Авторский блог Анна Скок 15:42 1 августа 2013

Фотопропаганда

Недавно состоялась лекция фотографа Игоря Старкова «Роль фотографии в пропаганде и контрпропаганде». Игорь - постоянный автор иностранных и отечественных модных изданий, неоднократно выставлявшийся в галереях современного искусства, таких как Винзавод, галерея «Триумф» и др., участник многих социальных арт-проектов в области фотографии, преподавал в Британской Высшей Школе Дизайна.

Недавно состоялась лекция фотографа Игоря Старкова «Роль фотографии в пропаганде и контрпропаганде». Игорь - постоянный автор иностранных и отечественных модных изданий, неоднократно выставлявшийся в галереях современного искусства, таких как Винзавод, галерея «Триумф» и др., участник многих социальных арт-проектов в области фотографии, преподавал в Британской Высшей Школе Дизайна.

"Бытие определяет сознание. Но можно сказать по-другому: сознание определяет бытие. Человек, который контролирует картинку, изображение - контролирует жизнь людей". Эти вступительные слова, как бы переосмысливающие Маркса, задали тон всей последующей беседе. Иностранные фотографы-документалисты, работающие в России, организации, финансируемые из за рубежа и помогающие художникам-документалистам «правильно» освещать жизнь в России с точки зрения спонсоров, но при этом претендующие на роль независимых и аполитичных структур, а главное, возможные средства противодействия, контрпропаганды, которые можно противопоставить работе иностранных коллег на территории России и за ее пределами - вот основные проблемы, которым была посвящена лекция. Как позже признался сам Игорь Старков, ещё несколько лет назад он и представить не мог, что эти темы будут подняты на обсуждение. Ведь это означает, что пришло осмысление ситуации и, наконец, предпринимаются, пусть робкие, но попытки противодействия.

В современном мире значительно повышается роль не только фотографии, но и картинки в целом. Сознание современного человека заточено на восприятие визуальных образов лучше, чем на текстовую информацию. Рост количества мобильных носителей привёл к тому, что даже роль телевидения, в борьбе за влияние на сознание людей стала снижаться. «Когда у человека есть, к примеру, планшет, то гораздо удобнее получать информацию, пролистывая картинки, чем включать телевизор или смотреть видео. Тот, кто контролирует информацию, управляет мыслями и поступками людей. Человек, который контролирует идеологию картинки, может управлять сознанием». По словам Старкова, проблема в том, что абсолютно все центры производства и контроля картинки, изображения, находятся за пределами нашей страны. Это касается и фотографий, печатающихся в разного рода патриотических изданиях. Основные такие центры находятся в Нью-Йорке, Лондоне, Скандинавии. «Девяносто девять процентов всего, что вы видите в журналах – пропаганда. Этот термин всегда имел негативный оттенок. В основном его применяли по отношению к нашему государству. Такое выражение как «американская пропаганда» не входу, меж тем как она есть».

Мир цифровых технологий и интернета, убив дорогую рекламу в СМИ, убил и независимую журналистику, основанную, прежде всего, на финансовой независимости. Все те документальные проекты, которые мы видим и которые имеют достаточное влияние, финансируются напрямую государственными или частными иностранными структурами. Если вы видите какой-либо проект – значит, за него кто-то заплатил. У нас же в стране не существует собственных центров, которые бы поддерживали репортёров, документалистов, исследователей. Меж тем в России есть несколько иностранных агентств, занимающихся поддержкой фотографов-документалистов, чьи работы потом попадают в газеты, журналы и их видят миллионы. Роль таких структур состоит в том, чтобы научить молодых документалистов фотографировать и преподносить Россию определённым образом, то есть показывать правдивую Россию, но, как известно, у каждого своя правда и эта лишь одна её сторона, навязанная и разрекламированная, потому что это, возможно, кому-то выгодно.

Успешность и «крутость» того или иного фотографа определяется во многом тем, в каких международных конкурсах он участвовал, в каких галереях выставлялся, в каких журналах печатался и т.д. Но все эти пресловутые конкурсы и выставки, организуемые ими, финансируются теми же самими фондами, и возможность участия и победы в них определяется в первую очередь не талантливостью и художественной значимостью выставляемой работы, а, скорее, её идеологической подоплёкой, той мыслью, которую она несёт.

«Люди, которые занимаются производством изображения, копируют уже созданное. Если ты держишь руку на пульсе и контролируешь то, что уже создано, ты можешь влиять на мозг людей, создающих новые образы». Именно этот процесс неосознанного копирования и отражается в работах молодых фотографов-документалистов, в том числе работающих в российских патриотических СМИ, в то время как образы, которые они копируют, уже прошли, определённые фильтры. «При одном из проходящих в Москве конкурсов сейчас ведётся семинар по военной фотографии, людей учат снимать на войне, но для того, чтобы попасть на этот семинар, нужно правильно понимать на какой стороне ты будешь снимать. Сейчас войны вести невыгодно – война это дорогая штука. Достаточно создать правдивую картинку и тогда, быть может, и воевать не придётся. Или же эта картинка станет оправданием войны», - резюмирует лектор, невольно напоминая сюжет известного голливудского фильма. Участие в таких семинарах и конкурсах позволяет молодым фотографам подняться на новый профессиональный уровень, достичь определённой ступени в карьере, при этом они абсолютно уверены, что занимаются независимой документальной работой.

Если говорить об образе России, то существуют некие ориентиры, в соответствии с которыми принято нашу страну фотографировать и преподносить. Если работа документалиста не будет попадать под этот шаблон, то она, вероятнее всего, не будет иметь популярность, ни в одно модное издание не попадёт и, соответственно, не принесёт успеха. Поэтому все те, кто приезжает фотографировать Россию, даже не имея конкретного заказа, всё равно, нередко неосознанно, делают это в соответствии с уже существующим, созданным ранее образом. И всё, что они фотографируют, правда, но получается какая-то «однобокая» Россия.

Игорь Старков отмечает, что центры контроля документальной и репортажной съёмки – это, прежде всего, США, художественные же образы контролируются из Европы, в основном из Скандинавии. «В России есть очень и очень активные художественные центры, занимающиеся производством фотографов. Они также существуют за счёт европейских грантов. Один из проектов такого центра посвящён переосмыслению исконных образов России». Состоит же проект в том, что люди берут из интернета картинки и вырезают то, что для русского, в широком смысле, человека является сакральным образом. В итоге на месте выреза остаётся белая, по очертаниям угадываемая пустота. Прошлись по всему: от Святой Троицы до ядерных ракет, от Гагарина до звенящего в плацкарте подстаканника, от могилы неизвестному солдату до «Брата» и «Чёрного квадрата», ставшего опустошающее белым. «За Чебурашку они ответят отдельно!» - шутит Игорь, перелистывая слайд с нелепым белым силуэтом, сиротливо пристроившимся рядом с Крокодилом Геной. Но это скорее смех сквозь слёзы, ведь, по сути, итогом этого проекта стала «десакрализация облика Родины», глумление над тем, что является образом России. «Подобные работы выставляются в галереях, печатаются в книгах. Существуют фабрики по производству людей, которые всем этим занимаются. Их отправляют учиться за границу и возвращаются они с совершенно иной головой, с ними уже ничего не сделаешь. Это серьёзнее, чем кажется на первый взгляд, потому что бьёт по иммунной системе нашего народа. Национальная культура – это наш иммунитет. Точно так же как человек не может жить без иммунной системы, так же государство и нация не могут существовать без своей культуры. В свою очередь картинка в современном мире является важнейшей частью существующих культурных процессов. Если этот процесс, происходящий, с нашей культурой, с нашей картинкой, с образом нашей страны мы не сможем остановить, то нас не будет».

В этой связи важнейшим становится вопрос возможного противодействия и контрпропаганды. И комментарии Игоря Старкова по этому поводу не утешительные. «У нашего государства не существует ни одного адекватного инструмента защиты от такой пропаганды. Российская документальная, репортёрская школа находится где-то в середине 80-х начале 90-х. Точно так же и наши патриоты застряли в прошлом и не хотят меняться, у них голова там и они не понимают новых форматов работы». Игорь отмечает, что, конечно же, существующие процессы необходимо контролировать, но если мы сами не создадим что-то новое – ничего не выйдет. «Главная наша проблема – это отсутствие профессионалов. Как только появляется новый талантливый фотограф, художник или журналист, работающий в жанре документалистики, его моментально начинают курировать. И начинающий автор от этого никогда не откажется – ему ведь необходимо где-то выставляться, печататься; таким образом, всё находится под контролем и этому человеку не дают возможности вырасти как профессионалу вне рамок той сети, в которую он попал. Наша же проблема в том, что у нас практически нет таких центров, которые могли бы взрастить профессионалов высокого уровня, и авторитетов, за которыми можно идти».

Участники беседы отметили, что методы контрпропаганды, описанные в «толстых учебниках», не работают и даже дают противоположный результат. Если понаблюдать за тем, каким образом функционирует наша государственная контрпропаганда, то сразу становится ясно, что делом занимаются люди, которые учились ещё в советское время – они работают по старым шаблонам. В итоге, при современных условиях, получается, что работают они не на цели контрпропаганды, а ровно на противоположный лагерь, сами, возможно, этого не сознавая. Существующие же у нас проекты неэффективны. К их реализации привлекаются совершенно случайные люди. И становится ясно, что бороться с талантливо сделанной пропагандой, пусть даже чуждых нам взглядов, можно только талантливыми способами. Отрицать чужое – глупо и не работает. Необходимо утверждать своё – это будет правильно и должно сработать.

1.0x