Телевидение — это лица. Крупный план беспощадно выдает малейшую фальшь эмоций и произносимых с экрана слов. В этом смысле образцовой оказалась передача минувшей недели "Прямой эфир" Михаила Зеленского на канале Россия 1, куда из Пскова оперативно доставили мать умершего в Штатах приемного российского мальчика. Не требовалось быть психологом, специалистом "по лжи", чтобы при взгляде на Ларису Кузьмину понять: роль раскаявшейся матери разыграть ей не удалось. Не помогли и мелодраматические реплики защитниц "материнства и детства", депутата Е. Лаховой и писательницы-феминистки М. Арбатовой, вроде того, что перед нами сейчас стоит "абсолютно бесправная молодая мама, у которой увозят детей". Все последующие события, о которых уже много говорилось в СМИ, лишь подтвердили правило: далеко не всякая попытка манипуляции общественным мнением достигает успеха. Хвост, конечно, может попытаться вилять собакой, но последнее слово все же остается за ней.
"Испытанный" боец "Поединков" В. Жириновский и на этой неделе, 21 февраля, появился в программе В. Соловьева. В предыдущем эфире он выступал яростным противником курения и курильщиков, а теперь столь же неистово прошелся по всему спектру вопросов, связанных с лжедиссертантами, коррупцией, разборками в Государственной думе, русским народом и устройством российского государства. В роли "мальчика для битья" на этот раз оказался депутат И. Пономарев, проигравший турнир лидеру ЛДПР с сокрушительным счетом. Ведущий пытался ввести разговор в серьезное русло, но комедийно-фарсовая атмосфера, которую создавали спичи Жириновского и театральные выкрики "убийца", "палач", обрекала его усилия на провал. Политическое шоу, обернувшееся для зрителя в этот поздний час скандальным "камеди клабом", воспринималось, как "игра масок" — не более, где боевой Арлекин заслуженно переиграл вяло-невразумительного Пьеро. А завершающие реплики третейского судьи, историка Ю. Пивоварова: "позорный уровень!", "если у нас такие политики, это не достойно России!" — были явно из какого-то другого спектакля. "Судья", похоже, не оценил по достоинству жанр того действа, в которое он попал.
И все же И. Пономарев, похоже, приближается по востребованности к Жириновскому. В роли "вменяемого оппозиционера" его пригласили в тандем к А. Исаеву на воскресные посиделки у Канделаки-Симоньян. Как и в первом выпуске своего шоу, дамы использовали уже пережеванный СМИ за неделю сюжет, на этот раз — "Пехтин и др.". Ноу-хау программы — две загадочные сентенции, полученные, по заверению ведущих, из самых-самых "верхних источников": "Путин устал…" и — "неприкасаемые закончились". Поживем — увидим…
На минувшей неделе ушел из жизни талантливый режиссер Алексей Герман. ТВ почтило его память показом фильмов и интервью с мастером, на протяжении всего творческого пути стремившегося к подлинности и совершенству художественного языка своих работ. Наша нынешняя кино- и телепродукция на фоне А. Германа и его подходов к творчеству как будто существует в какой-то параллельной реальности. Запомнилась фраза режиссера в одном из интервью, когда он говорил о выборе актеров на роли в свои фильмы. Его категорически не устраивали те, кто изображал чувства и переживания так, "будто им вставляют клизму". Подлинность, искренность, правда — вот что являлось сущностным критерием режиссера в процессе создания картин.
Удивительным образом с заветами Германа срифмовался сюжет передачи А. Малахова "Пусть говорят" о талантливейшем артисте Владимире Заманском и его жене, актрисе Наталье Климовой, на взлете признания удалившихся от мирской суеты и нашедших пристанище в Муроме, подобно современным Петру и Февронии. Заманский потрясающе сыграл в одном из лучших фильмов А. Германа "Проверка на дорогах". И теперь аудитория передачи, в том числе его коллеги, с противоречивыми чувствами, изумления, уважения, а кое-кто — сожаления, смотрели фильм про больших артистов, прошедших сквозь личную драму, отринувших соблазны успеха и обретающих духовную полноту жизни в приближении к Богу, живущих с "ощущением присутствия Божьего в мире". "Какая фантастическая индивидуальность отнята у искусства", "сколько они могли бы еще сделать" — звучали голоса в студии. Но при взгляде на лучащиеся светом лица супругов, на окружающую их обстановку глубже понимаешь слова героя передачи: "Мы уехали, спасаясь от нашествия времени… от чужих для исторической России, от тех, кто так безумно распоряжается страной…". А всем, сожалеющим о прерванной актерской судьбе, не без иронии возразила вопросом актриса Е. Цыплакова: "А что бы предложили ему играть сегодня?". Действительно, что?
На текущей неделе не ожидается ярких кинопремьер. Для любителей сеансов политической магии с саморазоблачением ее создателей НТВ на несколько вечеров запускает свой очередной антисоветский продукт — док. цикл В. Чернышева "Сталин с нами". На подхвате Л. Млечин и его док. фильм "Три смерти в ЦК" на ТВЦ. Остальное — траченные молью боевики, бандитские сериалы, разнообразные детективы и вампирские саги. Может, кого-то утешит классика на "Культуре" — "Мама Рома" Пазолини с великой Анной Маньяни, 1962 год.
Авторский блог Людмила Лаврова
00:00
27 февраля 2013
Игра в ящик
<p>Телевидение — это лица. Крупный план беспощадно выдает малейшую фальшь эмоций и произносимых с экрана слов. В этом смысле образцовой оказалась передача минувшей недели "Прямой эфир" Михаила Зеленского на канале Россия 1, куда из Пскова оперативно доставили мать умершего в Штатах приемного российского мальчика. Не требовалось быть психологом, специалистом "по лжи", чтобы при взгляде на Ларису Кузьмину понять: роль раскаявшейся матери разыграть ей не удалось. Не помогли и мелодраматические реплики защитниц "материнства и детства", депутата Е. Лаховой и писательницы-феминистки М. Арбатовой, вроде того, что перед нами сейчас стоит "абсолютно бесправная молодая мама, у которой увозят детей". Все последующие события, о которых уже много говорилось в СМИ, лишь подтвердили правило: далеко не всякая попытка манипуляции общественным мнением достигает успеха. Хвост, конечно, может попытаться вилять собакой, но последнее слово все же остается за ней. </p>
1.0x