Пробежало по Интернету известие: будут создавать отечественный автомобиль. Малолитражку. Ё-мобиль уже вроде как посоздавали, вот теперь будут создавать народный. (Про Ё-мобиль – это вроде анекдота: «Опять хочу в Париж. – А что был? – Да нет, не был, но уже хотел»). Ну да Бог с ним, с Ё-мобилем, у нас теперь будет отечественная малолитражка, похожая одновременно на Запорожец и на газик, именуемый в народе «козликом». Сообщается, что оба автомобиля - кроссовер и внедорожник - уже разработаны на 30–40%. Они получили рабочее название "Вожак". Машины создаются на базе лаборатории транспортных средств сельскохозяйственного назначения Российского государственного аграрного университета им. К.А. Тимирязева совместно с НИИ "Конструкций автомобилей". СтОить это создание будет вроде как 290 тыс. Не так уж, прямо сказать, мало.
В принципе, что нам мешает создать легковой автопром? Отечественный автопром? Нужен он нам? Не очевидно. Может, нужен, а может – нет. Сегодня автомобилей на свете – пруд пруди, только свисни – привезут, и с поклоном. Это в прежних поколениях выпускали что-то, потому что этого просто физически не было – нигде. И привезти было неоткуда. Мне рассказывали в 90-х годах прошлого века старики в итальянской области Венето, где после Второй мировой войны проходила быстрая индустриализация. Не было ничего, что ни начни делать – всё требовалось, всё годилось, на всё был спрос. Сегодня положение в корне изменилось. Сегодня вещей в мире более, чем достаточно. Автомобиль сегодня – важная вещь, но не остриё научно-технического прогресса, особенно автомобиль рядовой, массовый. Зачем тогда огород городить?
Мне кажется, сама по себе эта инициатива особой ценностью не обладает. Она могла бы оказаться очень полезной, стать пресловутым драйвером развития, если бы стала частью чего-то большего. Не постесняемся этого выражения: перспективного народно-хозяйственного плана. И даже шире – плана развития всей нашей жизни.
Предположим, решено: нашему народу надо осваивать данную Богом территорию. Для этого надо перестать жаться к столице и большим городам, а заселять нашу такую красивую и такую брошенную землю. Совсем не обязательно для начала ехать на край света – хорошо бы начать с коренных русских земель, где искони селились предки – с Нечерноземья, Западной Сибири и т.д. Сегодня и на двести км от Москвы – глушь. В нашей районной газете объявление: «Продаётся дом в действующей деревне во Владимирской обл.». Значит, много есть деревень и вымерших, «не действующих». Да что деревни! Малые города уже начали вымирать.
Так вот. Если хотим «возродить Россию» (пошлейшее выражение, пущенное в оборот Перестройкой), её, Россию, надо для начала начать заселять. Никакая территория не может прочно принадлежать какому-то народу и государству, если народ там не живёт, если территория не заселена. Наши пространства – пусты. Пусты физически, идейно, философски. Сто лет назад крестьян срединной России угнетало безземелье – вспомните хотя бы толстовский рассказ «Много ли человеку земли нужно». Столыпин начал знаменитую переселенческую политику, именно чтобы «разгрузить» срединную Россию от аграрного перенаселения. На юге России, в Новороссии, казаки насмерть рубились – за земельку-матушку. Недалеко от нашего ростовского хозяйства стоит памятник легендарной тачанке. Сегодня той земли – матушки, кормилицы – навалом, берёзками зарастает. В моих родных местах вокруг Коломны – сплошняком молодые березняки, возникшие самосевом.
Какое всё это имеет отношение к легковому автопрому? Самое прямое и непосредственное. Если мы хотим заселять землю, нам понадобятся дороги и всеобщая автомобилизация. Вообще инфраструктура понадобится. Автомобиль, обыкновенный, рядовой, такой же привычный, как кухонная утварь – это часть определённого образа жизни. Автомобиль должен быть крепкий, полноприводный, вероятно. Чтоб и по полям, и на рыбалку.
Несколько лет назад нобелевский лауреат по экономике Джеффри Сакс написал книжку «Конец бедности» - про развитие третьего мира. Так вот там он – рыночник! – утверждает: инфраструктуру никогда не создаст рынок. Её должны создать внерыночными методами и силами. А на готовой инфраструктуре рынок всё построит и обустроит. Дороги – главнейший элемент этой самой инфраструктуры. Около дорог надо строить посёлки, городки – хорошие, привлекательные для жизни. Нужны хорошие планировки – и на уровне генплана, и на уровне вариантов планировки отдельных коттеджей.
Люди - в прошлом и настоящем - думали, как это лучше сделать. Есть и зарубежные наработки, есть и отечественные размышления 20-х годов ХХ века на тему соцгородков. Тогда была мечта, порыв к созданию города-сада. Ну и надо его, наконец, создать! И не один – множество. Хорошо бы вытащить на свет разработки отечественных архитекторов. Там было много интересного. Жить в современных городках этого типа должно стать интересно, модно, престижно. Надо сделать этот образ жизни – престижным. И это возможно. Город – это болезненное порождение цивилизации. Человек должен жить на земле, ребёнок должен видеть жучков-паучков, белок за окном, собирать ягоды-яблоки. Тогда он вырастет и здоровее, и умнее. Пожив в собственном доме, возвращаться в квартиру – не тянет, как бы хороша и престижна она ни была. Так что тут нет никакой манипуляции – только простое возвращение к здравому и исходному.
Эти поселения не должны быть коттеджными посёлками в том виде, как они есть сегодня. Сегодня это – резервации для богатых. Там они живут – за КПП с охранниками, а вся жизнь – в городе. Таковы же – в несколько ином роде – т.н. экопоселения. То и другое – искусственное образование. Жители работают в городе, дети учатся в городе.
Поселение, о котором я говорю (условно «город-сад»), должно быть нормальным постоянным местожительством, со школами, поликлиниками, почтами, банками, техникумами, институтами, театрами и всем нужным для жизни. Главное, что там должно быть – это работа. Когда-то Менделеев считал, что в России промышленность должна развиваться не в городах, а в сельской местности. (Об этом я прочитала в воспоминаниях сына Л.Н. Толстого). Климат у нас холодный, сельскохозяйственный сезон очень короткий, а зима длинная, в течение которой крестьяне идут «в отход» работать городскую работу. Вот и надо, считал учёный, снабдить их работой по месту проживания. И это должна быть полноценная промышленность. Те самые легендарные высокотехнологические рабочие места из предвыборной программы Президента.
Вот при таком обороте событий народный автомобиль нам понадобится.
Но он должен приехать к нам по дороге! Мне кажется, если приняться за дело, можно за пару пятилеток покрыть страну автодорогами. Я уже писала о необходимости мобилизации молодёжи на общественно-полезные работы. Пусть каждый отдаст пару лет работе на общую пользу. А то ведь и в самом деле несправедливо выходит: кто-то служит в армии, а кто-то сидит в эколого-политологическом или культурно-филологическом вузе. К строительству дорог надо привлекать и безработных (как условие получения пособия), да и вообще незанятых граждан. Надо, наконец, решить эту проблему. Мне кажется, это может настолько поднять наш народный дух, что мы, наконец, почувствуем себя не убогими и второсортными, а вполне пригодными и умелыми.
А дальше строительство домов потребует развития промышленности стройматериалов, всякой домашней начинки. Автомобиль – явление из этого ряда. Он может многое сделать для развития – если станет частью целого.
Надо помнить, что «богатство народов» создаётся обрабатывающей промышленностью. Эта мудрость была известна с незапамятных времён. Добыча ископаемых и сельское хозяйство без развитой обрабатывающей промышленности богатства не приносят. Это исторический опыт всех народов, начиная с 16-го века. Иметь даже среднеразвитую промышленность лучше, чем не иметь никакой. Нам пора перестать бредить о нано- и ино-, а перейти к производству обычной, нужной народу, продукции. Хочется надеяться, что идея народного автомобиля – это знак перехода от маниловщины к труду и делу.
Что ещё критически важно? Государство должно проводить политику разумного протекционизма. Государство должно защищать свою молодую промышленность, дать ей развиться. Так развивались все индустриально развитые страны. Как только появятся народные авто, надо закрыть границу для аналогичных. По-другому не получится.
Отдельный вопрос о планировании. Надо, наконец, уяснить: без возвращения к плановой экономике никакого развития нет и быть не может. Конечно, это должно быть современное планирование, соединяющее государственную и частную работу. В Перестройку нас убедили, что всё наше несчастье – в Госплане; развалим его – и придёт счастье. Не пришло. Планирование сложно и организационно, и психологически. И кадров нет. Но ничего не поделаешь – надо. Вот в первый наш настоящий план (не «дорожная карта», не «национальная программа») и надо включить дороги, по которым ездят народные автомобили. Может, этот автомобиль будет называться «Вожак»; как знать, может, он выведет нашу экономику из того прорыва, в котором она сегодня находится.