Авторский блог Дмитрий Батурлин 06:10 20 октября 2014

И снова выборы

Неискушённому зрителю может показаться, что это и есть торжество демократии, ведь народ Украины избирает себе правителей гораздо чаще, чем это делают граждане других постсоветских республик, а, может быть, даже чаще, чем жители какой – либо из европейских стран. На деле же, такая частота проведения голосований свидетельствует лишь о глубинном политическом кризисе, зародившемся вместе с государством Украина и до сих пор не решённом.

Вот уже в который раз жители Украины с напряжением и определённой надеждой ожидают выборов. Голосование должно состояться 26 октября. Сейчас предвыборная гонка находится в самом разгаре.

Говоря об «особенностях национальных выборов» нельзя обойти вниманием едва ли не самую заметную отличительную черту демократии по-украински – чрезмерную частоту волеизъявлений. Несмотря на то, что срок полномочий одного созыва парламента составляет четыре года, нынешние выборы в Верховную Раду будут уже седьмыми по счёту за весь период независимости. Но не стоит забывать, что кроме них в стране есть ещё и президентские выборы. Они проводились уже шесть раз с 1991 года, хотя полномочия президента Украины, согласно конституции, длятся пять лет.

При этом в числе президентских избирательных кампаний была одна досрочная (1994 год) и одна внеочередная (2014 год). В стране также имели место досрочные (1994 год) и внеочередные (2007 год) парламентские выборы. Таким образом, нынешнее голосование станет, в общей сложности, уже пятым, прошедшим раньше намеченного срока.

Неискушённому зрителю может показаться, что это и есть торжество демократии, ведь народ Украины избирает себе правителей гораздо чаще, чем это делают граждане других постсоветских республик, а, может быть, даже чаще, чем жители какой – либо из европейских стран. На деле же, такая частота проведения голосований свидетельствует лишь о глубинном политическом кризисе, зародившемся вместе с государством Украина и до сих пор не решённом.

Но в чём же причины кризиса и можно ли его разрешить? Отвечая на эти вопросы нельзя обойти вниманием две основных гипотезы, объясняющих природу политической нестабильности на Украине совершенно разным образом.

Первая из них утверждает, что корень всех проблем украинской государственности следует искать исключительно вне границ самой Украины. Она склонна объяснять любые разногласия внутри украинского общества «происками врагов и предателей». Основным контингентом граждан, разделяющих подобные взгляды, являются украинские националисты и либералы – западники местного разлива. Внеочередные выборы, инициированные в момент обострения политического кризиса, могут трактоваться адептами этой гипотезы по-разному, в зависимости от того, кто требовал их проведения.

В качестве доказательств правоты подобного взгляда на проблему украинского политического кризиса, зачастую, приводятся аргументы о том, что народ Украины пока не имеет достаточного опыта построения государственности, чем и пользуются её соседи (как правило, имеется в виду Россия). Однако проблема этой гипотезы заключается в том, что с приобретением опыта государственного строительства (23 года, это, как ни как, почти четверть века), политический кризис в стране лишь усугубился.

Как мы видим, сами обстоятельства подсказывают исследователям, что истоки политических проблем Украины нужно искать не за границей, а в её собственных пределах.

Результатом этих поисков является вторая гипотеза природы извечного украинского кризиса. Она описывает множество проблем в разных сферах общественной жизни, возникших на Украине и отрицательно влияющих на её политическую систему. К ним относится и всемогущество олигархов, и засилье коррупции, и казнокрадство, и высокий протестный потенциал среди населения. Поиск корней всех этих проблем заставляет задуматься об особенностях украинского менталитета. Только их изучение и понимание может дать ответ на вопрос о том, почему, несмотря на обилие выборов и «революций», на Украине, раз за разом, складывается всё та же неблагоприятная политическая обстановка.

Из истории нам известно, что нынешние проблемы Украины далеко не новы для неё. Всякий раз, когда в стране не было чётко налаженной вертикали власти, её население пускалось во все тяжкие, выбирая себе гетманов, атаманов и прочих вождей, а затем, под их предводительством, занимаясь мародёрством, военными набегами и иными нелицеприятными делами. Так было и во времена «Руины» (XVII век) и в период гражданской войны в России (1917 – 1920 годы). При этом, «народные вожди», зачастую, преследовали сугубо личные интересы, в результате чего часто проворовывались и подвергались свержению.

Именно этот исторический опыт является ключом к пониманию политических проблем нынешней Украины. Для менталитета основной части её населения характерна тяга к хаосу. Оно отлично способно к самоорганизации в рамках разбойничьей ватаги (политической партии, сотни «майдана» и т.п.), но совершенно не склонно к организации государственной. Всякий народный избранник за годы независимости вёл себя именно как вождь времён атаманщины, забывая о своих соратниках (не говоря уже об остальном населении), оказавшись на властном олимпе. Избиратели же, быстро разочаровываясь в таких «атаманах» и очень скоро готовы были свергать их, поддавшись чарам новых вождей.

Проблема такого несознательного подхода к политической организации государства состоит только в том, что он ничего не созидает, проедая оставшееся от более благополучных времён наследство. А поскольку наследства с каждым годом остаётся всё меньше, споры за него между «атаманами и гетманами» (депутатами, политическими лидерами и т.д.) становятся всё ожесточённее. Если прибавить к этому ещё и то, что Украина не находится в вакууме, а представляет собой довольно лакомый с геополитической точки зрения клочок земли, можно получить абсолютно исчерпывающее объяснение тому, почему в новейшей истории этой страны так и не возникла жизнеспособная политическая система.

Итак, выборы на Украине происходят слишком часто. Политическая обстановка в стране преимущественно неблагоприятная. Общество заражено протестными и анархическими настроениями. Всё это в полной мере можно отнести и к предстоящим внеочередным парламентским выборам.

Нынешняя избирательная кампания имеет ряд серьёзных отличий от всех предыдущих. Прежде всего, стоит отметить, что она проходит в условиях продолжения боевых действий на Востоке страны (не смотря на объявленное прекращение огня, войска остаются на своих позициях и ежедневно перемирие нарушается). Но, в подобной обстановке проходили и весенние президентские выборы. Текущее положение осложняется тем, что с момента их проведения ситуация в стране значительно усугубилось. Это касается как фронта, где Вооружённые силы Украины, после нескольких серьёзных поражений, вынуждены стоять в обороне, так и обстановки в тылу. Приближается зима и с каждым днём всё больше даёт о себе знать социальное недовольство населения. Фактически, назначение выборов на 26 – е октября, было вызвано именно желанием провести их до наступления серьёзных холодов, когда граждане в полной мере ощутят проблемы от нехватки газа (на закупку которого у правительства нет денег).

Тревожным звоночком для украинских властей стали участившиеся в последнее время митинги. Недавнее выступление солдат – срочников из национальной гвардии, с требованиями о демобилизации, открыло широкой публике недовольство в рядах силовых структур. Другой митинг, состоявшийся 14 октября, стал, по сути, репетицией нового переворота. В ходе него представители радикальных националистических группировок пытались прорваться к Верховной Раде, при этом избивая и забрасывая взрывпакетами сотрудников правоохранительных органов.

В этих условиях президент страны Пётр Порошенко (именно он был инициатором проведения внеочередных выборов), судя по всему, надеется на то, что предстоящее волеизъявление поможет «выпустить пар» и направить энергию недовольных масс в нужное ему русло. Однако нет никаких оснований всерьёз на это рассчитывать. После выборов отрицательная динамика развития страны, вероятнее всего, продолжится. Это означает, что они способны лишь отсрочить бунт, но не отменить его.

Одной из особенностей нынешней избирательной кампании являются её сжатые сроки. Так как выборы внеочередные, у кандидатов и партий нет привычных трёх месяцев на проведение агитации. Результатом этого стала чрезмерная интенсивность политической рекламы. Пропагандистские ролики крутят по всем телевизионным каналам десятки раз в день, не давая политически безграмотному избирателю (большинство электората на Украине именно таково) как следует поразмыслить над их содержанием.

Не отстаёт от телевизионной рекламы и наглядная уличная агитация. Изображения кандидатов висят едва ли не на каждом биг-борде. Кроме того, улицы городов Украины забиты всевозможными агитационными палатками и раскладками. На каждом углу висят флаги политических партий. Создаётся впечатление, какого – то всеобщего грандиозного митинга. Такого не было даже во времена печально известного «майдана».

Глядя на всё это, невольно возникают мысли о потраченных на избирательную кампанию деньгах. Несомненно, в нынешних условиях, когда страна терпит экономические бедствия, этим средствам могло бы быть найдено гораздо более полезное применение.

К слову, сами участники предвыборной гонки отлично это понимают. Партии, затратившие наименьшее количество средств на агитацию, наперебой публикуют различные таблицы и графики, обличающие самые расточительные политические силы.

Впрочем, и без всяких таблиц видно, кто тратит на избирательную кампанию больше всего денег. Это можно заметить по объёму наглядной агитации и её качеству. Тут лидером является партия Народный фронт, возглавляемая нынешним премьер – министром А. Яценюком. Её рекламные ролики самые длинные, а периодичность их появления на экране самая высокая. Недалеко от Народного фронта ушла и партия действующего президента – Блок Петра Порошенко.

Такие огромные затраты этих политических сил на предвыборную кампанию совершенно не удивительны, ведь их лидеры находятся при власти, а значит, имеют доступ к административному ресурсу. Гораздо более интересно происхождение средств на рекламную кампанию Радикальной партии, возглавляемой Олегом Ляшко.

Количество рекламы этой политической силы может сравниться с количеством роликов Блока Порошенко, а возможно даже превосходит его. И это при том, что в нынешнем созыве парламента присутствует всего один депутат от Радикальной партии – сам О. Ляшко. Никаких серьёзных руководящих должностей он никогда не занимал. Крупных бизнес–активов (как, например, Порошенко) не имеет. Это заставляет всерьёз задуматься над тем, где же скандально известный депутат взял деньги на предвыборную кампанию.

Феномен политического взлёта О. Ляшко вообще очень интересен. Всё, что с этим связано, окутано тайной. Сегодня, по данным соц. опросов, его партия может занять, по итогам предстоящих выборов, второе место (после блока Порошенко) и набрать около 10% голосов. И это при том, что сам Ляшко имеет довольно скандальную репутацию (был замешан в гей – скандале), а всего год назад пользовался славой откровенного политического маргинала.

При взгляде на стремительный рост рейтингов Радикальной партии, не покидает ощущение того, что Ляшко кто–то раскручивает намеренно. Такое предположение могло бы с лёгкостью объяснить и огромные средства, затраченные им на избирательную кампанию, и увеличившуюся частоту его выступлений на различных телеканалах (что вывело его из маргинального поля).

В целом, в своей риторике, партия Олега Ляшко ориентируется на самые необразованные и политически безграмотные группы избирателей – сельское население и люмпенов. В этих социальных слоях очень распространено недовольство и жажда новых «революций». Потому не исключено, что деньги, вложенные в Радикальную партию, были направлены именно на создание центра для будущего переворота. Потенциально, это могло бы пригодиться западным «партнёрам», которым, в случае новых потрясений на Украине, жизненно необходимо их возглавить, чтобы не выпускать страну из-под своего контроля.

Продолжая описание особенностей нынешней избирательной кампании, отметим ещё одну её черту – обилие культов личностей. В этом отношении больше всех отличился, опять же, Народный фронт. Реклама этой политической силы пестрит одами А. Яценюку и строго предупреждают избирателей, что если они не проголосуют за Народный фронт, Яценюк больше не будет премьером (такая возможность подаётся едва ли не как вселенское зло). Другие политические партии тоже, как правило, привязаны к определённым личностям. Это касается и Блока Порошенко, и Радикальной партии, и партии Сергея Тигипко «Сильная Украина».

Исключением здесь, пожалуй, выступает лишь Оппозиционный блок (бывшая Партия Регионов). Потеряв своих основных руководителей в ходе февральского переворота (Янукович, Азаров и ряд других видных регионалов сбежали за границу), партия так и не сумела выдвинуть и разрекламировать нового лидера. Во многом это объясняется тем, что её положение сейчас очень шаткое. Оппозиционному блоку, как и партии Сергея Тигипко (он тоже бывший регионал), а также Коммунистической партии, разрешили участвовать в выборах, по большому счёту, только для создания видимости их демократического проведения.

Мы уже не раз писали, что реальной оппозиции после переворота на Украине просто не дают сформироваться. Все основные политические требования, ранее служившие стержнем программы партий, чей электорат находится на Юго-востоке страны, теперь под запретом. Это касается и введения русского языка в качестве второго государственного и федерализации страны и двойного гражданства с Россией.

Невозможность открыто декларировать эти пункты в своих предвыборных программах, лишает оппозиционные партии значительной части голосов. Кроме того, после потери Крыма и Донбасса, население юго-восточных областей больше не составляет большинства населения Украины.

Против оппозиционных политических сил работает и машина официальной пропаганды, культивирующая русофобские настроения.

Избиратели Юго-востока отлично понимают сложившуюся ситуацию, а потому, в большинстве своём, просаботируют выборы, не желая принимать участие в очередной легитимации откровенно русофобской власти. Именно такую позицию заняли жители этих регионов во время проведения президентских выборов весной текущего года. Вряд ли за полгода настроения людей претерпели сильные изменения.

В целом, нынешняя предвыборная кампания, проходит, преимущественно под русофобскими лозунгами. Партии, пришедшие к власти после переворота, всячески стараются отвлечь внимание избирателей от собственных просчётов, сваливая вину за все неприятности на Россию.

Мы уже писали о том, что в результате воздействия пропаганды, большая часть украинского общества уверена в том, что страна ведёт войну с Российской Федерацией. При этом всякие указания на то, что война на Востоке Украины является гражданской, подвергаются публичному порицанию, а их авторов, зачастую, обвиняют в «пособничестве сепаратизму».

В такой ситуации совершенно не удивительно то, что власти пытаются всячески героизировать командиров «добровольческих батальонов», воюющих на востоке страны. Напомним, эти подразделения состоят преимущественно из идейных националистов.

Сегодня многие из комбатов «добровольцев» уже перебрались в Киев и баллотируются в депутаты по спискам различных политических партий. Наиболее известный из них – Семён Семёнченко идёт в Раду по спискам партии «Самопомощь», возглавляемой мэром Львова Андреем Садовым. Для этой политической силы нынешние парламентские выборы станут дебютом. Однако социологи неплохо оценивают её шансы, предрекая партии львовского мэра около 7% голосов избирателей.

Вообще, помимо прочих особенностей, для нынешней избирательной гонки характерно засилье представителей западных регионов страны. Уроженцы этих областей и сейчас в огромном количестве находятся при власти (ведь именно они были движущей силой «майдана» и февральского переворота). Но после выборов, похоже, их представительство в Верховной Раде станет непропорциональным и чрезмерным.

Для жителей всех остальных регионов, и в первую очередь – Юго-востока страны, это означает, что вскоре им придётся терпеть очередной шквал русофобских законопроектов, совершенно бесполезных с практической точки зрения, но так греющих душу земляков Бандеры и Шухевича.

Но, вполне возможно, что планам действующих властей на функционирование будущего парламента не суждено сбыться. Как мы уже говорили, в стране есть все предпосылки для нового переворота, а значит, следующей Верховной Раде, скорее всего, придётся отложить эпатажные законопроекты и приняться за усмирение протестных настроений. Впрочем, это вряд ли поможет, ведь чему быть, того не миновать.

Подводя итоги, отметим, что будущее волеизъявление, фактически, станет очередными выборами без выбора. Интересы почти половины населения страны полностью игнорируются теми политическими силами, чья победа уже предрешена. В новом парламенте не будет реальной оппозиции, а если туда и попадут представители партий, номинально отрицающих линию действующих властей, то их голосов будет явно не достаточно для того, чтобы что – то изменить.

Как мы уже говорили в наших предыдущих публикациях, плюрализм, или, хотя бы, дуализм мнений и политических предпочтений в «новой» Украине полностью исключён. Заявляя на весь мир о приверженности демократическим стандартам, власти страны всячески искореняют инакомыслие, пользуясь методами, которые, в недавнем прошлом, сами бы назвали диктаторскими. Рядовые обыватели, при этом, продолжают ждать от результатов выборов лучшей жизни. Когда они этого не получат – будут ждать их от очередной «революции». Круг замкнется, и кризис ступит на новый виток.

1.0x