Официальная Рига принимает новые шаги, которые могут обострить и без того, мягко говоря, непростые отношения с Российской Федерацией.
Как сообщают латвийские СМИ, 11 февраля юридическая комиссия сейма Латвии приняла поправки к закону, предусматривающие уголовную ответственность за попытку отрицать факт советской оккупации и агрессии со стороны нацистской Германии, а также за попытки их оправдать или прославить.
Автором законопроекта стал Янис Борданс, бывший министр юстиции, который настаивает на том, что за подобные преступления нужно сажать на срок до пяти лет.
Правда, латвийские депутаты посчитали такое наказание слишком суровым, и сократили срок максимального тюремного наказания до 3 лет, разрешив заменять его кратковременным заключением, принудительными работами и штрафами.
Предполагается, что новый закон, который должен подписать президент, вступит в силу уже 31 марта 2014 года.
Однако далеко не все граждане Латвии разделяют законодательные новведения. В частности, еще несколько лет назад в Риге на латышском языке была издана книга «Черновики будущего: Латвия 1934–1941 годы». Ее авторы - глава фракции левоцентристского объединения «Центр согласия» в Сейме Янис Урбанович, президент Союза журналистов Латвии, доктор наук Юрис Пайдерс, председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс (Россия) - отмечают, что латвийская политическая элита приняла принципиальное решение не противодействовать включению Латвии в сферу влияния СССР, надеясь избежать участия страны во Второй мировой войне и рассчитывая в условиях военной блокады переориентировать внешнюю торговлю страны с Запада на СССР.
Но это и другие объективные исследования игнорируются правительством Латвии.
Экспертные оценки
Ненависть к России, такая зоологическая русофобия, является формой самоидентификации элит ряда стран постсоциалистического пространства, в число которых входит и Латвия. Я напомню, что в соседней Литве, которая благодаря СССР даже получила свою столицу Вильнюс, потому что без Советского Союза Вильнюс принадлежал бы Польше, руководство не просто запретило на своей территории «серп и молот», а запретив частности как преступные символ тем самым герб Австрийской республики, в который эти символы входят. И официально разрешило свастику, как древний символ литовского народа.
Латвийская инициатива находится примерно в том же русле. Экономики Прибалтики практически не существует. Это территория, которая существуют за счёт транзита с Россией, как легального, так и нелегального. Латвийское руководство, одержимое хуторским сознанием, свою экономику угробило. Треть населения в трудоспособном возрасте из Латвии просто бежало, треть молодёжи, и сейчас скитается по Европе.
Одним из способов существования Латвии сейчас является продажа вида на жительство гражданам России и в меньшей степени Казахстана и Украины - за приобретение недвижимости на её территории. Недвижимость стоит не очень дорого, поэтому эта вещь популярна. А дальше можно представить себе следующий этап – к владельцам недвижимости будут ходить специально обученные люди, которые будут задавать вопрос: вы согласны с тем, что была советская оккупация Латвии? Если люди окажутся неподготовленными и дадут неправильный ответ, тогда латвийское государство сможет получить некоторые активы по второму разу. Так что вполне возможно, что идёт некоторая подготовка к тому, чтобы некоторое имущество продать дважды.
Но, может быть, это просто элитная шизофрения, потому что люди, которые управляют прибалтийскими республиками, в России выше замначальника отдела Министерства не поднялись бы. Даже при всём моём критическом отношении к нашей элите. Я читал диссертацию, которую президент Литовской Республики госпожа Грибаускайте защитила, когда была преподавателем Высшей Партийной школы. Вы знаете, это даже не курсовая работа. Это беспомощный набор слов.
Многолетний премьер Эстонской Республики господин Ансип в своё время руководил республиканским комсомолом, и его пытались уволить с этой должности за чрезмерно резкое отношение к эстонским националистам. В своё время его отмазывало КГБ СССР просто потому, что перестарался человек. И когда к таким карьеристам спускается очередное указание, причём даже не из Брюсселя, а из какой-нибудь Варшавы, то они бросаются его отрабатывать с удесятерённым рвением.
Я думаю, что России имеет смысл предъявить в каком-нибудь Стамбульском или Лондонском суде иски прибалтийским государствам за те вложения, которые сделали народы России в эти государства. Если литовцы предъявили нам претензий, по-моему, на миллиард долларов, то думаю, мы имеем право взамен получить четверть или треть территории Литвы, которую она обрела в составе Советского Союза, которая оплачена, в том числе, кровью наших сограждан. Я думаю, что это будет неплохая коммерческая сделка. Может быть, даже лучшая коммерческая сделка в истории России.
Честно говоря, я не понимаю, почему российское государство терпит подобного рода клопиные укусы. Всё это должно вызывать очень простую реакцию. Во-первых, мы оставляем там только консулов для обеспечения интересов граждан. Во-вторых, мы прекращаем коммерческие отношения. У нас прекрасные порты построены в Санкт-Петербурге. У нас не так уж плохо в Калининграде. С Калининградом можно поддерживать связь через Беларусь, можно усиливать там транспортные мощности. Однако если прибалтийские элиты хотят вести себя как клопы, то стоит обратить их внимание на то, что с клопами обычно бывает. Естественно, деликатно, без угроз, но так, чтобы дошло даже до этих людей. До них не всё доходит быстро, но возможностей у нас много.
Я совершенно не понимаю, почему российские руководители встречаются с прибалтийскими руководителями на равном уровне. Нужно исходить из экономического потенциала, и с премьер-министрами этих стран должны общаться люди в нашем правительстве, которые решают схожие по масштабу задачи. То есть уровня начальника Департамента профильного Министерства. Если мы переведём с ними отношения на этот уровень, то через годик у нас наступит дружба и взаимопонимание. Потому что есть люди, которые человеческого отношения не понимают и воспринимают его исключительно как демонстрацию слабости, приглашение к дальнейшему хамству. На таких людей совершенно не нужно обижаться – это бессмысленно. Надо просто смело говорить на их языке: есть закон об отрицании советской оккупации – очень хорошо, а у нас ввести уголовное наказание, абсолютно симметричное за формулировку "советской оккупации".
Складывается впечатление, что Латвия – это такой оставшийся со времён Второй мировой войны концлагерь. Забытый концлагерь, который тем не менее снабжается продовольствием. В самой Латвии происходят странные вещи - парады зомби-эсэсовцев, которые передают опыт молодому поколению, создают новых гомункулов, которые потом должны нести высокую арийскую мысль куда-то в космос. Как объяснить то, что поднимается на щит наследие, запрещённое в Европе? Почему это происходит в европейской стране, которая раньше была одной из самых успешных республик Советского Союза – сказать невозможно.
Мне кажется, в подобных случаях какой-нибудь миротворческий корпус ООН должен высадиться и призвать к порядку подавить, потому что там пестуются идеи, которые нацелены на геноцид, причём не только культурный, но и физический, на уничтожение целых наций. То, что они борются с советским наследием – это понятно, потому что память говорит о том, что Прибалтика создавалась руками русских людей. Туда направлялись колоссальные финансовые средства на развитие инфраструктуры, на создание образовательной системы, промышленности. Это то, чем они сегодня живут. Они не создали ничего. Если бы не подачки Евросоюза, для которого эти республики нужны как буферные зоны и такие экзотические зоны экспериментов, то они бы просто не выжили.
Простые жители Прибалтики говорят, что их надежда – на русские танки. Но официальная пропаганда теперь запрещает даже отрицать советскую оккупацию, то есть отрицать то, чего не было. Это маразм, абсурд, это сон разума, который породит чудовище и с этим чудовищем придётся столкнуться. Вопрос только в том, кто будет давить коричневых червей в очередной раз – ООН, НАТО или же русский спецназ, который проснётся и выполнит свою историческую миссию. Но с этим придётся столкнуться рано или поздно, потому что ядовитые коричневые черви, которых сегодня подпитывают с Запада, отрастят зубы и попытаются укусить даже своих кормящих матерей.
Последняя инициатива латвийских властей по поводу преследования людей, которые отрицают или будут отрицать оккупацию Латвии в 1940 году, свидетельствует лишь о том, что у властей Латвии осталось мало поводов, чтобы хоть как-то отвлечь внимание населения от тех проблем, которые Латвия получила после провозглашения независимости в 1991 году.
А реальность весьма и весьма сурова. ВВП Латвии так и не достиг ещё уровня 1990 года. Происходит массовая эмиграция населения, потому что на сегодня жители Латвии просто не могут найти себе места в независимой Латышской Республике. Сегодня в Ирландии, Великобритании - огромная латышская колония. И этот процесс набирает с каждым днём обороты.
Сегодня Латвия столкнулась с проблемами, которые по сути дела уничтожают идентичность латышской нации, то, за что боролись латышские националисты в конце 80-х – начале 90-х годов. Во-первых, латыши покидают свою родную землю. Во-вторых, они боролись против пришлых, а сегодня идёт новая волна миграции, которая приводит к изменению национального состава Латвии, ведь и латыши уезжают со своей Родины. Эти процессы, к сожалению, необратимы.
В годы так называемой первой независимости – это с 1918-го по 1940 год Латвия выжила за счёт того, что осуществляла транзит между Советским Союзом и Европой. Кроме того, в тот период хуторская система на селе помогла создать достаточно высокоэффективное сельское хозяйство, и латыши гордились тем, что они кормят чуть ли не пол-Европы. Не секрет, что английская королева в те годы обязательно на завтрак кушала латвийский бекон. Но сегодня, после вступления Латвии в Европейский союз, сельское хозяйство Латвии оказалось ненужным, потому что в Евросоюзе имеются свои производители сельскохозяйственной продукции, Латвия в этой ситуации выступала конкурентом. Поэтому Евросоюз практически задушил сельское хозяйство Латвии.
Вот ещё пример. В Латвийской ССР производилось очень много сахара. Теперь, по директиве Евросоюза, у которого свои давние производители, все сахарные заводы на территории Латвии были закрыты. И таких примеров можно привести массу. Я уж не говорю о промышленности. В советские времена это была гордость Латвии – заводы ВЭФ, Радиотехника. Транзисторный радиоприёмник «ВЭФ-Спидола» был одним из лучших в мире. Латвия была в числе передовых республик Советского Союза, в которых выпускалась высокотехнологичная продукция, которая пользовалась спросом на мировом рынке. Сейчас всё это уничтожено.
В этой ситуации руководству Латвии не остаётся никаких других путей, чтобы хоть как-то удержать ситуацию под контролем, кроме как опять начать бурление на национальной почве, на каких-то исторических моментах. Возникает вопрос, а почему бы не принять в Латвии закон о преследовании тех людей, которые будут рассказывать о том, что в 1721 году Петровская Россия выкупила у Швеции Лифляндскую губернию? По сути дела, территория, которая сейчас носит название Латвии, - собственность Российской империи. И таких историй можно привести массу, но это - повторю- вряд ли это поможет нынешним властям Латвии удержать ситуацию под контролем. Латвия, к сожалению, идёт к логическому финалу.