Авторский блог Андрей Фефелов 23:00 20 марта 2016

Ересь ересей

Сегодня говорят, что католики изменились, что надо забыть старые обиды. Да, старые обиды можно забыть, а как забыть новые, которые нам наносятся каждый день на Донбассе, на Украине? Кто это делает? Это делают те же униаты при поддержке католического престола. И, как известно, униаты выступили против декларации. И что ответил Франциск? Франциск ответил: и вас я понимаю, и вы тоже правы. Да, мир, дружба – всегда хорошо, не только с католиками, со всеми. Главное, чтобы не было войны, блаженны миротворцы! Но при этом надо всегда помнить - Господь говорил: не мир я вам принёс, но меч - разделение между истинными учениками и отпавшими от истины, или не знающими истину.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Василий Вадимович, как известно 12 февраля состоялась знаменательная встреча Патриарха Московского и Папы Римского. С точки зрения мировой политики эта встреча не имела большого значения, никаких положительных сдвигов она не принесла. Однако внутри нашей Церкви возникла настоящая буря эмоций и громких толкований. Основная претензия, которая высказывается в отношении Предстоятеля, заключается в том, что он идёт в фарватере некого экуменического консенсуса, доктрины, которая якобы была ему присуща ещё с молодых лет, вероятно под воздействием его учителя митрополита Никодима Ротова. Что вообще означает экуменизм, откуда вышло это понятие?

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Экуменизм - по-гречески это «всеединство». В начале ХХ века этому явлению стали придавать другое значение – всеединство не с Богом, не со Святой Троицей, а человеческое всеединство. Родоначальниками движения являются протестанты. Ещё со времён Лютера протестантских движений было много. Всех их объединял протест против римо-католического сообщества. В какой-то момент они поняли, что веруют в одного Господа Иисуса Христа, и что объединяет их гораздо больше факторов, чем разъединяет. Поэтому возникла идея объединиться. Движение «навстречу» началось в 1910-х годах в Америке, потом перешло в Европу, и до середины 60-х годов, до второго Ватиканского собора развивалось, оставаясь прерогативой исключительно протестантских сообществ.

Андрей ФЕФЕЛОВ. То есть Русской Церкви это не касалось никоим образом?

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Нет, коснулось уже где-то в 20-30-е годы. Это было связано с широчайшей волной эмиграции православного населения. Русские были вынуждены в Европе и Америке соседствовать как с католиками, так и с протестантами. Таким образом, началось рискованное межрелигиозное взаимодействие. И уже в 1948 году ныне новопрославленный святитель – епископ Богучарский Серафим (Соболев) был вынужден выступить со специальным докладом о том, что экуменизм – это ересь ересей, и что Православная Церковь не должна участвовать в этом движении.

В 1965 году состоялся небезызвестный Второй Ватиканский собор, который фактически полностью поменял мировоззрение католиков. Если до этого они считали себя единственной Вселенской Церковью и всех остальных признавали схизматиками или еретиками, то сейчас они взяли курс на единство. Самое главное и прискорбное, что они заявили, что у них с иудеями-талмудистами общий Бог, что, конечно, является попранием догмата Святой Троицы, ведь, как известно, талмудические евреи не признают Святой Троицы. С этого момента католическая церковь возглавила экуменическое движение, пока не сливаясь с протестантским экуменическим движением.

Андрей ФЕФЕЛОВ. С точки зрения православия, есть ли разница между католиками и протестантами?

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Конечно, есть разница. Кто-то ушёл неимоверно далеко от святоотеческого учения Православной Церкви, от постановления Святых отцов семи Вселенских соборов. Кто-то ближе располагается… До недавнего времени, до Второго Ватиканского собора можно было сказать, что католики ближе к православию. Но сегодня они ближе, завтра дальше…

Андрей ФЕФЕЛОВ. Известно, что католический обряд крещения остаётся в силе, если человек переходит из латинства к нам в православие. Чем это можно объяснить?

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Вы знаете, совершить обряд крещения может даже просто мирянин, потому что крещение – это отвержение первородного греха, но это ещё не стяжание благодати Святого Духа. Как известно, благодать Святого Духа на крещаемого после крещения нисходит через чин миропомазания. Поэтому когда католик приносит покаяние за участие в латинской ереси, то над ним совершается чин миропомазания, через который приходит благодать Святого Духа.

Главным еретическим отступлением у католиков необходимо считать нарушение догмата Святой Троицы. Католики верят, что Святой Дух якобы исходит не только от Отца, но и от Сына. Нигде в Священном Писании об этом не сказано. Святые Отцы Вселенских соборов об этом не писали. Отступление началось с того, что Папа Римский позволил себе единолично поправить догматы, утверждённые на семи Вселенских соборах. С тех пор Папа Римский может поправить и Апостолов, и Священное писание, и Святых Отцов Вселенских соборов. Папа,таким образом, восхищает на себе фактически Божии привилегии. Между тем, глава Церкви небесной и земной – это Господь наш Иисус Христос, и Церковь наша движется Духом Святым. Но не надо забывать, что в рамках Поместной Церкви есть глава – человек. До революции это был Царь, помазанник Божий, сейчас у нас – Патриарх.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Каково значение церковного совещания 1948-го года и что тогда было сказано по поводу экуменизма?

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Святитель Серафим (Соболев) выступил с очень ясным и правильным докладом на Московском Всеправославном Совещании 1948 года. В своем докладе святитель подробно рассказал о том, почему у еретиков нет Божьей благодати, и почему любое общение с ними в рамках экуменического движения - это, по сути дела, разбавление нашего чистого святоотеческого учения мутной еретической водой.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Получается, что под действием сталинской воли был принят очень жёсткий антиэкуменический церковный декрет.

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Не только Сталин был инициатором...Дело в том, что и в зарубежной Церкви сформировалось такое же отношение. Совсем недавно, в 1983 году Архиерейский собор РПЦ за границей предал анафеме экуменическое движение и всех экуменистов. В этом вопросе мы наблюдаем полное единство и Московского патриархата, и заграничной Церкви, и катакомбной церкви. И даже старообрядцев, так как они тоже не выступают за экуменическое движение.

Андрей ФЕФЕЛОВ. После 1949 года проходит целая историческая эпоха. Начинается бурное развитие экуменического движения. Многие связывают это с некими прагматическими задачами советской власти налаживать через Церковь различные, в том числе разведывательные отношения с Западом. Существует даже мистическая концепция, будто тогда внутри Церкви образовался некий прокатолический орден, который под прикрытием борьбы за мир начал развивать новой экуменический антихристовый проект.

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Я не дерзаю говорить о каком-то ордене, у меня нет доказательных сведений о его существовании. Однако могу утверждать, что филокатоличество было и есть - и в России, и в РПЦ. К сожалению, снежный ком нарастает, и если раньше тайным католичеством грешили некоторые священники, то сегодня мы говорим уже об уровне архиереев. Когда я бываю на кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, я вижу, что могилы многих митрополитов, которые вели исповедническую жизнь, почитаемы народом. Там всегда горят свечи, лежат цветы. А на могиле Никодима Ротова, самой, пожалуй, роскошной митрополичьей могиле, никогда не видел ни свеч, ни цветов. Позорно умер у ног главного еретика-латинянина Папы Римского. Что тут сказать?!

Я внимательно изучил декларацию, которую в Гаване подписали папа Франциск и патриарх Кирилл, и она, конечно, производит удручающее впечатление. Более того, я с удивлением наблюдаю, что наши архиереи дают совершенно разную, прямо противоположную оценку этому документу. Например, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин заявил, что декларация носит общественно-политический характер и никаких духовных вопросов не касается. А вот Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, который собственно заведует Синодальным отделом по церковному образованию и катехизации, заявил прямо противоположное. Он сказал, что эта декларация имеет глубокое духовное значение, её нужно изучать, и по своей духовной силе она сопоставима с посланиями апостола Павла. Понимаете разницу?..

Я с удивлением, недоумением и огорчением прочёл пункт 6: «Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех его учеников». Во-первых, такой призыв может быть только в духовном послании. Во-вторых, призыв странен - все христиане должны молиться о полном единстве всех учеников Христа. То есть и умерших, и живых. Я знаю одного из первых учеников - Иуду Искариотского, который предал Христа. Мы согласно этому пункту должны молиться о духовном единстве с Иудой Искариотским?

Андрей ФЕФЕЛОВ. Интересный разворот темы.

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Да. Но так написано, я ничего не добавил. Арий, Ориген, Несторий – тоже называли себя учениками Христа. Это были известные еретики, за которыми шли большие еретические сообщества. Мы должны молиться о полном единстве с Оригеном, Арием, Несторием, их учениками и последователями? Наверное, нет. Я не думаю, что составитель этой декларации и подписанты имели это в виду. Значит, должно быть разъяснение.

Андрей ФЕФЕЛОВ. По поводу смысловых подоплек текста декларации есть много точек зрения. Одни считают, что всё это писалось в недрах Ватикана, продумывалась каждая строчка, каждая запятая. Вся эта иезуитская группа отлично понимала все коннотации, и наш Предстоятель подписал этот документ по благодушию, не вчитываясь в детали. Другие говорят, что Патриарх отлично всё понимал. И соглашался. И третьи считают, что всё это составляли люди, достаточно холодно относящиеся и к Церкви, и к церковной истории. Дипломаты, ни больше, ни меньше.

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Мне совершенно всё равно, кто это составлял. Меня волнует сам факт подписи Патриарха под этим документом.

Есть ещё один пункт, который вызывает удивление и разъяснение. В 24-м пункте говорится, что православные католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия и призывает католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви, единомыслии между собою. Вопрос у меня возникает относительно «единомыслия». Например, известно, что униаты прославляют и молятся святому Иосафату (Кунцевичу), который был известным гонителем православия, который посылал на смерть многих православных, отнимал у православных храмы. Хотя это было в далёком XVII веке, но его на флаг униаты поднимают до сих пор. Или - как я говорил, на Втором Ватиканском соборе было признано, что у католиков и иудеев Бог –один и тот же. Но у талмудических иудеев бог – не Святая Троица. Значит, Святая Троица как минимум для католиков не важна. А в этом суть документа. Здесь же мы говорили о единстве всех учеников, о единомыслии с католиками.

Сегодня говорят, что католики изменились, что надо забыть старые обиды. Да, старые обиды можно забыть, а как забыть новые, которые нам наносятся каждый день на Донбассе, на Украине? Кто это делает? Это делают те же униаты при поддержке католического престола. И, как известно, униаты выступили против декларации. И что ответил Франциск? Франциск ответил: и вас я понимаю, и вы тоже правы.

Да, мир, дружба – всегда хорошо, не только с католиками, со всеми. Главное, чтобы не было войны, блаженны миротворцы! Но при этом надо всегда помнить - Господь говорил: не мир я вам принёс, но меч - разделение между истинными учениками и отпавшими от истины, или не знающими истину.

Смущают также подписи и обращение друг с другом. Патриарх назвал Папу Римского «братом». Тут, конечно, речь идёт о духовном братстве. Если Франциск стал духовным братом Кирилла, то соответственно сопровождающие его лица стали духовными чадами Папы Римского, главного католического еретика…

Впервые в мировой истории появился документ, подписанный и главой латинян-еретиков Франциском, и Патриархом Православной Церкви. Надо сказать, что этого не допускал даже вселенский Патриарх Варфоломей или Патриарх Афинагор, которые установили молитвенное общение с католиками, уйдя в экуменическую ересь. Но единого документа, подписанного двумя сторонами, не было.

Понимаете, мы должны свято хранить богозаповеданное единство нашей Церкви. Мы ни в коем случае не должны допустить каких-то расколов. И для этого, конечно, требуется открытый богословский диалог, но не с еретиками, протестантами и католиками, а со своей паствой.

Андрей ФЕФЕЛОВ. А вы верите, что этот диалог возможен?

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Митрополит Ижевский говорит, что это общественно-политическая декларация, не обращайте на неё внимания, а митрополит Ростовский – наоборот, считает, что это духовное послание по своей силе сопоставимо с посланием апостола Павла. Налицо уже диалог. Не прямой, но всё же.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Считаете ли вы данную встречу неким эсхатологическим событием, признаком, связанным с последними временами?

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Церковная история показывает, что в каждое время мы можем увидеть определённые признаки эсхатологического конца. Поэтому здесь всё зависит от нас. Господь смотрит на нас - сможем ли мы сохранить единство Православной церкви, чистоту веры? Народ Божий не принимает эту декларацию, также как и не принимает экуменическое движение. Повторюсь, нам нужен созыв местного собора. Нужна большая предсоборная дискуссия. И нужно, конечно, сделать всё, чтобы не допустить проведения Всеправославного экуменического Собора, намеченного на 19 июня в Крите.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Как же это сделать?

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Прежде всего, молиться Богу, потому что всё в руках Божьих. Каждый день православные молятся о том, чтобы Господь Иисус Христос разорение православных церквей утишил, экуменическую и прочую ересь разорил, искоренил и Духом Своим в ничтоже обратил.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Что будет дальше? Каковы будут последствия этой встречи?

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Дальше над нами нависает угроза экуменического Собора. Мне, например, не понятно: а каким святым будут молиться собравшиеся? У РПЦ, у Иерусалимского Патриархата, у грузинской, сербской и польской церкви действует классический юлианский календарь, освящённый решением семи Вселенских соборов. 19 июня по новому стилю, а по юлианскому календарю это будет соответственно 6 июня, это будет день Святой Троицы и наша Церковь будет молиться преподобному Иллариону, чудотворцу Египетскому, преподобному Иллариону Новому. А вот Константинопольский Патриархат, Элладская церковь и ряд других церквей, будут молиться другим святым, по их новоюлианскому календарю это будет Паисий Великий и ряд других святых. Как это возможно?

Или, что касается постов: по новоюлианскому календарю практически многодневного поста, Петрова поста, в этом году не будет, он начнется 27 июня, а закончится 28 июня. Пока единства православных церквей нет, созывать Собор нельзя! Вы уверены, что на этом соборе не введут этот новоюлианский календарь для всех? Такая угроза есть, мы прекрасно видим, как отдельные архиереи нашей церкви принимают решение за всю полноту, даже не уведомив об этом паству.

Если новый церковный календарь будет принят, это будет означать реальную угрозу раскола. А духовный раскол всегда основа для физического раскола. Вот что сейчас грозит России! И я думаю, что наше руководство это понимает. Недаром Сергей Лавров сказал о том, что мы должны равняться на благоверного князя Александра Невского и отвергать духовное единство с чуждыми нам еретиками-латинянами. Я надеюсь, что и президент Путин никакого одобрения этой декларации не давал.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Патриарх сказал, что пять человек знало о готовящейся встрече. Очевидно это сам Патриарх Кирилл - первый человек, второй человек – это его ближайший помощник, западник, митрополит Илларион, третий человек – это Папа Римский и его помощник кардинал Кох. И существует некий таинственный пятый человек. И это, по-вашему, не Путин?

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ. Я думаю, нет. Во всяком случае, такую декларацию о духовном единстве с еретиками президент не мог одобрить, иначе бы сейчас не было этого заявления Лаврова.

Византийская империя пала, предав святоотеческую веру. Русь в это время - Московская, Владимирская, Ярославская области. Ни Тверская область, ни Новгородская, ни Рязанская земля, ни много других окраин и княжеств не входило под власть князя Московского. И буквально за какие-то двести маленькое Владимиро-Московское княжество превращается в великую православную империю от Балтийского моря до Тихого океана, от Северо-Ледовитого океана до Каспийского моря. Вот как сказывается милость Божия на тех, кто верен Христу, верен Святой Троице, верен истине! Поэтому-то я и говорю о том, что перед Россией опять стоит очень важный выбор: идти за истинной Святой Троицей или объединяться со всеми учениками Христа, в том числе и с еретиками…

***

Ситуация в РПЦ сегодня нуждается в открытом соборном обсуждении, дабы предотвратить любые непонимания и расколы, в том числе экуменический раскол.
Приглашаем верных чад Русской Православной Церкви принять участие в Предсоборных общественных слушаниях на тему «Планируемый Всеправославный Собор на Крите и Гаванская декларация 2016 года: «за и против».
Слушания пройдут 31 марта в Конгресс-центре гостиничного комплекса «Измайлово», корпус «БЕТА» (станция метро «Партизанская», адрес Измайловское шоссе, дом 71). Время – с 17-30 до 21-30. Вход свободный.
Организаторы: Русский культурно-просветительный фонд имени Святого Василия Великого, Народное движение «Святая Русь», ряд общественных организаций и православных братств.
Тел. координаторов: 8(919) 992-42-53, (495) 785-5587
Подробности на
www.rus-svyat.ru

28 марта 2024
24 марта 2024
1.0x