Авторский блог Редакция Завтра 13:16 13 августа 2014

Климат нации

Ноосфера по Вернадскому – внутри человека и Царство Божие, по словам Христа, тоже внутри вас есть. Перестаньте для начала мусорить, ухудшать мир вокруг себя, это уже будет колоссальный сдвиг. Когда есть нравственный императив у человека – я не могу сделать того-то, - это приносит свои плоды. Например, в некоторых городах юго-восточной Азии наши раскрепощённых туристов штрафуют направо и налево за их привычное на родине поведение – разбрасывание мусора и прочее свинство. Система хорошая, но палочная. Более высокий уровень – это сознательное поведение, когда мы должны понять, что мы сами не должны этого делать, вот и всё. Христиане считают, что добрые плоды может принести лишь человек, имеющий свободу выбора.

Профессор Государственной академии славянской культуры Александр Евдокимов об изменение климата, кризисе цивилизации и о том, почему война положительно влияет на нашу жизнь.
«ЗАВТРА». Александр Юрьевич, скажите – есть сейчас некоторый климатический кризис в России и какие он имеет масштабы?

Александр ЕВДОКИМОВ. Я бы сказал, что он экологический. А ещё более широко – общесистемный, потому что кризис охватывает все стороны нашей жизни. Следует дать определение, что такое кризис - это негативные изменения в какой-либо области. Если говорим об экологии, о климате, то это изменения в состоянии окружающей среды, негативные и зачастую необратимые, особенно в городах, ухудшающие условия жизни, несущие угрозу существованию живых организмов и человека в том числе.

Теперь, если говорить о климате, то климат связан со всем. Первый закон эколога Барри Коммонера гласит: «Всё связано со всем». Это системный подход к познаниям. Поэтому если человек что-то строит, что-то делает, начиная с разведения костра, чтобы себе приготовить пищу, это уже вмешательство в окружающую среду. Причём вмешательство негативное. Другое дело, что это может быть в небольших размерах, в небольших масштабах и это особого вреда не принесёт, потому что, например, природа, биосфера, имеют способность к самовосстановлению. Грубо говоря, если мы мы где-то напортили, дерево срубили, то вырастет новое. И так во всех областях. Но если вмешательство человека становится очень масштабным, тогда и последствия уже будут серьезные.

Владимир Иванович Вернадский первым начал просчитывать количественно круговороты веществ в природе. То, что в школе проходят: круговорот воды, круговорот кислорода, азота – какие массы, какие объёмы перемещаются. И сделал правильный вывод, что к середине прошлого века – а Вернадский умер в 1945 году – объём, масса веществ, перемещаемых в биосфере человеком, сравнялась с таковой перемещаемой живыми организмами. Это страшная вещь. Вернадский тогда сделал вывод положительный: как хорошо, что человечество достигло таких возможностей.

«ЗАВТРА». К тому времени такой вывод действительно казался положительным….

Александр ЕВДОКИМОВ. К тому времени да, а сейчас он наверняка такого вывода бы не сделал, он был мыслитель планетарного масштаба. А тогда он написал даже фразу хрестоматийную, что человечество стало геолого-образующей силой на планете. Вот так. Если это было в середине прошлого века, то сейчас – начало следующего века. Понятно, что мы превысили этот объём, и природа этому сопротивляется.

«ЗАВТРА». Как биосфера и кризис цивилизации соотнесены друг с другом?

Александр ЕВДОКИМОВ. Всё, что делает человек – ещё раз повторю – против биосферы. В биосфере результирующая всех природных процессов направлена в одну сторону. Скажем, есть водоворот углеводов в сторону вывода углекислого газа из атмосферы, а человек делает всё наоборот. У нас содержание углекислоты, парниковый эффект - уже знают даже не специалисты - оно растёт. Оно в два раза увеличивалось с конца XIX века. В два раза. Эта цифра страшная. В общем-то, это триллионы тонн. Это ведёт к изменению климата. Полностью мы оценить это не можем. И никогда не сможем.

«ЗАВТРА». Почему?

Александр ЕВДОКИМОВ. Надо помнить теорему Курта Гёделя, австрийского математика, который в 1930-х годах доказал две теоремы в области математической логики, а потом это было ещё и подтверждено в общей теории систем. Что-то познать, что нам необходимо – мы можем, а всё полностью – невозможно. Теорема Гёделя упрощённо звучит так, что в любой системе существуют положения, которые средством этой системы невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Самый распространённый пример: Бог есть или нет? Если вы веруете, значит, вы веруете. Можно доказать? Нет. Опровергнуть кто-то может? Нет. Всё, это значит, что надо успокоиться и перестать друг друга обвинять, что кто-то там отсталый, или кто-то не верующий. Поэтому мы не в состоянии познать степень влияния человеческой деятельности на изменение климата.

«ЗАВТРА». Что это за факторы?

Александр ЕВДОКИМОВ. Приведем пример - углекислый газ. Это парниковый газ, который экранирует солнечную энергию, не даёт ей обратно уходить в космос. Парниковый эффект в биосфере есть – это необходимо, чтобы нам здесь было тепло, но когда слишком тепло, тогда начинаются необратимые изменения климата. Также еще озоновый слой, который постоянно разрушается, – где-то озоновые дыры появляются, где-то затягиваются, проникает жёсткое ультрафиолетовое излучение, которое губительно для всего живого. А всё живое – это все животные, все растения, они у нас формируют условия существования, состав атмосферного воздуха. Почему нам тяжело дышать? Да потому что растения в угнетённом состоянии, у животных разрушается среда обитания. Всё связано со всем. Дальше, изменения климата. Пожалуйста, хорошо известные выбросы в атмосферу предприятий промышленных, автомобильные выхлопы. Причём надо представлять себе – пользуясь случаем, чтобы ещё раз не валили всё на фабрики/заводы – более 80% загрязнений атмосферы это автомобильные выхлопы. Особенно в городах, понятное дело.

«ЗАВТРА». А каковы глобальные последствия изменения климата?

Александр ЕВДОКИМОВ. Глобальных последствий точно мы просчитать тоже не в состоянии. Есть мнение, очень хорошо известное, я его повторю, что парниковый эффект, о котором я вам говорил, - это повышение общей температуры на земле. То есть это не значит, что будет теплее, а это будет означать, что у нас, скажем, тёплая зима и холодное лето. И мы иногда это чувствуем. Так и повышение средней температуры по земному шару где-то на 1-1,5 градусов, оно ведёт к чему? Начинают таять ледники, начинает таять Антарктика потихоньку, начинает таять Гренландия. И в какой-то момент уровень мирового океана может настолько повыситься, что, говоря сухим языком, очертания континентов несколько изменятся. То есть Венеция, Петербург, Нидерланды уйдут под воду. Это страшная вещь.

«ЗАВТРА». То есть теоретически это возможно?

Александр ЕВДОКИМОВ. Это возможно вполне. Но это модель, понимаете, мы не можем точно сказать: будет так или не будет. Потому что есть другая модель, более оптимистичная, которая говорит, что есть парниковый эффект, но, в общем, он не страшен, потому что избыток углекислоты поглощает мировой океан, растворяет в себе, и вроде бы ничего, так худо-бедно сбалансирует. Как будет на самом деле? Практика – критерии истины, поживём – увидим. Ясно одно, что это плохо, что это негативно влияет на окружающую среду и на человека.
«ЗАВТРА». Может ли человек в своей частной, обыденной жизни повлиять на изменение климата, сохранить окружающую среду в более ли менее сбалансированной форме?

Александр ЕВДОКИМОВ. Как сохранить – вопрос абсолютно правильный. Когда мы хотим что-то исправить, что-то предотвратить, нужно определить правильно причину: а почему это происходит? И у нас, и на Западе есть учёные, которые очень примитивно это объясняют выхлопами транспорта и промышленных предприятий. Но и то, и другое – лишь орудия в руках человека. Технический прогресс вызван желанием человека сделать свою жизнь более легкой и комфортной. И причина этого желания лежит в духовной сфере, а не материальной. И проблеме этой более 500 лет, ее истоки лежат в Эпохе Возрождения, на рубеже XV-XVI-16 вв., когда Западная Европа, а затем и Россия, отошли от христианского миропонимания. Когда говорят о Ренессансе, следует помнить, что возрождался языческий подход к пониманию окружающей среды и роли человека. В наше время эта полутысячелетняя тенденция привела к тому, что судя по недавнему опросу одной из столичных радиостанций, около 60% опрошенных не смогли ответить на вопрос, в чем они видят смысл своего существования. Кто-то сформулировал, что, мол, хочу бизнес сделать, заработать деньги . А основная масса – вообще ничего. А раз ничего, значит, они живут тоже так же. Существует такая циничная вещь – семь удовольствий на свете: пить, есть и так далее.

«ЗАВТРА». Гедонистический подход…

Александр ЕВДОКИМОВ. Да, гедонистический подход. А для того, чтобы эти семь удовольствий реализовывать – нужны деньги. Вот и всё. Христианский подход к смыслу существования человека не в том, чтобы быстрее в единицу времени сделать чего-то больше, а в соединении с Источником Бытия, Которым является Господь Иисус Христос. А для этого в течении земной жизни человек учится любить ближнего, любить Бога и после смерти, которая есть лишь переход в вечность, а не конец существования, уметь оправдаться перед Богом. Одна из молитв так и звучит: научи меня оправданиям Твоим. То есть тебя спросят: что ты сделал? Кстати, эта мысль не только христианская. Формула самооправдания на суде Осириса в Древнем Египте такова: я не крал, я не убивал, я не был причиной слёз, я не сквернословил...

«ЗАВТРА». А какое эта мысль имела место в истории русской цивилизации?

Александр ЕВДОКИМОВ. Вся русская цивилизация строилась до конца XVII века на мысли, что каждое сословие в стране – от крестьян до высшей аристократии обязано Великому Князю, а потом Царю службой. При этом глава государства служит Самому Богу. Крестьяне страну кормят, купцы торгуют, духовенство духовно окормляет, дворяне защищают, и воинское сословие в первую очередь, и государственные служащие - каждый исполняет свой долг.

«ЗАВТРА». Причина, получается, в этом системном непонимании современным человеком смысла существования?

Александр ЕВДОКИМОВ. Именно так. Страшная вещь произошла, когда от христианского католичества откололся протестантизм. Мартин Лютер сформулировал новый догмат под названием «оправдание верой». Я верую во Христа, следовательно, я уже спасён. Всё. И смысл жизни меняется. Если я уже спасён, то какие проблемы? Я должен здесь самореализоваться, самоутвердиться, для этого нужны деньги, для этого нужно развивать бизнес, промышленность и так далее. Что, в свою очередь, требует извлечения из окружающей среды все большего количества ресурсов. Это начало капитализма – страшной вещи, которая приводит человечество к катастрофе.

«ЗАВТРА». То есть ухудшение климата и условий жизни – следствие этого?

Александр ЕВДОКИМОВ. Интенсивное загрязнение окружающей среды начинается в XIX веке с началом промышленной революции, появляются паровые двигатели, а затем двигатели внутреннего сгорания. Это следствие. А причина – конкретная человеческая цель: сделать больше в единицу времени. И поскольку прибыль является с точки зрения протестантизма знаком благоволения Божия, то прибыль и является главной целью. Это, правда, сопровождается широко развитой благотворительностью. Но основное – это получение прибыли.

«ЗАВТРА». Получается, что если оценить ситуацию с этой точки зрения – решить проблему ухудшения климата невозможно?
Александр ЕВДОКИМОВ. Конечно можно. Изменением мировоззрения. Кстати, по-гречески, это звучит как метанойя, т.е. «изменение ума». Сейчас в России почти что победила западная тенденция. При этом есть в истории только один пример цивилизации, которая сумела свою идеологию поменять – это китайская цивилизация. После этого они существовали порядка полутора тысяч лет без кризисов. Но у них это произошло где-то в середине первого тысячелетия до Рождества Христова, это было давно, и время историческое тогда текло медленнее. Не физическое, а историческое. Почему? Да в единицу времени мы сейчас в 3-4 раза больше успеваем сделать. И здесь нам помогают современные средства связи. У них же было больше времени.

Так вот, у них тогда господствовал потребительский подход такой же, как сейчас. И когда Китай от этого отказался в XVIII веке, он вступил в полосу кризиса, из которой до сих пор не может выбраться, а теперь уже и весь мир в этом погряз. Но они показали всему миру, что это можно. Это было можно тогда, а сейчас я не уверен, что это может быть. Выдающийся учёный Никита Николаевич Моисеев себя относил к «умеренным пессимистам» и говорил, что по его расчётам пятьдесят лет ещё осталось до разрушения биосферы. Примерно так. Значит, сейчас где-то лет двадцать пять. Но оценки такие, что где-то на рубеже 2020-30-х годов произойдёт коллапс. Есть более оптимистичные прогнозы: нам осталось 300-400 лет. Я придерживаюсь этой точки зрения. Не потому что, «на мой век хватит, на ваш уже нет». Это потребительский подход. А потому, что полагаю, что ещё какие-то считанные силы в биосфере ещё существуют и это может затянуться. Но если причина кризиса лежит в духовной сфере, выход тоже находится только в ней.

«ЗАВТРА». А Вы в обыденной жизни часто сталкиваетесь к «потребительскому» подходу в общении с природой?

Александр ЕВДОКИМОВ. У меня был случай, когда люди совершенно неплохие, мои хорошие знакомые, меня привозят праздновать свой день рождения на берег Ляпинского водохранилища. «Ты любишь природу, давай мы здесь обустроимся». Это ужас! Там помойка, весь берег в пластиковых бутылках! Они поверх этого кладут коврики... Я смотрю на происходящее и говорю: «Ребята, вы понимаете, что мы на помойке обосновались». – «Тебе всегда больше других надо!» И только один, причём не русский, а узбек, так критически посмотрел вокруг и говорит: «Слушайте, а ведь действительно». То есть даже не замечаем, что мы, простите, в этом сидим. А один из законов экологии гласит, что ни один биологический вид не может существовать в среде, формируемый собственными отходами.

«ЗАВТРА». А мы можем, получается?

Александр ЕВДОКИМОВ. Мы можем. Только у нас дети уже здоровыми не рождаются. Перед моими глазами студенты, 19-20 лет, и я думаю, батюшки, что ж такое! Целый «букет» болезней...

«ЗАВТРА». Что это за болезни, и какие диагнозы влечет за собой ухудшение экологии и перемена климата?

Александр ЕВДОКИМОВ. Всё, что угодно. Помолодел рак. Помолодели сердечнососудистые болезни. У меня самый жуткий случай был, когда у студентки, 19 лет, был инсульт. Её откачали, слава богу. Она пришла в себя, но, конечно, там нарушения какие-то остались. Но это самый крайний. А так – гастрит, какие-то аллергии. Это самое распространённое.

«ЗАВТРА». Неужели нет совсем положительных факторов?

Александр ЕВДОКИМОВ. Чтобы всё так звучало не нудно, любая вещь имеет свои положительные моменты. В природе, в биосфере и вообще в мире и в гуманитарной области тоже, действует механизм обратной связи. Не будем вдаваться в теорию, всё это можно прочитать, если интересно. Обратная связь – это воздействие с выхода на вход системы. Все изучали информатику, все знают, что это такое. Студентам просто объяснять, что прямая связь – это когда я вам читаю лекцию, а обратная – это когда вы мне сдаёте экзамен. Соответственно, эта обратная связь может быть положительной – вы сдали на пятёрку, четвёрку, и отрицательной – когда не совпало с входным сигналом – вы получаете двойку.

И здесь действует следующая зависимость. При положительной обратной связи общество развивается, но здесь таится опасность деградации, что называется, с жиру. При отрицательной обратной связи, то есть если общество подвергается хорошо осознаваемой опасности, это заставляет общество, и цивилизацию мобилизоваться. По принципу: «Если что-то плохо, значит надо из этого выходить». Россия сейчас находится в таком же состоянии... Положительная обратная связь приводит к краху культуры, к краху цивилизации. Когда высокий уровень жизни, когда действуют хорошие законы, когда более-менее социальная справедливость (абсолютную нельзя сделать, но более-менее).

«ЗАВТРА». Какое государство мы можем привести здесь в пример?
Александр ЕВДОКИМОВ. США. Каков их духовный и морально-нравственный уровень? Не самый лучший, мягко скажем. Руководители отлично это понимают. Почему понадобилось взрывать эти башни-близнецы и свалить ещё на мусульман? Да чтобы взбодрить нацию по большому счёту. Там были и другие причины, чтобы оправдать вторжение в Ирак, но главная причина, я убеждён в этом, это потребность в том, чтобы взбодрить общество.

Пожалуйста, и примеров таких полно. Римская Империя... Высочайший уровень жизни. Чем кончилось? Уже сейчас не пишут, что «под натиском варваров Римская империя рухнула». Варваров было 5% от населения Римской империи. Что они могли сделать? Но общество прогнило настолько, что государство уже никто не захотел защищать.

То же самое можно сказать про Российскую империю, которая до 1917 года была одной из ведущих мировых держав. Когда русский золотой рубль в 1913 году шел по отношении. К доллару по курсу один к двум. Когда фунт (400 грамм) мяса стоил 7 копеек, а во время войны подорожал в два раза и стоил 14 копеек, и были люди недовольны, так как зарплата дворника составляла 30 рублей в месяц.

Это был высочайший уровень, что признают западные социологи, демографы, историки. Так представьте, что было бы, если бы это продолжалось. Это было бы искушение мировым господством, потому что Россия даже сейчас единственная страна в мире, самая большая, полностью обеспеченная всеми энергоресурсами. Полностью. Ни США, никто больше. При духовном разложении элиты российского общества в тот период, чем бы это грозило? Страшной катастрофой.
То же самое можно сказать и о Великой отечественной войне. Фашистам нужно сказать большое спасибо!. Причём без кавычек и без иронии, потому что это подняло такую волну патриотизма… Мы вспомнили, кто мы такие, благодаря этому. Если бы Сталин и партия не обратились к русому национальному патриотизму, то возможно и исход войны был бы другим.

«ЗАВТРА». Произошла некая мобилизация…

Александр ЕВДОКИМОВ. Да, мобилизация сил. На нас напали.На духовную сторону это повлияло положительно, а на материальную – отрицательно. Вот есть, например, данные сколько только одной пыли было поднято в воздух во время Второй мировой войны. От взрывов, прежде всего, в результате военных действий. А пыль экранирует солнечную энергию, значит, климат меняется. Прохладней становится просто-напросто. Солнечная энергия в меньшей степени проникает. Я уже не говорю про ядерное оружие, про химическое – это понятно.

«ЗАВТРА». Так что, или духовный подъем, но снижение качества жизни, или сытая деградация. Компромиссов не может быть?

Александр ЕВДОКИМОВ. Здесь важнее духовная составляющая, потому что пыль осядет. А если мы с вами пойдём по пути моральной деградации, то ничего не осядет. Мы так и будем деградировать. Для чего мы живём? Употребить энергоемкие вещества и выбросить отходы? И всё? Сколько разговоров можно слышать от людей, причём совершенно не подонков: «Да какая разница, русские мы или нет, какая разница, капитализм на дворе, социализм или бандитизм? Главное, чтобы был – раньше телевизор цветной, а сейчас компьютер, достаток и всё».

«ЗАВТРА». Давайте поговорим на тему отношений русского человека с окружающей средой. Какой подход был характерен для Царской России, для СССР, сегодня?..

Александр ЕВДОКИМОВ. С течением времени идет все большее негативное воздействие на природу. Допетровская Россия – это более-менее гармоничное сосуществование с окружающей средой. Пётр I, во многом перенявший протестантскую мировоззренческую модель, издаёт указы, законодательство об охране окружающей среды, но уже с потребительской точки зрения. Запретить рубить определенные виды деревьев, так как сосны корабельные идут на строительство флота. Дальше это рациональное начало начинает побеждать и побеждает окончательно в результате реформ Александр II, отменившего крепостное право и проведшего либеральные реформы в области экономики и образования. В результате реформы лучшие земельные наделы остались у помещиков, а освобожденные крестьяне, чтобы компенсировать качество оставленных им земель, начинают распахивать всё, что можно и нельзя: склоны оврагов, непригодные участки. Начинается экологический кризис, идёт эрозия почвы. Овраги расползаются по средней полосе России. Докучаев Василий Васильевич, русский учёный, основатель почвоведения, получив поддержку от Александра III, начал сажать лесозащитные полосы. Это продолжалось и при советской власти. И во времена перестройки появляется природоохранное движение в России, причем оно отталкивается больше от позиций эстетических, дескать, мы природу разрушаем и где же нам отдохнуть будет, и т.д.

«ЗАВТРА». Что ж, то же мотив.

Александр ЕВДОКИМОВ. На рубеже XIX – XX вв. многие русские интеллектуалы ощущали этот катастрофически менявшийся ритм жизни. У Чехова есть рассказ «Случай из практики». Там главный герой, доктор, которого вызвали к больной, сидит, ждёт на предприятии промышленном. И какие мысли его посещают? «Главный, кто тут распоряжается, Дьявол, который обманывает и капиталиста-хозяина, и рабочих, всех. Это всё для него делается». У Куприна рассказ «Молох», тоже знакомый, наверное. Куда мы несёмся, рассуждает в нем рассказчик, с такой скоростью на пароходах, по железной дороге и так далее. Тогда не было таких средств транспорта, но Куприн тогда уже понимает, ради чего это делается.

Мы сокращаем расстояние до минимума, у нас нервы из-за этого напряжены, мы в постоянном стрессе. У того же Чехова в «Вишнёвом саде», Фирс вспоминает, что раньше, когда собирались ехать из имения в город, не торопясь собирались, служили молебен, укладывались, всё собирали, ехали. И сокращение расстояний, увеличение объема передаваемой информации приводят к тому, что мир уменьшается, а информация теряет ценность. Бытие, Божий мир для современного человека теряет ценность.

Что касается экологии как науки в СССР, то можно сказать вот что. Очень много пишут про разгром большевиками генетики. Но перед этим была разгромлена экология. Об этом мало кто знает. Есть книга американского исследователя Вайнера по этим экологическим проблемам, природоохранному законодательству в России и в Советском Союзе. Кстати, вторую свою книгу он уже посвятил постсоветской России. Экология была разгромлена в конце 20-30-х годов, очень многие учёные пострадали. В чем провинилась экология? Да в том, что она показывает, что всё в природе существует в форме био- геоценозов экосистем. И там существует определённая иерархия, где никакого равенства быть не может. А это входит в противоречие с марксистской теорией. И эти идеи, причём я очень кратко говорю и не вдаюсь в подробности, эти идеи – энергетический расчёт экосистем – потом это взяли на вооружение американцы, уже после Второй мировой войны, Вальдман в частности. А наши учёные, Станчинский, который эту идею выдвинул впервые, он скончался в тюрьме. Вот так.

Какой был лозунг при советской власти? Известный мичуринский. «Нечего ждать милости от природы их – взять их, вот наша задача». Но всё валить на коммунистов опять-таки нельзя. Они – лишь следствие того духовного кризиса, к которому пришло общество Российской империи. Эти тенденции отражены в русской литературной классике. Фраза тургеневского героя Базарова: «Природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник». Основной принцип даосизма У-вей – созерцательная пассивность: я созерцаю, я изучаю мир, и я пассивен. Не дай Бог, я что-то изменю – какие будут последствия? Да, мы не можем всё просчитать. Они однозначно будут негативным. Нигилистический (а на самом деле масонско-розенкрейцерский) лозунг «не храм, а мастерская», коммунисты взяли это на вооружение. При советской власти всё это было продолжено. Где-то к 60-70-м годам мы вошли в очень опасную полосу кризиса. Меры предпринимались, но совершенно недостаточные. Запад разработал план развития и выхода из кризиса, но за счёт всех остальных государств. «Золотой миллиард» для себя будет стараться, страны Запада, а остальные – это сырьевые придатки с населением, не превышающим необходимое количество персонала ля добывающей отрасли (вспомним Тэтчер с ее « для России достаточно 15 миллионов жителей»).

Что характерно, когда рухнул Советский Союз, то у нас с печальной иронией экологи отмечали, что сейчас уровень загрязнения окружающей среды в России снизился на 20% примерно. За счёт развала промышленности, за счёт уничтожения сельского хозяйства, потому что сельхоз удобрения перестали применять. Я сам на практике вижу, как поля зарастают. Ещё лет двадцать пройдёт, и на месте пахотных земель будет заболоченный подлесок. При том, что православное государство, с религиозным, а значит экологическим мировоззрением, могло бы решить проблему баланса между необходимым уровнем потребления и сохранением окружающей среды. Этот путь – самоограничение, а ведет к этому только православное мировоззрение.

У нас же одновременно с деградацией технологий и производства, переориентированием экономики на исключительно добывающе-сырьевую отрасль, происходит и разрушение образования. Мировой заказ в том, чтобы русский образованный класс не воспроизводился – это опаснейший конкурент за долю в мировом ресурсном пироге. Тем более никому не интересно, чтобы сильная Россия с образованным классом во главе навязывала антибуржуазную идеологию самоограничения всем остальным. Поэтому пока так: нынешний министр образования господин Ливанов недавно сказал, что «цель образования - сделать из наших учащихся, школьников и студентов, грамотных потребителей». То есть выбрать модные бренды, чтобы удовлетворить их производителей. Все. Вот цель жизни. Вот на что ориентировано наше образование при сокращении количества часов по русскому языку и литературе...

«ЗАВТРА». Каков взгляд на эту проблему с церковно-библейской точки зрения? Она решаема?

Александр ЕВДОКИМОВ. Христос сказал, что «Царствие Божие силою берётся». То есть секрет успеха – в прилагаемых человеком усилиях. В нашем случае это означает отказ от переизбытка потребляемого. Потому что переизбыток ведет к физическим и духовным недугам. Причём Вернадский, будучи не православным человеком, атеистом, пришёл к тому же самому выводу в «Учении о ноосфере». Христос говорит, что Царствие Божие не придёт внешним образом, но оно внутри вас есть. Вы пошли на пикник, вы мусор не оставили. Это что? Это внутри вас, вы понимаете, что надо за собой унести. Вернадский пишет: «Ноосфера внутри каждого». Внутри человека. Если этого не будет – ничего не будет абсолютно. Поэтому, когда атеисты говорят, что христианство – это утопическая идея, нельзя не согласиться.

«ЗАВТРА». Отчасти, наверное.

Александр ЕВДОКИМОВ. Да. Когда Христа спросили апостолы: кто может спастись? Он сказал: никто, для людей невозможно, но для Бога невозможного нет. У Лермонтова в «Демоне» это выражено в стихах и даётся разъяснение: «Надежда есть – ждёт правый суд: простить Он может, хоть осудит». Нет живого человека, который бы не согрешил, больше или меньше. Весь вопрос в отношении к греху. Для России характерно отношение ко злу именно как ко злу, несмотря на то, что русские не лучше западных людей в нравственном отношении. Запад пришел к мысли, что отклонение от нравственной нормы – это проявление свободы человеческой личности.

«ЗАВТРА». То есть, у Запада выхода нет уже?

Александр ЕВДОКИМОВ. Абсолютно. Для цивилизации – нет, для отдельных людей, конечно, есть.

«ЗАВТРА». А для России всё-таки есть надежда?

Александр ЕВДОКИМОВ. По пророчествам наших святых, перед концом, перед Апокалипсисом уже будет расцвет России. Да, в конце времен, при котором, собственно, мы и живем, грядёт антихрист, и чтобы зло полностью не захлестнуло мир, нужен противовес в духовной сфере. Таким противовесом может быть только Россия. Поэтому видно же сейчас, что мы поднимаемся.

«ЗАВТРА». А расскажите, пожалуйста, у Вас есть какие-то личные наблюдения по поводу климатических изменений внутри города по сравнению с последними десятилетиями? Или может быть в области, где вы чаще бываете.

Александр ЕВДОКИМОВ. Если раньше, чтобы глотнуть свежего воздуха, достаточно было выйти за МКАД, то сейчас и в лесу находясь, вы чувствуете, что воздух тяжёлый, что состав его поменялся. Уровень загазованности в Москве резко повысился. У меня нет машины, меня иногда знакомые, друзья, где-то подвозят, я иногда отказываюсь, потому что несколько раз мы на МКАДе попадали в пробки, там страшная загазованность... Говорят: «Ты ещё не привык, а мы каждый день так».

«ЗАВТРА». Какой можно дать совет, наставление нашим читателям? Понятное дело, что здесь проблема довольно-таки глубокая, но всё равно. Как жить, как предостеречь себя, своих близких от болезней? Духовных и физических.

Александр ЕВДОКИМОВ. Психологи формулируют понятие совести как врождённое нравственное чувство. Ребёночка ещё никто не учил ничему, а он уже чувствует. Что-то запрещали, а он сделал и даже облегчение испытывает после того, как его выпороли. Грех вскрылся – и человеку стало легче. Христиане говорят, что это искра Божья в человеке, голос Бога, который есть в каждом. Мир и человек взаимосвязаны, и спасти окружающую среду можно только одним способом – жить в соответствии с голосом совести.

Опять повторяю, ноосфера по Вернадскому – внутри человека и Царство Божие, по словам Христа, тоже внутри вас есть. Перестаньте для начала мусорить, ухудшать мир вокруг себя, это уже будет колоссальный сдвиг. Когда есть нравственный императив у человека – я не могу сделать того-то, - это приносит свои плоды. Например, в некоторых городах юго-восточной Азии наши раскрепощённых туристов штрафуют направо и налево за их привычное на родине поведение – разбрасывание мусора и прочее свинство. Система хорошая, но палочная. Более высокий уровень – это сознательное поведение, когда мы должны понять, что мы сами не должны этого делать, вот и всё. Христиане считают, что добрые плоды может принести лишь человек, имеющий свободу выбора.

Поэтому надо начинать с мелочей, не замахиваясь на спасение мироздания. Спаситель один – Христос, сказал, что человеческая цивилизация закончится плохо. Для человека же критично, живет ли он в соответствии с Христовыми заповедями. То же самое читаем во Втором послание апостола Петра: мир и все дела его сгорят. Причем приведет к этому деятельность самого человека. Поэтому уменьшение энтропии в каждой частной жизни только и способно переломить ситуацию к лучшему.

Беседовала Екатерина Ненашева

1.0x