Михаил Финкель родился в 1978-м году в Москве. Окончил два факультета Рочестерского университета – философский и политологический и Питтсбургский университет, где получил степень доктора права. Прошел обучение в Морристаунском раввинистическом колледже и в раввинистической семинарии, где получил диплом ортодоксального раввина. Автор ряда публикаций в СМИ Израиля, США и России. С 2009 года постоянный гость 9 канала израильского телевидения, где выступает по общественно-политическим и религиозным вопросам. Ведущий радиостанции «Голос Израиля».
Марина СТРУКОВА. Здравствуйте, Михаил. В газете «Завтра» не так давно была опубликована беседа Александра Проханова с Вами, до этого два Ваших письма, основная мысль которых: еврейскому и русскому народу нужно забыть о взаимных обидах и претензиях, начать всё с чистого листа. Но Вы кажетесь мне идеалистом. В России до сих пор очень сильно предубеждение против еврейства, в том числе из-за роли евреев в перестроечном процессе, из-за их сегодняшней активности в либеральном лагере. И если, предположим, один патриотический идеолог Вас понял, то кроме него есть огромное количество литераторов и публицистов, которые стоят стеной на пути Вашего стремления примирить народы. У Вас есть идеи, как работать с этими людьми, чтобы превратить их в союзников?
Михаил ФИНКЕЛЬ. Страх - это постоянный спутник невежества. А невежество прогоняют не палкой, а зажигая свечу. Легче всего сомневаться, подозревать, не верить. Сложнее всего сделать тяжелый шаг навстречу друг другу и протянуть руку. Я готов провести пресс-конференцию и ответить на все вопросы сомневающихся, готов к откровенному диалогу.
Я вырос, как и многие евреи, с глубокой и во многом оправданной неприязнью к украинцам, полякам, немцам и арабам... Но я стал взрослеть, и понял, что никогда нельзя становиться Шариковым, и ненавидеть весь народ. Потом уже, годы спустя, когда я учился в университете в Америке, я брал интервью у бывших узников немецких концлагерей и узнал о том, что были солдаты Вермахта, спасавшие евреев. Мне рассказали об одном эсэсовце в Освенциме, который каждое утро тайно давал одному заключенному бутерброд. И этот бутерброд его спас. Я понял, что даже в страшной теме Холокоста не все черное и белое. Я узнал, что среди украинцев были не только Хмельницкие, Петлюры, Бендеры и западенские служащие дивизии СС Галичина. Делая исследование в израильском музее Холокоста Яд Вашем, я натолкнулся на тысячи дел праведников народов мира, среди которых было много украинцев, поляков, белорусов и русских.
Я живу в Израиле. Там мои дети и моя жена. Самые дорогие люди в моей жизни. И когда там происходят теракты, или из сектора Газы на нас летят тысячи ракет, то, конечно, это не может добавлять любви к арабам. Их там не любят, как у нас не любили немцев во время войны. Невозможно во время войны любить врага. Но я старался и стараюсь, не смотря ни на что, не делить арабов на тех, кто готов к диалогу, взаимному уважению и стремится к истинному миру, и тех, кто хочет войны. Я смог сделать так, чтобы мой разум победил мои эмоции. Значит, это возможно. Значит, это смогут сделать и те, кто еще сомневается в моих словах.
М.С. Откуда у Вас такая любовь к России?
М.Ф. Россия - это моя Родина. Я москвич. Я горжусь, в классическом смысле Гиляровского, своим любимым и красивейшим городом. Мое детство прошло в Подмосковье, в его лесах, березовых рощах, и на берегах его прудов. Мы все тогда были советским народом. Россия это наша мама. А мать не выбирают. В Библии есть такая мудрая история. Бог посылает Моисея вывести евреев из Египта. Фараон протестует, и Бог приказывает Моисею навести первую казнь на страну. Река Нил должна превратиться в кровь и Моисей должен ударить по ней своим посохом. Но он не делает этого. Ведь когда-то, очень давно именно Нил спас маленького Моисея, когда он плыл в люльке на его ласковых волнах... И пророк не может ударить по Нилу. Какой бы Родина не была, ее нельзя ненавидеть. Ее нельзя предавать. По ней нельзя бить... Это вечный библейский урок.
М.С. Политика России на Ближнем Востоке ориентирована на арабские страны, зачастую враждебные Израилю. Сейчас всё строится на экономической выгоде, может ли Израиль предложить России то, что заставит её изменить приоритеты в его пользу?
М.Ф. Действительно сегодня Россия ориентируется на арабские страны, а не на Израиль. Это и не удивительно. Израиль - это маленький, давно поделенный рынок, где сегодня нет места для российских товаров и российского вооружения. Он никоим образом не может заменить собой арабские страны, при всем желании. Оборот российского бизнеса в арабских странах в разы больше, чем потенциальный оборот в Израиле. Даже, если еврейское государство и предложило бы России электронную модернизацию вооружения, сооружение совместных проекты беспилотных самолетов и танков, апгрейдинг медицинских центров и больниц и обмена опытом в сфере сельского хозяйства, не думаю, что это все же перевесило бы весь рынок арабских стран. Однако уверен, будет большой ошибкой считать, что только Израиль может что-либо дать России. Россия может очень многое дать Израилю и многому его научить. В частности, российские специалисты могли бы вести разведывательную работу нефтяных и газовых месторождений, а также заниматься добычей и транспортировкой. Россия может быть лидером строительства метрополитена, тоннелей, и даже новых городов Израиля. И все же не думаю, что нужно связывать одно с другим. Россия должна делать то, что ей выгодно, и в этом нет ничего плохого, ведь Израиль тоже является крупнейшим мировым экспортером оружия, и далеко не всегда продает его друзьям России. А взаимовыгодная работа России с Израилем и так уже идет полным ходом, и эти связи будут только крепнуть. В сближении стран не может быть революционного подхода, а только спокойный эволюционный подход. Все меняется, и меняется в лучшую сторону. Я в этом плане оптимист.
М.С. Не секрет, что негативное отношение части русских к еврейству - следствие ряда высказываний в еврейской религиозной литературе, например, «Шулхан Арух», где чувствуется пренебрежение в адрес неевреев. Некоторые раввины говорят, что необходимо пояснять: это устарело. Но ведь «Шулхан Арух» не Тора, откуда нельзя изъять ни слова, а плод субъективных размышлений средневекового мудреца. Если это уже неактуально, может быть, проще отредактировать книгу, чтобы лишить оппонентов аргументации?
М.Ф. Вы задаете очень мудрый вопрос, Марина. Конечно, у любой ненависти есть какие-то причины, и эти причины надо стараться убирать. В каждой религии есть книги, в которых высказаны нетерпимые выражения к иноверцам. Иудаизм не исключение. И дело не только в написанном в 16 веке кодексе иудейских религиозных законов «Шулхан Арух», составленном раввином Иосифом Каро. Проблема начинается раньше. К пятому веку н.э. в Вавилоне был записан огромный многотомный комментарий еврейских мудрецов к Библии, получивший название Талмуд. В нем и появляются первые негативные оценки соседних народов. В Талмуде довольно часто употребляется аббревиатура древнееврейских слов "поклоняющийся и служащий звездам и созвездиям". Акум - это только и исключительно язычник. Термин «акум» не относится ни к христианам, ни к мусульманам, которые считаются монотеистами, и согласно вере иудеев, унаследуют рай и царство небесное, если большинство их земных поступков будут хорошими. Об этом четко говорят величайшие раввины и законодатели. Великие мудрецы Средневековья, европейская школа комментаторов Талмуда Тосафот пишут: "Мы уверены, что христиане не поклоняются идолам". Великий средневековый мудрец и комментатор Талмуда раби Менахем Меири поясняет: "В наше время уже никто не практикует по отношению к христианам всех ограничений и отдалений, установленных во времена Талмуда по отношению к язычникам, т.к. они таковыми не являются». О том, что упоминаемые в Талмуде дикие язычники древности, приносившие человеческие жертвы, не имеют ровно никакого отношения к христианам, пишет великий немецкий раввин Меир, известный как Махарам из Ротенбурга. Почитаемый всеми иудеями французский раввин Моисей сын Якова, известный как Смаг, пишет: "Мы уже много раз писали о том, что народ Израиля не имеет права обманывать ни христиан, ни мусульман. Бог рассеял нас среди этих народов, и мы обязаны не лгать и не обманывать их. И в этом нет различий между иудеем и не иудеем". И еще о значении слова «акум». Если иудей становится язычником, он приравнен к акуму. В Талмуде есть много мест, где прославляются праведные порядочные неевреи, верящие в Бога. Так, к примеру, о них сказано: "Нееврей, который соблюдает законы Ноя, достоин того же уважения, что и первосвященник иерусалимского Храма". Каждый нееврей, соблюдающий основные общечеловеческие библейские заповеди, является праведником и войдет в царствие небесное. Об этом пишет Маймонид в своей книге "Мишне Тора". Все люди созданы "по образу и подобию" Бога, и омерзительна любая расовая или религиозная неприязнь. Об этом много написано, и мне, как и Вам, Марина, непонятно, почему главные раввины заняты какими-то другими делами и не уделяют должного внимания этой проблеме - не пишут объяснения на «Шулхан Арух», которые бы четко и ясно объяснили всем и каждому, что все высказывания этой книги направлены лишь на язычников-политеистов древности.
М.С. Я общаюсь с сионистами из движения «Дом Давида». Их идеология сейчас развивается в таком направлении: израильскому народу нужно отринуть мироощущение вечной жертвы антисемитов и возродить героический дух иудейской древности. Думаю, это изменит саму психологию евреев, которые создают пока целые форумы, где собирают неприятные для себя факты и высказывания, активно их обсуждают и живут, по сути, в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Что Вы об этом думаете?
М.Ф. Я не сионист и никогда им не был. Считаю, что евреи могут жить, где угодно. Не обязательно в Израиле. Я люблю Израиль, люблю нашу армию, наш народ, но далеко не всегда разделяю политику лидеров сионизма. Я верю, что в конце времен, когда придет Мессия, исполнятся библейские пророчества и Бог соберет нас на нашей исторической Родине. Но это будет чудесным путем, как об этом пишет пророк Исайя. Мне кажется, что правда в мудром совмещении патриотического образования с глубоким изучением прошлого. Думаю, что не разумно быть вечно обиженным на всех, и мы не всегда были правы. Надо идти вперед. И молодые поколения станут другими. Сегодня израильтяне это совсем не те евреи диаспоры, которых привыкли видеть в России. Это сильные, свободные, далеко не богатые люди-воины, люди-пахари, люди-рабочие. Помните анекдот из двух слов - еврей-дворник? В Израиле это не анекдот. Там евреи - таксисты, дворники, рабочие, монтеры, механики, десантники, моряки, парашютисты и летчики... Они уже не боятся никого, и при этом знают свою историю. Мне кажется, это правильный путь. Нельзя вечно плакать. Об этом сказал великий царь Давид в Псалмах: "Вечером водворяется плач, а наутро радость".
М.С. Сейчас существует мнение, что Израиль должен быть примером для России как состоявшееся национальное государство, где титульная нация занимает достойное место. Или так видится только со стороны?
М.Ф. Мне кажется, что это неверный и поверхностный взгляд. Арабы, граждане Израиля, живут намного лучше, чем многие арабы из соседних арабских стран. Они освобождены от службы в армии. Они имеют все блага граждан: бесплатную медицину, равноправие в судах, полную религиозную свободу, право на исламское образование на арабском языке. Права мусульманских женщин ни в чем не ущемлены.
Каждое утро, около пяти утра, меня, как и сотни тысяч других людей, будит пронзительный призыв муэдзина к молитве. Динамики, расположенные в каждой мечети, безусловно, являются неудобством для многих граждан-немусульман, но израильская демократия запрещает их убирать. Израильская судебная система пронизана левыми либералами, чуждыми духа национального патриотизма, и большинство вердиктов израильских судов в исках между арабами и евреями вынесены в пользу арабов. Тысячи и тысячи евреев были выброшены из эвакуированных поселений Синая, Хеврона, Гуш Катифа, Иудеи и Самарии. Но формула "мир в обмен на территории" не работает. Она лишь показывает слабость и бессилие. В то же время среди евреев есть люди, шпионящие против наших офицеров и солдат, стучащие зарубежным организациям на собственное государство. Ситуация очень похожа на Россию, где к сожалению, многие так называемые оппозиционеры и правозащитники на самом деле враждебны интересам большинства.
М.С. В чём Вы как раввин видите основную задачу еврейского народа? В Торе сказано: «будете для меня царством священников и народом святым», что как будто подразумевает проповедь, но она в иудаизме запрещена. Я слышала такое мнение, что иудеи просто должны жить так, чтобы стать идеалом для всего человечества, которое станет следовать их примеру. В этом и будет заключаться мессианская роль.
М.Ф. Марина, то, что проповедь иудаизма среди других народов якобы запрещена, это распространённое заблуждение. Такая практика действительно сложилась в среде ортодоксального иудаизма под влиянием гонений и страха быть обличёнными в миссионерской деятельности со стороны властей, несмотря на то, что она противоречит процедуре мгновенного принятия иудаизма в древности. Существовали целые государства этнических неевреев, принявших иудаизм благодаря активной миссионерской деятельности раввинов и еврейских купцов. Однако многочисленные запреты положили конец этой практике. Евреи перестали проповедовать иноверцам, а спустя века и сами поверили, что эта практика запрещена с религиозной точки зрения.
Многие евреи, к величайшему сожалению, отвергнув Бога, избрали золотого тельца. Переориентировались в финансисты и революционеры, забыв о своем прямом назначении быть народом-священником. Не обязательно проповедовать иудаизм среди других народов, но можно и нужно проповедовать основные надрелигиозные ценности Библии: добро, милосердие, толерантность, братскую любовь друг к другу. Это основное послание Библии. Оно выше этикеток иудаизма, христианства или ислама. Это вечное, общечеловеческое, вселенское послание, которое всегда и везде будет актуальным. Вот его надо пропагандировать. А занимаются многие из нашего народа совсем не тем. Либо раскачивают лодку, призывая к очередной революции, либо усиливают негативное отношению к своему народу, делая колоссальные состояния в странах рассеянья, но не особо при этом помогая народу, среди которого живут. Мы обязаны быть лояльными власти, мы обязаны предоставить народу страны, где находимся, сакральное право самому решать, как жить.
М.С. Михаил, я на днях говорила с известным критиком Владимиром Бондаренко. Он сказал примерно так: «Талантливый еврейский писатель может состояться, только если уйдёт в культуру другого народа, русского, немецкого, английского, будет подпитываться их энергией, поскольку само еврейство не даст ему возможности реализоваться – это ветхая одряхлевшая нация. Недаром её писатели боялись остаться местечковыми, неинтересными миру, и спешили порвать с еврейством. Например, Бродский, когда узнал, что будет выступать в зале синагоги, отказался от выступления, хотя пришлось заплатить неустойку. Боялся выглядеть местечковым!».
Я ответила: «Не согласна. По-моему, местечковой еврейскую литературу делает как раз стремление примазаться к чужой культуре, авторы писали на христианские сюжеты, но при этом оставались чужими. И произведения их не отражали русский, например, менталитет. Но и еврейского не отражали. И главной ошибкой таких авторов был именно уход от иудаизма – религии мощной, позитивной по своему настрою, где есть и высокая цель, и самоуважение, и величественная философия. Вот где нужно писателю искать идеи, вдохновение, а не на задворках чужой истории. Но теперь, когда евреи обрели свою страну, возвращаются к иудаизму, у них сформируется действительно национальная литература.
- А теперь они тяготеют к англоязычной литературе! – Парировал критик.
- Правильно говорили мудрецы: «Мало вывести евреев из галута, надо галут вывести из евреев»...
Как Вы считаете, нужно ли еврейским писателям стараться выкорчевать из своего творчества влияние чужих культур, религий, или это не важно и есть более серьёзные задачи у израильской литературы?
М.Ф. Позволю себе не согласиться с Владимиром Бондаренко. Ицхак Лейбуш Перец, Маркус Леман, Шолом Алейхем, Хаим Нахман Бялик, Исаак Башевис-Зингер, Шмуэль Агнон и многие-многие другие еврейские писатели и поэты, писавшие и пишущие на идише и иврите, и никогда не касавшиеся нееврейских тем в своём творчестве, создали целый ряд вечных произведений, занявших достойное место в мировой классике. Владимир Григорьевич правильно отозвался о поведении ассимилированных и закомплексованных авторов. Но разве можно их назвать достойными сынами своего народа? Разве сын, стесняющийся своей матери, может называться ее сыном? Сомневаюсь. Я согласен с Вами. У нас огромная, колоссальная история, и нам есть, чем гордиться и что воспевать. Хотя это совсем не означает, что писатель-еврей не имеет права писать на любую тему. Главное не забывать, кто ты сам, и не предавать и не продавать свой народ. Может, мы и ветхая нация, но, судя по числу нобелевских лауреатов, о дряхлости пока что говорить преждевременно. Я смотрю в будущее с оптимизмом. Библейские пророчества сбываются, и голая и пустынная земля превратилась в цветущий сад, а мы по-прежнему горим, но не сгораем.
М.С. Михаил, когда я прочитала Ваши статьи, то заинтересовалась Вашей биографией, деятельностью. В Интернете увидела отрывок из Вашего романа «Пражский ангел». Затем Вы прислали мне его и ещё одну книгу, о Хазарии.
«Пражский ангел» - яркое, сильное мистическое произведение, отчасти историческое, философское. Расскажите кратко читателям, о чём Ваши книги?
М.Ф. Я написал три книги. Первая это мистический роман "Пражский ангел". Я взял на себя труд собрать воедино из всех доступных мне источников материалы, повествующие о жизни и деяниях знаменитого раввина Махарала, создавшего в 16 веке искусственного человека Голема. Роман построен по классической схеме проникновения человека из современности в Средневековье. Главный герой книги - Михаил попадает в то неспокойное время при помощи душ Пражского раввина и Ильи-пророка. Они проводят гостя из будущего по улицам Праги, рассказывая и показывая ему, как же «все было на самом деле». Далее – захватывающие приключения, опасности, неожиданные спасения; дворец, возникающий на одну ночь ниоткуда и наутро исчезающий в никуда; и главное – загадочный и неуловимый Голем, надежда и спаситель народа Израиля. Голем – воплощенная мечта о непобедимом защитнике слабых, угнетенных, находящихся в опасности, потерявших надежду. Разве это не та же вечная мечта о том, кто спасет даже тогда, когда спасения, казалось бы, нет? Но надо подчеркнуть, что Голем не имеет собственной воли, он всегда и везде выполняет приказы своего хозяина – Махарала, тогда как сам мудрец всегда и везде выполняет волю Творца. Это и оправдывает совершенные Големом казни.
Вторая книга - исторический роман "Сказание о Хазарии". Книга посвящена истории Хазарского царства времен отречения от язычества. Приключения, мистика, любовь и предательство, политические и военные заговоры, вопросы религии, картины быта, мира и войны, обряды и обычаи, Хазарский каганат, Византия, древняя Иудея, Арабский халифат – замечательный коктейль, приготовленный из ярких образов, зарисовок, изложенный доступным языком. Каган-бек Булан вызывает к себе представителей трех религий: иудаизма, христианства и мусульманства, чтобы решить, по какому пути пойдут хазары, отрекшиеся от языческих богов. Вопрос религиозного выбора актуален во все времена и по-прежнему определяет судьбы людей и государств.
Третья книга - мистический роман о царе Соломоне и дьяволе. Там нет ни одной известной широкому кругу читателей истории о легендарном царе. Много философии, анализа важнейших для человека вопросов, религии, мистики и приключений. Главные герои перемещаются во времени и в пространстве, переходя из одного мира в другой.
М.С. Каковы Ваши творческие планы?
М.Ф. Моя сестра, блестящий журналист и редактор, Полина Финкель-Бендетская дала мне идею написать исторический роман о моих дедах - офицерах Великой Отечественной войны. В свое время я взял у дедов детальные интервью об их жизни. А один из них, мамин папа, полковник в отставке оставил книгу воспоминаний. Дай Бог сил и вдохновения. Пишу, ведь не я... Это Бог диктует.