"Чёрное море" (Великобритания, США, Россия, режиссёр — Кевин МакДональд, в ролях: Джуд Лоу, Константин Хабенский, Григорий Добрыгин, Скут Макнэйри, Сергей Колесников, Сергей Пускепалис, Сергей Векслер, Бен Мендельсон).
Под хмурым британским небом дуют холодные ветра. Море неспокойно. Не лучше погода и на берегу. Капитан Робинсон (Джуд Лоу), отдавший себя полностью подводному флоту, узнаёт, что он, флот, в его услугах больше не нуждается. Безработный моряк просиживает дни напролёт в пабе, сетуя на сучью жизнь и полнейшую невостребованность. Неудивительно, что однажды к Робинсону обращается таинственный некто, готовый финансировать опасную операцию. А именно — поднять со дна Чёрного моря немецкую подводную лодку, набитую золотыми слитками. Набрав команду авантюристов, Робинсон отправляется в Севастополь. Там к экипажу присоединяются русские моряки, такие же отщепенцы, не ждущие от жизни ничего позитивного. Подводники покупают старую неисправную советскую субмарину, производят ремонт и отправляются бороздить морские глубины втайне от Черноморского флота. Стоит ли говорить, что путешествие будет опасным?
Название фильма "Чёрное море" недавно уже фигурировало в мире кино — бразильский молодой мастер хоррора Родриго Араган снял одноимённую картину, в которой фигурировало необходимое для жанра морское чудовище. В фильме МакДональда такого чудовища нет, но образ его незримо витает над лентой. По сути, "Чёрное море" очень похоже на "Чужого", но только без монстра, появляющегося извне. Эту функцию берут на себя представители человечества.
Среди триллеров на тему терпящих бедствие субмарин "Чёрное море" ухитряется не только не потеряться, но и претендовать на особый статус. Очень многое роднит ленту с подобными приключенческими фильмами 70-х, в которых социальная несправедливость толкала людей с риском для жизни совершать всяческие безумные авантюры. Очевидная, даже подчёркнутая старомодность очень идёт картине — мы имеем дело не с устоявшимся штампом, а с преемственностью. С другой стороны, мы чуть ли не впервые видим на экране русских, сыгранных русскими, и прописанных драматургически более чем достоверно. Понятно, что между нашими и британцами на борту возникает конфликт. И тем более удивительно то, что, вопреки всем западным киношаблонам, плохими ребятами, пускающими под откос подводное приключение, оказываются отнюдь не наши сограждане.
Любопытно и то, что в "Чёрном море" отсутствует такое понятие, как государство Украина. О ней авторы предпочитают не упоминать. Хотя лодка, на которой отправляется в вояж экипаж охотников за сокровищем — та самая субмарина с печальной судьбой, носящая последние восемнадцать лет имя "Запорожье". Единственная подводная лодка Украины, ремонтировавшаяся десять лет и как раз к съёмкам в фильме сумевшая уже ходить своим ходом и даже один раз совершить погружение. К моменту съёмок картины, лодка находилась на стоянке в севастопольской Стрелецкой бухте.
Во времена недавних крымских событий российские войска в результате штурма захватили "Запорожье". Отбуксировали ее в Южную бухту Севастополя, но по причине технических неисправностей даже подумывали вернуть лодку обратно. Однако после передумали. В июле российские военные заявили, что субмарина будет передана Украине после прекращения военных действий на юго-востоке страны. На данный момент лодка включена в Черноморский флот, хотя, реально скорее списана в утиль.
То, что именно такое "ископаемое" совершает погружение во мрак, как нельзя лучше вписывается в стилистику фильма. Символ навсегда ушедшей эпохи медленно переваривает в своем стальном брюхе все чаяния охотников за золотой добычей. Таких же динозавров, как и несущий их в глубине Чёрного моря дряхлый "левиафан". И здесь схватка со стихией уступает место разбушевавшемуся человеческому фактору. Используя весь спектр нагнетания саспенса, МакДональд даёт право остаться в живых самым чистым героям, чья жажда наживы оказывается не столь очевидной. И не случайно ими оказываются и британец, и русский. Честный подход. Честный выбор. Честное кино.