что буддизм не проявляет особую активность в социальной и политической сфере, как например ислам. (Согласно доктрине буддизма только личные усилия человека по выходу из круга перерождения приведет его к спасению.) Поэтому конфуцианская партия смогла снова возродить империю с государственной идеологией. Буддизм был оттеснен, как ранее даосизм, в частную сферу жизни общества. Возник дуализм, когда конфуцианство продолжало играть роль государственной идеологии, но при этом сосуществовало с буддизмом.

После распространения буддизма конфуцианство оставалось государственной идеологией во всех возникающих китайских империях. (Тан (618-907 г.), Сун (960-1279 г.), Юань (1280-1368 г.), Мин (1368-1644 г.), Цинь (1644-1911 г.)) Существование воспроизводящейся конфуцианской партии позволяло Китаю стабильно развиваться на протяжении столетий. Единственно нестабильным внутренним элементом системы конфуцианского государства являлась как не странно фигура правителя. Проблема заключалась в том, что конфуцианская партия не была организационно оформлена, то есть государство возглавлялось не вождями партии, а монархом, что неизбежно при традиционном обществе, так как только передача верховной власти в рамках династии могло поддерживаться населением. (В этом аспекте конфуцианский принцип выдвижения мудрых и способных не доводился до логического конца)

При активных правителях строго придерживающихся конфуцианской доктрины государственная система работала согласованно. При слабых правителях, когда появлялись всякого рода временщики, которые использовали свое положение для личного обогащения и укрепления своей власти, что как раз порицалось конфуцианством, государственный аппарат не мог обеспечивать развитие страны. Более того возникал конфликт между двором и конфуцианской чиновничьей элитой. Конфуцианские чиновники не могли плести заговоры и устраивать перевороты, так как это противоречило их идеологическим установкам и не имели в своем распоряжении военной силы. Поэтому конфликт между двором и конфуцианцами приобретал затяжной внутриэлитный характер, когда чиновники подавали доклады о злоупотреблениях совершаемых временщиками, а они отвечали репрессиями по отношении к оппозиции. Однако прибегая к силе, временщики лишь дискредитировали себя в глазах общества. Подобное вялотекущее противостояние ослабляло систему государственной власти, которая не могла противостоять наступающему кризису, что регулярно приводило к краху династий. (Династические циклы в истории Китая представляли собой приход к власти после смуты новой династии, что первоначально способствовало расцвету государства и общества, но затем по мере накопления кризисных явлений страна опять впадала в новую смуту.)

Несмотря на этот врожденный порок конфуцианского государства, Китай стал гегемоном всего дальневосточного региона мира. Создав на основе конфуцианства мощную цивилизацию, Китай повлиял на развитие окружающих его народов (Корея, Япония, Вьетнам), которые позаимствовали у него конфуцианскую идеологию. Её крах уже в 20 веке объясняется приспособленностью модели конфуцианского государства к традиционному обществу. Переход в ходе промышленной революции к новой модели общества неизбежно должен был повлечь за собой и смену идеологии. В Китае после эпохи смуты конфуцианство заменила коммунистическая идеология.

Таким образом, Китай опередил развитие мировой цивилизации на многие столетия. Ему удалось создать общество, построенное на основе идеологии, уже в рамках традиционного общества. Другие цивилизации смогли построить идеологическое государство только после разложения традиционного общества в ходе великой революции Модерна, которая способствовала вытеснению религии из идейно-политической сферы жизни народов.

1.0x