Бруклин, 1957 год. Интеллигентный немолодой мужчина в очках одинок и увлечен живописью. Иногда он выбирается в парк с мольбертом. А дома не только продолжает писать холсты, но и иногда развинчивает специальный серебряный доллар и читает спрятанные там шифровки. За каждым его шагом следят люди в штатском. Это агенты ФБР – неприятные полноватые мужчины, которые одним прекрасным днем врываются в квартиру к художнику и обвиняют того в шпионаже. Задержанный – Рудольф Абель (Марк Райлэнс), советский агент британского происхождения, и ему грозит смертная казнь.
По законам демократии расправа над разведчиком должна пройти по всем законодательным правилам. Срочно нужен адвокат, способный без лишних слов, соблюсти приличия и быстренько проиграть дело. Но по иронии судьбы, после долгих уговоров, защитником Абеля назначается страховой юрист Джеймс Донован (Том Хэнкс) – тихий аполитичный семьянин. И здесь начинают появляться сложности. Во-первых, честь и совесть велят Доновану подойти к вопросу со всей щепетильностью. Во-вторых, адвокат подвергается острой критике коллег и личной травле, затрагивающей и его родных. Сопротивляется и правосудие, не желающее даже слышать о помиловании столь опасного преступника как Абель. Но упорство, азарт и вера в закон творят чудеса. Донован добивается для шпиона пожизненного заключения.
А в это время в СССР, над Уралом, сбит американский самолет-шпион, судя по фильму залетевший туда чуть ли не случайно. Его пилот Фрэнсис Пауэрс (Остин Стоуэлл) – к слову тоже обладатель спецдоллара, в котором спрятана игла с ядом - подвергается советской судебной процедуре. Разумеется, тоталитарной, несправедливой, нечестной. Над которой гордо парят как над бездной многочисленные красные флаги. Пилота содержат в застенках, подвергают пыткам, кормят помоями, тогда как Абель занимается в камере живописью и в целом живет неплохо. Не стерпев такого положения дел ЦРУ просят Донована об одолжении. Они хотят, чтобы благородный юрист отправился в Восточный Берлин и предложил русским обменять Пауэрса на Абеля. Столица ГДР встречает честного человека непременными ужасами социализма.
Если до этого момента в картине «Шпионский мост» все развивалось по законам какого-никакого, но реализма – Америка глазами Спилберга имеет на это законное конституционное право, и даже снисходит до критики своих спецслужб – то во второй половине фильма мы наблюдаем привычную для Запада ситуацию изображения кошмара русского мира. Все это конечно стоит далеко от недавней картины «Номер 44» Даниэля Эспиносы, где русофобия перешкалила здравый смысл с пьяной смелостью безбашенного лихача, но для уровня Спилберга подобные проколы – вещь недопустимая. Дело даже не в том, что хороший американец попадает в среду отвратительных людей без совести и морали. К этому мы уже привыкли (тем более удивительным кажется прекрасный советский агент в последнем фильме Гая Ричи). Но есть же элементарная историческая правда. И именно с ней дела «на мосту» обстоят совсем плохо.
Берлин образца 1957-го года представляет собой разрушенный город, в котором солдаты расстреливают на улицах простых горожан. И речь идет отнюдь не о рабочем восстании 1953-го года. К тому же русские не разрешают немцам отстроить столицу, и поэтому Донован видит одни руины, над которыми гордо реет советский флаг. Оказывается СССР просто захватил часть Германии к ужасу всего цивилизованного мира. И учиняет там красный террор. Когда американца грабят на улицах обычные бандиты и снимают с него пальто, впоследствии оказывается, что ими руководила вездесущая рука КГБ. Те же ужасные советские спецслужбы подсовывают юристу ложную жену Абеля – типичную бабу с рынка – именно так в их глазах должна выглядеть русская женщина, играющая в Большом театре? Из-за такого небрежного или, увы, возможно, сознательного подхода к сложной теме холодной войны, снижается впечатление от фильма, снятого мастерски и очень внимательного к бытовым деталям эпохи. И в итоге оказывается не правдивым историческим документом об одном из важнейших событий времени, а локальной историей правозащитника с чистым и светлым лицом. Того, кто остается человеком с большой буквы в любых, даже самых невыносимых для жизни, условиях.