Авторский блог Галина Иванкина 15:59 15 сентября 2015

Хроника маразма

Я бы могла использовать типическое – «хроника абсурда», но, как мне кажется, облюбованный журналистами «абсурд» - это умаление талантов Сергея Угольникова, ибо он воссоздал полномасштабную картину современной идиотии. Итак, «Смуthи в портрете ин100грамма». Уже в самом названии содержится издевательство над модными трендами – над любимым лакомством гламурного плебса, над его же любимой «интеллектуальной площадкой» (куда пилят фоточки), а также - над желанием креативного недоучки делать актуальный фьюжн из кириллицы, латиницы и циферок. Автор продолжает глумиться над недо-смыслами текущего момента (см. также его ленту «Блогер» (2012)).

Я бы могла использовать типическое – «хроника абсурда», но, как мне кажется, облюбованный журналистами «абсурд» - это умаление талантов Сергея Угольникова, ибо он воссоздал полномасштабную картину современной идиотии. Итак, «Смуthи в портрете ин100грамма». Уже в самом названии содержится издевательство над модными трендами – над любимым лакомством гламурного плебса, над его же любимой «интеллектуальной площадкой» (куда пилят фоточки), а также - над желанием креативного недоучки делать актуальный фьюжн из кириллицы, латиницы и циферок. Автор продолжает глумиться над недо-смыслами текущего момента (см. также его ленту «Блогер» (2012)).

И вот теперь смузи. По стилистике мне это слегка напомнило британскую штучку «Jubilee» (1977) Derek-а Jarman-а, где был показан панк-мир, окончательно победивший в нашей реальности (помойка, смерть, чёрный юмор). Угольников немножечко добрее – он изображает всего лишь смузи-общество, в котором не осталось даже офисного планктона. Какие-то странные люди отдыхают, пляшут, предаются плотским страстям, бухают (куда же без этого?), а заодно – помещают фотографии своей жратвы да пойла в Инстаграм. Здесь даже принцы живут в неприбранных холостяцких квартирах. И только два одиноких «особиста» до сих отлавливают врагов, дабы потом прочувствованно спеть в машине старинную советскую песню.

Что касается фабулы, то и здесь Угольников проявляет чудеса изобретательности – он, как и положено человеку эпохи пост-пост-модерна - смешивает знаковые образы и популярные сюжеты. Скажем, в его картине Золушка обретается в той же плоскости, что и Буратино (он же – Терминатор). Здесь же мы видим Фредди Крюгера и куклу-убийцу – фаворитов видюшного «хоррора» 1990-х годов. Фильм про смузи, точнее, конечно же, про смуthи, это набор мемов, анекдотов, случайностей. И – закономерностей. Город Москва тоже узнаваем – так, уже в первых кадрах мы видим инфернальную улицу, где с одной стороны – гаражи, с другой – ржавые останки сталинской инфраструктуры. «Улица Золотая» - гласит вывеска. Пикантности добавляет история этих мест – именно здесь до революции рассекали ассенизаторы – в просторечии золотари. Намёк понят. Наше бытие – это порушенная индустриальная «заброшка» и никакого золота. Сплошное… смуthи. В фильме много смешных смертей, точнее они составляют нормальный фон бытия героев. Людишки – это просто статусы в социальных сетях. Сдох? Просто твой аккаунт удалили. Кстати, именно комические смерти на фоне всеобщего идиотизма и роднят «Смуthи…» Угольникова с «Юбилеем» Джармена.

Так вот узнаваемая столица… Автор успел отснять последний белоленточный митинг – крупным планом фрики и девианты с гневными плакатами. Замечу, что съёмка была именно натурной, а не постановочной. Или вот – концерт московской джазовой дивы Екатерины Косяковой – голосистая дама выводит песню о том, как она пойдёт на митинг со своим новый бойфрендом. И это – тоже фрагмент реальной клубной жизни. Также показана и популярная танцплощадка на набережной, где любители румбы-вальса-танго выписывают ногами всякие старорежимные кренделя. Фильмы Угольникова – это нарочитое совмещение сугубой, привычной натуральности с таким же конкретным измышлением. Снимает он, в основном, своих друзей, но бывают исключения. Так, свою Золушку он нашёл случайно: как это часто бывает в мире кино, девушка привела подружку, а запечатлелась…именно подружка. Типично до хрестоматийности, как и многое в фильмах Угольникова. Вообще, это именно та вещь, которую лучше увидеть, потому что наш маразм словесному описанию не поддаётся.

1.0x