В каждой шутке есть доля шутки.»
«Во все времена шуты были под колпаком»
Я уже давно не удивляюсь тому, что позволяет себе Голливуд. Однако этот случай вышел за рамки киноиндустрии и стал детонатором серьезных процессов в различных сферах на самом высоком мировом уровне. И процессы эти еще только начинаются. Большой вопрос, чем всё закончится. Я имею в виду фильм «Интервью», получивший скандальную известность задолго до выхода на экраны.
Сюжет прост и непрост одновременно. С одной стороны, даже фильмы о Джеймсе Бонде 1960-х более «закручены». С другой – такой наглой провокации история кино еще не знала. Два американских телевизионщика специализируются на скандальных интервью, за что пользуются не самой высокой репутацией в своих кругах. Однажды им в голову приходит идея сделать сюжет ни много ни мало, с лидером КНДР. Неожиданно они получают согласие, о чем трубят на весь мир. На следующее утро к ним являются агенты ЦРУ и предлагают отравить Ким Чен Ына. На что наши герои совершенно спокойно (!) соглашаются. (Как будто в богобоязненной Америке христианским заповедям не учат!) Однако всё идет не по плану. Вместо убийства друзья, с подачи переметнувшейся на сторону «демократии» сексапильной руководительницы пресс-службы, решают изменить вопросы интервью и дискредитировать Ким Чен Ына в глазах людей Северной Кореи и всего мира. В результате в КНДР происходит революция, в которой побеждает демократия и упомянутая руководительница занимает одну из ведущих позиций. Попутно предотвращается ядерный удар по США. Ким Чен Ын гибнет в сбитом вертолете. Американцев спасает спецназ. Всё это в сопровождении шуток на уровне росписей в общественной уборной. Видимо из-за них фильм называют комедией. Однако фильм свершено не смешной.
Начнем с жесткой диффамации лидера Северной Кореи. Обвинения в том, что народ КНДР голодает, не новы. Однако здесь зашли с другой стороны. Два американца получили согласие на интервью именно потому, что Ким Чен Ын любит смотреть их скандальное шоу. То есть вкусы главы государства находятся на уровне желтой прессы. Ведет он себя скорее как подросток. Изъясняется подростковым сленгом. Тайком слушает западную музыку. Первым приходит в номер американцев и с восхищением смотрит на своего кумира - Дэвида Скайларка, что не мешает его грубо обманывать. Хвастается коллекцией машин, в том числе подаренным деду советским танком Т-55 и толпой наложниц. Демонстрирует голый зад при переодевании. Во время интервью плачет и «накладывает» в штаны. С видом маньяка заявляет о бомбардировке западного побережья США ядерными зарядами. В общем, получился довольно омерзительный, а самое главное, ординарный тип. Не глава государства, а школьник с кучей комплексов и «ядерным чемоданчиком».
Здесь позволим себе небольшое отступление. О том, что северокорейские ракеты способны достичь Запада США, было заявлено в самом начале фильма как о само собой разумеющемся. Но так ли это? Самая мощная из северокорейских ракет, «Тэпходон» имеет максимальную дальность 6700 км. А от Корейского полуострова до западного побережья США почти 9000 км. Однако реплика прозвучала и осталась в сознании зрителей.
История кино знает немало фильмов, в которых в нелицеприятном свете выставлялись лидеры стран, с которыми формального состояния войны не было. Хорошо известен антигитлеровский фильм «Великий диктатор» Чарли Чаплина, выпущенный в 1940-м, тогда как Германия объявила войну США только в декабре 1941-го. Однако там не упоминаются ни Гитлер, ни Муссолини. Да, там есть персонажи «Аденоид Хинкель» и «Бензино Напалони», но формально к лидерам европейских стран они не имеют ни какого отношения за исключением некоторого внешнего сходства. И действие происходит в некой вымышленной «Томании». Здесь же все названо своим именем. И ладно бы, если просто высмеяли. Но ведь организовали революцию и убили главу государства. Если это не прямая угроза, то что? Едва ли создатели фильма не понимали, что делают. Фильм – это не карикатура в социальных сетях. Здесь будут задавать вопросы на уровне государства. Рискну предположить, что без гласного или молчаливого согласия госдепа здесь не обошлось.
Когда я открыл англоязычную статью в «Википедии», посвященную фильму, то поразился обилию камео, то есть людей, сыгравших самих себя[1]. Я не поленился углубиться в статьи об этих персонажах и понял, что это довольно известные явления в американском шоу-бизнесе. Но и не мировые знаменитости. Именно такие, с кем имеет дело средний «телевизионщик». Как раз такими и являются герои фильма.[2] Заметим, что присутствие в кадре реальных людей создает иллюзию реальности происходящего. Однако согласитесь, серьезному человеку нужно иметь серьезные аргументы, чтобы включиться в некий проект. Причем в проект заведомо политический. Причем под собственным именем. Возможен ведь и ответный удар. Причем в больших процессах часто бьют во второстепенную фигуру, чтобы продемонстрировать силу, но сохранить возможность диалога с главным лицом. Что собственно и произошло в компьютерном мире.
Еще до выхода фильма на экраны, в начале декабря 2014-го стало известно о хакерской атаке на сайт кинокомпании «Sony Pictures Entertainment». Причем атаке успешной с обрушением всей компьютерной сети компании с массивным удалением файлов и главных загрузочных записей[3]. ФБР обвинила во всем Северную Корею. Сейчас о хакерах и хакерских атаках известно почти всем. Защита от атак является одной из важнейших функций IT-отделов. Уверен, что «Sony Pictures Entertainment» не являлась исключением. Ведь желающих «влезть» на сайт известной компании, хотя бы из спортивного интереса предостаточно. Но защиты были взломаны. Это значит, что работали не просто хулиганы, а профи. А вот что написала по этому поводу газета «Завтра» в разделе «Табло» 25 декабря 2014-го: «Атака "северокорейских хакеров" против медиа-корпорации Sony Pictures, которая привела к отказу от проката фильма "Интервью", диффамирующего лидера КНДР Ким Чен Ына, стала предметом оживленного обмена мнениями между Вашингтоном и Пекином прежде всего потому, что коды безопасности Sony считаются одними из самых сложных для электронного "взлома" и их преодоление демонстрирует потенциальную уязвимость кодов безопасности госструктур США, включая спецслужбы, передают из Шанхая…»[4] Вот так: «оживленный обмен мнениями между Вашингтоном и Пекином». Такого рода сюжеты, как правило, остаются за пределами внимания СМИ. Однако оснований не доверять «Завтра» у нас нет. Удар пришелся в частную фирму, но правительственные круги США получили достаточно внятный «намек», что и стало причиной диалога.
Пхеньян еще в июне высказывал свою обеспокоенность в связи с фильмом. В том числе на уровне писем Генсеку ООН. Однако встречных действий не последовало. Более того, фильм всё-таки вышел в прокат. В том числе в Интернете. Значит, его посмотрят миллионы. Чего-чего, а рекламы хватило.
Официально Вашингтон попытался «откреститься» от фильма, заявив устами небезызвестной Джейн Псаки «Это же комедия. Я думаю, что американцы вполне могут сходить на фильм во время рождественских праздников, если захотят. Картина ведь не отражает позицию и взгляды США — это очевидно»[5][6] Однако 2 января 2015-го стало известно о новых санкциях США против КНДР. В числе причин их введения называют хакерскую атаку на сайт «Sony Pictures Entertainment»[7]. По всей видимости, между 17 декабря и 2 января, произошло нечто, что заставило официальный Вашингтон отреагировать. Полагаю, к тому моменту, когда статья будет опубликована, произойдет еще что-то.
Итак. Реализована мощная провокация со стороны США. Причем процесс идет. К чему он приведет – большой вопрос.
Теги: «Интервью», КНДР, Ким Чен Ын, США, Болдырев
[1] https://en.wikipedia.org/wiki/The_Interview_(2014_film)#Cast
[2] Англоязычная статья в принципе интереснее русскоязычной. Там есть, например, оригинальный постер картины. (См. в начале нашей статьи) Там под портретом Ким Чен Ына написано Fall, что означает провал, падение.
[3] http://www.computerweekly.com/news/2240235919/Computer-killing-malware-used-in-Sony-attack-a-wake-up-call-to-business?asrc=EM_MDN_37122786&utm_medium=EM&utm_source=MDN&utm_campaign=20141203_Computer-killing%20malware%20used%20in%20Sony%20attack%20a%20wake-up%20call_
[4] http://www.zavtra.ru/content/view/tablo-82/
[5] http://lenta.ru/news/2014/12/17/psaki1/
[6] Обратите внимание, как работает «эффект шута». При правителе всегда был шут, который мог сказать немного больше, чем мог позволь себе король. В случае чего всегда можно обозвать его дураком, а то и дать пинка. Но, «умный поймет». В нашем случае прозвучало мягкое «это же комедия!».
[7] http://ria.ru/world/20150102/1041232586.html