"Параджанов" (Украина, Франция, Грузия, Армения, 2013, режиссёры — Серж Аведикян, Елена Фетисова, в ролях: Серж Аведикян, Юлия Пересильд, Карэн Бадалов, Михаил Пшеничный, Виктор Марвин).
Сергей Параджанов. Выдающийся режиссёр и большой эксцентрик, которого считают "своим" все страны, участвовавшие в создании данного байопика с прямым и точным названием. Фильм, который в этом году Украина выдвигала на соискание премии "Оскар". И который, наконец, добрался и до экранов России.
Параджанов был из тех художников советского пространства, который с трудом вписывался в шаблон. В картине французского армянина Сержа Аведикяна (в роли Параджанова он же) мы начинаем знакомство с режиссером в 1958-м году, в Киеве, где он — грузин армянского происхождения — живет, будучи женат на киевлянке Светлане (Юлия Пересильд). Но жена уходит, не выдержав безумной концентрации жизни рядом с гением, а Параджанов отправляется в Карпаты снимать картину "Тени забытых предков". Прекрасно находя общий язык с местным населением, режиссёр входит в конфликт с оператором Юрием Ильенко, будущим одним из главных режиссёров украинского поэтического кино, закончившим одиозной и по-своему грандиозной русофобской агиткой "Молитвой о гетмане Мазепе" (2002). Ильенко отказывается снимать "эту муру" и грозит Параджанову смертоубийством. Творческие личности решают стреляться согласно классике — на мосту в шесть утра. Но вместо этого идут смотреть отснятый материал, после чего поражённый Ильенко констатирует, что его оппонент гений.
Премьера "Теней забытых предков" проходит неспокойно. Чтобы сохранить понятую им душу Украины, Параджанов отказался дублировать фильм на русский язык. И тут же был обвинён в украинском национализме. Но лента стала пользоваться необычайным успехом на фестивалях и вскоре обрела славу "лучшего украинского фильма". "Я гений, а не националист! — Заявлял Параджанов. — Отправьте меня в Африку, и я сниму лучший африканский фильм!". Вызывающее поведение и эпатаж ещё больше привлекли внимания у ЦК к персоне Параджанова. За режиссёром установили наблюдение. Свободомыслие и полнейшее отсутствие самосохранения привели к тому, что на Параджанова был собран крайне компрометирующий материал. В Киеве ему совершенно не давали снимать, и тогда он отправился в Армению работать над картиной "Цвет граната". На родине своих предков Параджанов продолжает гнуть линию большого художника, которого совершенно не понимает социум. Более того — всячески старается помешать гению довести свой проект до идеала.
В результате этой неравной борьбы, в 1973-м году, Параджанов оказывается под арестом по обвинению в мужеложстве с применением насилия. Якобы пострадавшим являлся молодой человек, сын некоей "шишки" из ЦК, впоследствии покончивший жизнь самоубийством, не выдержав унижения допросов. Параджанов был осуждён на пять лет. Большой гедонист и любитель красоты во всех ее проявлениях, режиссёр тяжело переносил тяготы тюрьмы. После освобождения он уехал в родной Тбилиси, где долгие годы занимался созданием рисунков и уникальных коллажей, вошедших, спустя время, в историю мирового искусства. Лишь в 1984-м году он вернулся в кино с картиной "Легенда о Сурамской крепости".
Несмотря на правила, свойственные стандартному байопику, украинская лента "Параджанов" не дает ответа на многие вопросы. Начнем с того, что образ, созданный Сержем Аведикяном, лишён той самой невероятной харизмы, которая привлекала и, одновременно, отталкивала от Параджанова сотни людей. Встроенные в канву повествования сны главного героя и вовсе привносят в трагедию ненужные элементы фарса. Сама многогранная личность данного персонажа показана удивительно схематично. А ведь для современной Украины личность Параджанова представляет собой тот самый вожделенный символ европейской свободы, о котором она так мечтает. Талантливый, свободный, эксцентричный, да к тому же еще, возможно, и гомосексуалист (бисексуальность Параджанова так и не доказана) противостоит "бездушной невежественной машине советского менталитета" (читай, сегодня, "современной путинской России с её рабами и "ватниками"). Превративший свою жизнь в один затянувшийся перформанс, Параджанов мог предстать на экране куда более ярким и живым, чем это получилось на выходе. В гениальность данного персонажа верится с большим трудом. Лишь два маленьких эпизода показывают нам творческий метод режиссёра, приоткрывают завесу над внутренним миром художника. Ни слова не говорится, к примеру, о влиянии на Параджанова картин Марка Донского, чья выдающаяся лента "Дорогой ценой" (1957) во многом определила киноязык "Теней забытых предков". Выведены за кадр и такие события, как общение с Лилей Брик, которая, по слухам, покончила с собой, в том числе и из-за неразделённой любви к Параджанову. Отсюда и главная проблема фильма — отсутствие нужного культурного фона, на фоне которого происходит противостояние Художника и Системы. В итоге, те зрители, которые знают о Параджанове несколько больше простого обывателя и являются ценителями его творчества, будут крайне разочарованы увиденным. В картине явно не хватает ярких красок подлинной жизни. А ведь именно ей в её наивысшем великолепии слагал свои уникальные киногимны Сергей Параджанов.