Авторский блог Игорь Самочеляев 12:04 27 июня 2013

К 60-летию окончания войны в Корее

Обстановка на Дальнем Востоке, и особенно в Приморье, была очень напряженной — шла «холодная война»! Десятки самолетов-разведчиков ВВС и ВМС США рыскали вдоль советской границы, нарушая ее. Частыми были и групповые нарушения наших границ авиацией США. Поэтому, чтобы надежно защитить всю нашу границу на Дальнем Востоке, были созданы три воздушные армии. Приморье прикрывала 54-я Отдельная воздушная армия (ОВА), Хабаровский край — 2-я Армия ПВО, остров Сахалин — 27-я ВА.

В апреле 1950 г. с немецкой авиабазы в Вистбадене поднялся американский бомбардировщик Б-29 и направился в сторону Ленинграда. Над городом Лиепая самолёт был перехвачен советскими истребителями. «Лавочкины» приказали Б-29 садиться. Но он открыл огонь по советским самолётам и стал уходить в сторону моря. Истребители сбили бомбардировщик, весь экипаж утонул. Затем в течении нескольких дней район падения самолёта был заблокирован американскими кораблями и самолётами. Американцы что-то там упорно искали. Позже по приказу министра МВФ СССР Юмашева в район падения американского самолёта были направлены четыре тральщика. Они обшарили всё дно, но самолёта так и не нашли. Так и остаётся эта история до сих пор под завесой тайны. Есть предположения, что исчезновение даже частей самолёта со дна морского связано с тем , что на его борту находились атомные бомбы. Мог Б-29 сбросить бомбы на Ленинград? Мог. Начни СССР какие-то ответные военные действия – вот и повод для нападения по плану «Дробшот».

Чтобы скрытно подготовить высадку десанта на Инчхонском направлении в тыл северокорейских войск и скрыть факт сосредоточения значительного военно-морского соединения, нужно было блокировать советскую военно-морскую базу Порт-Артур на Ляодунском полуострове.

Для этого, нарушая международные нормы, американский военный корабль подошёл к острову, где находилась советская РЛС – передовой рубеж военно-морской базы и своими средствами постановки помех постарался её дезориентировать и подавить.

4 сентября 1950 г. в 26 км к юго-востоку от порта Дальний был обнаружен неопознанный эсминец, следовавший курсом 280 градусов. Для разведки эсминца был послан советский двухмоторный самолёт А-20ж («Бостон») 36-го минно-торпедного авиационного полка ВВС ТОФ в сопровождении двух истребителей. Командирам самолётов было дано указание ближе 15 км к эсминцу не подходить.

4 октября 1950 г. 11 американских самолётов сбили советский самолёт-разведчик А-20ж ТОФ, выполнявший плановый полёт в районе Порт-Артура. В 12 часов 44 мин. горящий самолёт А-20ж упал в море на расстоянии 8 км южнее острова Хайян-Дао. Трое членов экипажа погибли.

8 октября произошло нападения американских самолётов на советский аэродром в Приморье. В 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США типа F-80C "Шутинг Стар" из состава 49 FBG, нарушили нашу государственную границу и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром "Сухая Речка". Это был аэродром, принадлежавший авиации ТОФ, но в это время проходили учения, и по плану учений, 821-й ИАП 190-й ИАД перебазировались временно на данный аэродром. На боевом дежурстве находилась в момент атаки 1-я АЭ полка, которая и подверглась штурмовой атаке. В результате обстрела самолётами ВВС США на стоянке были повреждены 7 самолётов эскадрильи, из них один самолёт Р-63 Kingcobra сгорел полностью, остальные получили повреждения разной степени тяжести, но все были восстановлены техническими силами полка. Самолёты F-80 совершили два захода с обстрелом аэродрома и удалились на свою территорию. К счастью, человеческих жертв при этом налёте в полку не было.

Данные инциденты обострили и без того напряженную обстановку на границе с Кореей, куда были переброшены дополнительные части ВВС, ПВО и сухопутных войск СССР (были готовы к отправке в Корею пять советских моторизованных дивизий).

В 1950 году в Китай направляются советские офицеры, имеющие большой боевой опыт ВОВ. Под их руководством в частях 39-й армии шла боевая учёба личного состава и подготовка китайских добровольцев по различным военным специальностям. Советские солдаты строили в Китае аэродромы, линии связи, участвовали в учениях вместе с бойцами Народно-Освободительной Армии Китая. Отбивали налёты американо-тайваньской авиации. Оказывали различную помощь мирному населению. Приходилось вести борьбу с бандами уголовников, националистов и гоминдановцев, нападавших на мирных жителей и на советские военные объекты. Многие участвовали в боях в Корее под видом китайских добровольцев, одетые в китайское обмундирование. Вся группировка советских войск подчинялась маршалу Малиновскому и не только служила своеобразной тыловой базой для воюющей Северной Кореи, но и мощным потенциальным «ударным кулаком» против американских войск в регионе Дальнего Востока. Личный состав сухопутных сил СССР с семьями офицеров на Ляодуне составлял более 100 тыс. человек. В районе Порт-Артура курсировало 4 бронепоезда. К началу боевых действий советская авиационная группировка в Китае состояла из 83 смешанного авиакорпуса (2 иад, 2 бад, 1 шад); 1 иап ВМФ, 1тап ВМФ; в марте 1950 г. прибыла 106 иад ПВО (2 иап, 1 сбшап).

1950 г. Экипаж САУ СУ-76 после выполнения боевых показательных стрельб в районе г. Дальний (Далянь).
Слева направо: командир взвода, он же командир САУ-76- старший лейтенант П.Ф. Качанов; командир орудия старший сержант Бондаренко; механик-водитель сержант Зуев; заряжающий: млаший сержант Рябов.

К октябрю 1950 года в Китай из Советского Союза была направлена 5-я гиад (28-й гиап, 72-й гиап, 139-м гиап). Полки дивизии были рассредоточены на трех военно-воздушных базах Северо-Восточного Китая — Мукден, Аньшаньи Ляоян. Летчики этой дивизии частью сил прикрывали промышленные объекты Северо-Восточного Китая, неся ежедневное боевое дежурство, а частью сил, куда входили наиболее опытные летчики, имеющие опыт инструкторской работы, занимались обучением китайских летчиков в Мукдене.

Из этих и вновь прибывших частей в начале ноября 1950 года был сформирован 64-й особый истребительный авиакорпус. Всего за период войны в Корее и последовавших за ней Кэсонских переговоров в корпусе сменилось двенадцать истребительных дивизий (28-я, 151-я, 303-я, 324-я, 97-я, 190-я, 32-я, 216-я, 133-я, 37-я, 100-я), два отдельных ночных истребительных полка (351-й и 258-й), два истребительных полка из состава ВВС ВМФ (578-й и 781-й), четыре зенитные артиллерийские дивизии (87-я, 92-я, 28-я и 35-я), две авиационно-технические дивизии (18-я и 16-я) и другие части обеспечения. Корпусом в разные периоды командовали генерал-майоры авиации И. В. Белов, Г. А. Лобов и генерал-лейтенант авиации С. В. Слюсарев. 64-й истребительный авиационный корпус принимал участие в военных действиях с ноября 1950 по июль 1953 г. Общая численность личного состава корпуса равнялась примерно 26 тыс. чел. и сохранялась такой до конца войны. По состоянию на 1 ноября 1952 г. в составе корпуса находились 440 летчиков и 320 самолетов. На вооружении 64-го иак первоначально состояли самолеты МиГ-15, Як-11 и Ла-9, в дальнейшем они были заменены на МиГ-15бис, МиГ-17 и Ла-11.

Советские истребители МИГ-15БИС

Организационно 64-й корпус до ноября 1951 г. входил в состав оперативной группы советских ВВС на территории Китая под командованием генерал-полковника авиации С.А. Красовского. Затем корпус был включен в состав объединенной воздушной армии (ОВА) под общим командованием китайского генерала Лю Чжэня, при которой находились советские военные советники. Советские и китайские самолёты базировались совместно на аэродромах городов Лантоу, Мукден, Мяогоу и других. Советские летчики были одеты в китайскую форму, имели китайские псевдонимы, а на их самолеты были нанесены опознавательные знаки ВВС НОАК.

С первых дней пребывания на территории Северо-Восточного Китая корпусу была поставлена боевая задача: прикрыть от ударов с воздуха и от воздушной разведки ВВС США политико-административные и экономические центры, промышленные объекты, железнодорожные узлы, мосты, сосредоточения войск и другие важнейшие объекты в районе Мукден — Аньшань — Аньдун — Цзиань — Дунфын, обратив особое внимание на прикрытие мостов через р. Ялуцзян и электростанций в районе Аньдуна. Максимальное удаление рубежа боевых действий для советских истребителей первоначально было определено до р. Ялуцзян. До 1 ноября 1950 г. наши лётчики совершали полеты вдоль китайско-корейской границы в районе Аньдуна без нарушения самой границы. А самолеты США часто нарушали границу КНР и бомбили приграничные города и села Китая, в том числе и Аньдун. В дальнейшем командованию 64-го истребительного авиационного корпуса было разрешено выдвинуть передовой рубеж зоны действий авиасоединений на территорию Северной Кореи. С этого момента летчики корпуса стали вести активные боевые действия.

И. Самочеляев.

1.0x