Сообщество «Оборонное сознание» 00:00 21 января 2016

Генштаб газеты "Завтра"

Российский ОПК отчитался перед Минобороны, что к 2019 году будет готов строить авианосцы. До этого, в феврале 2015 года, ФГУП "Крыловский государственный научный центр" разработал концепт нового российского авианосца — проект 23000Э "Шторм". Многоцелевой проект 23000Э может применяться для проведения операций в удаленных морских и океанских районах, наносить удары по надводным, подводным и наземным целям, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десантов

Российский ОПК отчитался перед Минобороны, что к 2019 году будет готов строить авианосцы. До этого, в феврале 2015 года, ФГУП "Крыловский государственный научный центр" разработал концепт нового российского авианосца — проект 23000Э "Шторм". Многоцелевой проект 23000Э может применяться для проведения операций в удаленных морских и океанских районах, наносить удары по надводным, подводным и наземным целям, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десантов. Водоизмещение корабля составит 90-100 тыс. т, длина — 330 м, ширина — 40 м, осадка — 11 м, максимальная скорость — 30 узлов, крейсерская — 20 узлов, автономность — 120 суток, экипаж — 4000-5000 человек, способен выполнять боевые задачи при волнении моря до 6-7 баллов. Авианосец спроектирован с обычной силовой установкой, которая может быть заменена на ядерную. Авиагруппа состоит из 80-90 летательных аппаратов различного назначения, возможно базирование истребителей Т-50 ПАКФА и МиГ-29К, реактивных самолётов ДРЛО и вертолётов семейства Ка-27. Полётная палуба может обеспечить взлёт самолетов как с рампы (две), так и с помощью электромагнитных катапульт (две). "Остров" (надстройка) имеет два "здания", ПВО обеспечивается четырьмя установками (модулями) вертикального пуска зенитных ракет. Электронный комплекс авианосца включает в себя интегрированные датчики, в том числе РЛС с активной фазированной решёткой.

Новость замечательная!

Но это уже пятая волна попыток создания отечественных авианосцев. И все предыдущие странным образом выпадали на переломные моменты российской, советской и вновь российской истории.

Первые русские авианосцы (тогда ещё — авианесущие корабли) были созданы в 1913 году и, пройдя через Первую мировую, а затем и гражданскую войны, ушли на металл в разных регионах мира в конце 20-х годов.

Вторая волна началась почти через 20 лет, в конце 30-х. Ярый приверженец авианосцев, флагман флота 2-го ранга (контр-адмирал) Николай Кузнецов, назначенный в апреле 1939 года наркомом ВМФ в планы III пятилетки 1938-1942 годов заложил закладку двух авианосцев: по одному для Северного и для Тихоокеанского флотов. Однако уже в январе 1940 года план ВМФ сократили наполовину, а затем началась Великая Отечественная война…

В августе 1953 года всё тот же главком ВМС Николай Кузнецов представил министру обороны СССР Николаю Булганину доклад, в котором подчеркивалось, что "без наличия авианосцев в составе ВМС решение основных задач флота обеспечено быть не может". Тогда же началась разработка нескольких проектов советских авианосцев, но последовавшее вскоре смещение Кузнецова и "ракетный" уклон Хрущёва поставили на планах "третьей волны" жирный крест.

"Четвёртая волна" пришлась на середину 70-х, когда Невскому ПКБ была поставлена задача в экстренном порядке начать строительство атомных авианосцев. Сначала должен был быть спущен на воду более "лёгкий" авианосец проекта 11435, на котором предполагалось отработать основные технологии и решения, а одновременно закладывались ещё два авианосца: проекта 11436 — с увеличенной полётной палубой, и уже полноценный "тяжёлый" атомный авианосец проекта 11437.

В результате советскому, а затем и российскому флоту достался лишь первый авианосец из этой тройки — "Рига", он же "Леонид Брежнев", он же "Тбилиси", он же "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". "Варяг" был выкуплен Китаем и достроен уже как первый китайский авианосец "Ляонин", а "Ульяновск" сдан на металл в 1992 году.

Четвёртая волна авианосного строительства завершилась в 1992 году. Единственный завод, способный строить корабли такого класса, Николаевский, достался Украине и прекратил военное крупнотоннажное строительство. С его потерей Россия утратила возможности строить авианосцы как таковые. И вот теперь Россия вновь заявила о строительстве полноценного тяжёлого атомного авианосца. Но нужен ли сегодня такой корабль российскому ВМФ?

Очевидно, что авианосцы — это системы проецирования силы в отдалённые регионы мира. Мы собираемся завтра её куда-то проецировать? Тот же опыт применения наших ВКС в Сирии показывает, что наземные базы вполне успешно справляются с такой задачей. И не дешевле ли будет сегодня развернуть в ключевых регионах мира систему наших авиабаз, чем тратить многие миллиарды на сверхдорогие "игрушки"?

Вопрос спорный. И есть как аргументы "за", так и аргументы "против". Причём, этому спору не меньше полувека…

Особая тема — содержание таких "колоссов" в условиях российского климата. Для их полноценного обслуживания и применения необходима огромная инфраструктура и целый флот кораблей прикрытия и обеспечения. Сегодняшние походы "Адмирала флота Советского Союза Кузнецова" практически "в одиночку", т. е. в сопровождении 2-3 кораблей прикрытия, — это явно не функционирование полноценной АУГ (авианосной ударной группы), а всего лишь морской поход. Всем военным экспертам очевидна "учебность" "Кузнецова" — в качестве полноценной боевой единицы он сегодня использоваться не может.

Очевидно и то, что строительство одного авианосца бессмысленно. Необходимо иметь их минимум четыре: два — на Северном Флоте и два — на Тихоокеанском. Тогда они не только смогут менять друг друга при выполнении задач в отдалённых регионах мира, но и образовывать мощные ударные соединения, способные противостоять любому противнику.

А это — уже совершенно другая экономика…

1.0x