Авторский блог Владимир  Матвеев 07:35 10 октября 2014

Каталонский бунт

«Война санкций» с эффектом бумеранга и макроэкономические проблемы являются теми факторами, которые привели к чрезвычайно сложной экономической и политической ситуации. Она характеризуется «парадом референдумов» о независимости от центрального государства экономически развитых регионов с самобытной культурой и языком.

Политолог Владимир Матвеев о предстоящем референдуме о независимости Каталонии. Парад подобных референдумов в Европе – в чем здесь главная причина?

«ЗАВТРА». Каковы основные причины стремления Каталонии отделиться от Испании?

Владимир МАТВЕЕВ. Я бы выделил причины экономического и религиозно-культурного плана. Национальные и культурные отличия народов регионов, ранее не входивших в состав центрального европейского государства, сочетаются с ростом национализма и стремлением к большей экономической независимости богатых регионов, как правило, связанных с добычей и транзитом энергоресурсов.

Автономная область Каталония, со столицей в Барселоне, является одной из наиболее развитых в промышленном отношении и на рынке туризма. На долю этого региона приходится пятая часть ВВП Испании. Каталония отдает в казну Испании больше всех других регионов Испании, обеспечивая 20% ВВП страны, но обратно получает в год на 16 миллиардов евро меньше.

Среди местных избирателей также выросло недовольство относительно распределения налогов, собираемых в Каталонии, значительная доля которых направляется Мадридом на финансирование менее благополучных регионов страны.

В контексте стагнации экономики Евросоюза, некоторые регионы в Европе, прежде всего, Шотландия в Великобритании, Каталония в Испании, считают отделение от центральных государств способом преодолеть сложную экономическую ситуацию.

Каталония с 7,5 млн. жителей и двухсотмиллиардным объемом экономики в евро больше, чем Бельгия и богаче чем Португалия, хотя эти страны входят в ЕС.

В регионе с самобытной культурой очень сильны позиции националистов, которые длительное время боролись за автономию. Продвижение политики так называемого «мультикультурализма» нежизнеспособной идеологии европейского либерализма, ослабило национальные государства и внутреннюю сплоченность стран.

Помимо этого, следует отметить отсутствие существования испанской католической монархии в идейном аспекте, равно как подорван культурный фактор, который ранее объединял разные провинции страны. Эксперты отмечают, что без общего «идейного элемента», способного сплотить Пиренейский полуостров, силой удержать каталонцев или басков силой в единстве с Мадридом будет чрезвычайно затруднительно.

К борьбе за независимость каталонцев подталкивает недовольство тем, что центральное правительство отказывается признать, что Конституционный суд Испании вычеркнул из преамбулы Статута об автономии Каталонии слова о каталонцах как о народе и принял решение, что у каталонского языка в регионе нет преимущества перед испанским.

Жители региона говорят на своем языке, относящемся к галло-романской группе языков и очень близкому к окситанскому языку во французском Провансе, который на протяжении уже многих поколений притеснялся испанскими властями.

«ЗАВТРА». Напрашивается любопытная аллегория с Украиной?

Владимир МАТВЕЕВ. Она не только в этом. Важным является и тот факт, что зоны залегания испанского сланцевого газа на территории Испании, которыми заинтересовались западные ТНК, находятся в пределах автономных регионов Каталония, страна Басков и Кантабрия.

В контексте сепаратистских тенденций в Испании нельзя не отметить, что по данным проведенного в июне опроса, 59% басков поддерживают идею референдума о независимости региона, при условии, что она не повлечет автоматического исключения из Евросоюза.

Кризис в Испании обострил националистические и левые настроения в этих регионе и привел к увеличению количества сторонников отделения. Несмотря на то, что КС Испании 29 сентября принял к рассмотрению иск правительства страны о несоответствии основному закону указа о проведении референдума в Каталонии 9 ноября и закона об опросах, что автоматически означает приостановку их действия на пять месяцев, - протесты вновь вылились на улицы.

«ЗАВТРА». Существует ли реальная возможность выхода Каталонии из состава Испании?

Владимир МАТВЕЕВ. В отличие от референдума в Шотландии, где действует Эдинбургское соглашение, согласно которому все стороны должны признать результаты голосования, в Каталонии победа сторонников независимости не повлекла бы за собой полное отделение этого региона.

В 2006 году Каталония получила еще больше полномочий, в том числе была расширена ее финансовая самостоятельность. Однако, в отличие от басков, каталонцы не могут сами определять количество налогов, отчисляемых центральному правительству. Во многом из-за этого стороны не смогли достичь компромисса.

Каталонцы считают, что они смогут сами устанавливать пошлины и таможенные сборы, предоставлять иностранным инвестором налоговые и финансовые льготы и повысить привлекательность Каталонии для инвестиций.

Соцопросы, проведенные в испанском регионе, показывают стабильное преобладание сторонников "сецессии" — отделения. Социологический центр Omnibus на основе опроса 1600 респондентов сообщил, что 58,8% каталонцев поддерживают независимость своего региона.

Однако настроение сторонников независимости снижается при вопросе, захотят ли они видеть независимую Каталонию вне Евросоюза, что произойдет в случае ее выхода из состава Испании. Связано это с тем, что в Барселоне очень развит туристический бизнес, и активно используется евро.

В отличие от Великобритании, в Испании, декларируя право народа на самоопределение и свободу его волеизъявления, власти стоят на страже конституционного строя.

Сам факт объявления в сентябре с.г. даты проведения референдума относительно независимости Каталонии подтвердил усиление «тренда» к большей самостоятельности в Европе экономически развитых и самобытных регионов, а также является одним из наиболее серьезных вызовов испанскому государству за последние годы.

Ранее, в правительстве Испании предупреждали, что нельзя исключить временного лишения Каталонии статуса автономии и полного подчинения ее центральным властям.

«ЗАВТРА». А какова возможная реакция ЕС на выход Каталонии?

Владимир МАТВЕЕВ. Президенту Каталонии Артуру Масу в начале года официально было сказано, что в случае провозглашения независимости, Каталония будет исключена из ЕС. Следовательно, впоследствии она должна будет вести переговоры о присоединении к Союзу в качестве нового государства-члена.

Каталония автоматически выйдет из состава ЕС, а международный суд в Гааге не восстановит ее в ЕС, то Испания может накладывать вето на прием Каталонии. Не исключено, что каталонцы не побоятся развиваться вне ЕС, будучи наиболее экономически развитым регионом Испании.

Возможно, тенденция к сепаратизму подтолкнет и власти Испании, и ЕС к проведению соответствующих преобразований. Ведь вопросы сепаратизма, станут дополнительным фактором экономического спада и ослабления евро. Интересно, что слабый евро выгоден, прежде всего, Германии, как основному промышленному экспортёру ЕС.

«ЗАВТРА». Каковы возможные экономические и политические изменения в ЕС в результате стремления отдельных территорий получить независимость?

Владимир МАТВЕЕВ. «Война санкций» с эффектом бумеранга и макроэкономические проблемы являются теми факторами, которые привели к чрезвычайно сложной экономической и политической ситуации. Она характеризуется «парадом референдумов» о независимости от центрального государства экономически развитых регионов с самобытной культурой и языком.

Во втором квартале немецкий ВВП снизился на 0,2%. Его подъема в 3 квартале не предвидится в связи с тяжелой экономической ситуацией во Франции, которая тянет еврозону в долговую яму.

Италия скатывается в рецессию, и французский рост приближается к нулевой отметке. Таким образом, три ведущих страны зоны евро погрязли в рецессии. Финляндия в первой половине года оказалась в минусе. Номинальные процентные ставки для суверенного долга стран периферии остались крайне низкими, и реальные процентные ставки тоже низки.

Тенденция ряда регионов Евросоюза к отделению от центрального государства понятна в условиях ослабления еврозоны. В дальнейшем она может весьма существенно изменить конфигурацию сил в Европейском союзе в целом.

Испания зафиксировала снижение числа российских туристов, объема экспорта и продажи недвижимости. Аналитики считают, что в результате бумеранга санкций, введенных в отношении России, экономический рост еврозоны в текущем году сократится на 0,3 пункта.

ЕС не только экономическое объединение, а и политический союз. Разрешение Каталонии сразу стать членом этого блока, может изнутри подорвать или ослабить Евросоюз. Пример Каталонии может стать правовым прецедентом для других европейских автономных регионов, которые могут получить независимость и при этом остаться в составе ЕС.

Помимо этого, националисты и евроскептики стали более популярны в ЕС. Несмотря на невысокую явку избирателей на голосовании в Европарламент – эти партии победили в Великобритании, Франции и Бельгии. В Британии победили сторонники выхода страны из Евросоюза. Главное, что в Европе резко возросла поддержка тех, кто требует сворачивания европейской интеграции.

«ЗАВТРА». А какие изменения в таком случае возможны в самом ЕС. Кому выгодно?

Владимир МАТВЕЕВ. В основании роста сепаратизма находятся причины экономического и религиозного, социо-культурного порядка, однако прослеживается и «внешний след».

Исторически Германия всегда поддерживала сторону «Европы регионов». Германцы традиционно жили столетиями в децентрализованной империи. Но, играя роль лидера ЕС, Берлин последнее время решил содействовать дроблению крупных европейских государств.

Заявления вице-президента США Джо Байдена о том, что США «заставили Евросоюз взять на себя основной удар антироссийских санкций», только подтверждают роль США в использовании Евросоюза, и роль Евросоюза в продвижении интересов Запада не только на Украине.

Проблема сложнее. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг не так давно сказал, что недовольство большинства государств-членов ЕС структурой сообщества является кризисом легитимности. По его словам, Евросоюз не способствует решению проблем, а лишь усугубляет их. В ближайшее время ЕС все больше ощутит на себе также последствия стагнации экономики и угрожающей рецессии.

Кризис раскрыл трудности и несовершенство современной формы европейской интеграции и европейской социальной модели.

Конфликты зачастую целенаправленно разжигаются в зонах экономических интересов США, мощных западных ТНК. Недавно Испания заявила о своей готовности обеспечить Европу газом, в случае прекращения поставок из России.

Геополитические соображения могут предоставить Испании хороший шанс, если санкции приведут к тому, что Франция разрешит поставлять определенные объемы алжирского газа и испанскую электроэнергию в страны Центральной Европы.

Испания в последние годы активно инвестировала в инфраструктуру для переработки сжиженного природного газа, став лидером по его импорту в Европе. Из находящихся в Европе 21 регазификационного терминала, семь расположены в Испании. В стране шесть газопроводов, соединяющих ее с другими странами.

Главное заключается в том, что существующие на территории Испании регазификационные терминалы могут также быть использованы для хранения сланцевого газа, поставки которого планируется осуществлять из США и некоторых иных стран. Крупнейшие испанские компании Fenosa и Endesa подписали с американскими компаниями Corpus Christi и Sabine Pass контракты на поставку сланцевого газа с 2016 года по 2018 год.

ЕС не только раздираем противоречиями изнутри и серьезно экономически ослаблен, а и весьма зависим. На политику ЕС оказывают серьезное влияние те, кто основал и является акционерами ФРС и крупнейшие транснациональные корпорации. Поэтому не только во многих странах Европы, но и в Европарламенте все громче звучат голоса евроскептиков.

Беседовал Александр ВЛАДИМИРОВ

1.0x