Авторский блог День-ТВ Донецк 02:14 1 декабря 2015

ДНР: кризис идеологии

О наболевшем

Донецкая народная республика – это несколько параллельных реальностей, которые сплелись в один неразрешимый узел противоречий. Пока весь мир наблюдает за военными и дипломатическими баталиями на Ближнем Востоке, три-четыре миллиона человек на Донбассе подвешены в состоянии большого вопросительного знака. О каком развитии можно говорить и планировать, если никто не знает, куда мы движемся?

Залог успешного развития любого государства - не только грамотный менеджмент, но и четкая, последовательная идеология как инструмент воздействия на умы и чаяния людей. Это обязательный кодекс правил, объясняющий, что нужно делать, что поощряется, а что наказывается, это ориентиры поведения, идеальные образы, к которым следует стремиться. Без идеологии любое государственное образование превращается в общежитие стяжателей и потребителей, разваливается и деградирует. А вот с идеологией в нашем непризнанном государстве – полный провал. Несмотря на регулярные телеотчеты местных каналов о достижениях, победах, спортивных соревнованиях, музыкальных фестивалях, запуске доменной печи или открытии новой лавы, население никак не воодушевляется. Население разочаровывается, теряет остатки патриотизма и приспосабливается к такой жизни, какая есть. Праздничная лощеная телекартинка никак не сочетается с реальностью. А реальность в Донецке многогранна. В центре действительно жизнь кипит, везде радостные лица студентов, открываются новые магазины и кафе. В центре Донецк невозможно красив: вычищенные до блеска улицы, газоны и клумбы, ухоженные с педантичностью душевнобольного… О войне напоминают только иногда деловито проезжающие военные машины. Но стоит проехать с пяток остановок, и лоск сменяется затянутыми в прошлогоднюю пленку окнами, пробоинами в стенах и крышах, выгоревшими скелетами домов. Проезд и проход в прифронтовые районы запрещен, а фронт начинается непосредственно в черте города. Разрушения стали здесь обычной особенностью городского пейзажа, частью интерьера, в котором упрямо продолжают жить люди. Донецк живет, обороняется и строит государственность. Только она, государственность эта, получается какая-то искусственная, временная, как мыльные пузыри, а ее заложниками стали все донбассовцы. Расскажу, например, как живут работники бюджетной сферы.

Именно педагоги, работники культуры и медики среднего звена первыми принимают на себя удары беспощадных перемен. Сначала Украина тупо перестала платить зарплату с июля месяца. Без объяснения причин. А зачем? Эти люди работать не перестанут, на них можно и сэкономить. Им можно запретить начинать учебный процесс, объявить их террористами и сепаратистами. Их можно заставить бросить свои дома и все нажитое добро и переехать в Винницу, в Селидово, в Днепропетровск, прилепиться на птичьих правах в чужих лабораториях и неприспособленных помещениях. Те, кто уехал вслед за своим руководством, все равно не стали на Украине полноценными учеными и преподавателями. Как бы ни успокаивали себя, но там они – пришлые, а здесь – сбежавшие. По обе стороны фронта – изгои.

Те же, кто оставался в Донецке в самые жаркие дни, вышли на уроки, не взирая на запреты, обстрелы и безденежье. Окрыленные «русской весной», поверившие в мудрость минских компромиссов, они каждый день ходили на работу и даже мысли не допускали о саботаже. Если в школу или техникум пришли дети, значит, и учителя должны прийти и работать, не имеют они морального права интересы собственного живота ставить выше учебного процесса. Переподчинение образовательных организаций мучительно шло больше года. Некоторые директора прятались в отпусках, на больничных, выжидали, кто победит, меняли шапки, перекрашивались… А учителя занимались с детьми, переводили на русский язык всю документацию, обеспечивали дистанционное обучение…

Когда была поставлена задача провести выборы в ноябре 2014 года, основную тяжесть снова взвалили на себя учителя. Они и раньше работали в избирательных комиссиях, и теперь открыли участки, организовали комиссии, сами себя обеспечили бумагой, ручками, питанием, охраной… При том, что оплата труда членов избирательных комиссий была на порядок меньше, чем в мирное время на Украине. С задачей справились блестяще: телевизионная картинка показала миру такую явку на участки, которой мог бы позавидовать любой президент. После выборов государственной задачей номер один стало проведение в массы новой идеологии, воспитание стойких и преданных граждан новой страны. А воспитание, как известно, профессиональный удел педагогов. Новые флаги, государственные символы, аттестаты и дипломы, новая политика, новая мечта, а люди – все те же. Снова разменной монетой, только уже у новых властей, становятся учителя и работники культуры. Сотрудники министерств под прицелом ревизий и арестов изображают бурную деятельность по созданию идеологической базы воспитания общества и подрастающего поколения. Чтобы не потерять хлебное место, управленцы с маниакальной работоспособностью сочиняют нежизнеспособные приказы и положения, реформы и стандарты, пачками организовывают конкурсы патриотической направленности, и строчат непродуманные манифесты. А педагоги приходят с этими рекомендациями в классы и вынуждены врать, глядя в невинные детские глаза, о том, что Донецкая республика – самая народная и справедливая – самоотверженно сражается со всем мировым фашизмом. Врать, потому что не сражается, а покорно подставляет себя под расстрел, связанная минским протоколом. Врать, потому, что старшеклассники вынуждены ехать на Украину за паспортом и своими глазами видеть и оценивать реальную работу государственной машины. Врать потому, что никто не знает, что мы в конце концов строим: капитализм, социализм или коммунизм? Врать, потому что сами насильно загнаны в партию.

Кстати о партиях. Официально в ДНР строится двухпартийная система: Донецкая республика и Свободный Донбасс – флагманы партийного строительства. Остальные партии и общественные движения откровенно изгнаны из политического процесса. Коммунисты под надуманными предлогами не допущены даже к регистрации кандидатов, в Народном совете на сегодняшний день только два коммуниста, их голоса ничего ни решить, ни изменить не могут. Партия Новороссия, так красиво презентованная весной 2014 года, вообще почила в бозе, как и сама идея большой Новороссии. А вот организация Донецкая республика бьет рекорды по скорости массового пополнения ее рядов в добровольно-принудительном порядке. Может быть, на самом деле так высока политическая активность и самосознательность жителей Донбасса? А организация является умом, честью и совестью новой эпохи? Да ничего подобного! Численность партии загадочным образом совпадает с численностью людей, получающих зарплату из государственного бюджета. Бюджетники – огромная, управляемая и безропотная толпа - пресловутый административный ресурс. Загон в партию осуществляется беспардонными, грубыми и беспощадными способами, которые мало отличаются от методов бывшей Партии Регионов. Учительницу начальных классов, Наталью Степанович директор школы довела до сердечного приступа и нервных срывов. Шантаж, запугивание, принуждение под страхом увольнения, пропесочивание перед всем коллективом – беспроигрышные рычаги давления. В результате в каждом педагогическом коллективе сейчас наблюдается однотипная картина: либо 100-% членство в партии, либо пара-тройка уволившихся сотрудников. Компромиссы сегодня не в моде.

На той, украинской стороне, выбор ставится не между партийностью и безработицей, а между арестом, жизнью или смертью в буквальном смысле. Подавляющее большинство населения Донбасса периодически ездят на Украину: получить пенсии, сделать паспорта, заключить брак… Пункты пропуска на территорию Украины – это настоящие круги ада, коридоры унижения и позора. Выстояв по нескольку часов в очередях, человек становится заложником настроения караудьных блокпостов и пограничников. Убьет-не убьет, пропустит-не пропустит, вариант исхода событий напрямую зависит от уровня культуры и морали очередного карателя с автоматом. Проверка телефонов, пробивание по сайтам – обычная практика выискивания сепаратистов среди тех, кто пересекает границу ДНР – Украина. Поэтому членство в «сепаратистских» партиях – это прямая улика для обвинения по многим статьям со стороны СБУ.

Да, никто не спорит, что патриотизм необходимо воспитывать, вести просветительскую работу, разъяснять, что такое родина, как она борется за свободу. Но почему эта работа должна вестись такими топорными методами, нам ответа не дают, навязывая бестолковые распоряжения, граничащие с маразмом. Рассказывает учитель математики с сорокалетним стажем Анна Петрович:

- В канун годовщины выборов 2 ноября по школам пришел приказ провести единый урок государственности и были разосланы методические рекомендации. Мы должны были объяснить детям, что такое государство, показать символы государственности ДНР: гимн, флаг и герб. Это все понятно. Но нам рекомендовалось также ознакомить учащихся с личной биографией Александра Захарченко. Читая эти рекомендации, не мне одной показалось, что все это попахивает новым культом личности. Более того, недавно на совещании с педагогами первый замглавы исполкома ОД «Донецкая Республика» Андрей Крамар заявил, что "в ДНР планируется возрождение детских общественных организаций, направленных на воспитание школьников. Так, ребята с 7 до 9 лет станут "орлятами", а с 10 до 14 лет - "захаровцами". Это, мягко говоря, не добавляет популярности главе республики и его имиджу и является полной профанацией идей как народности, так и патриотического воспитания.

Вообще, о каком государстве можно говорить, если это государство никем не признано, не обеспечивает людей элементарными документами и правами? Зачем выдавать аттестаты зрелости, которые можно подавать только в донецкие вузы? А в чем виноваты дети, родившиеся в Донецке, у которых ДНРовское свидетельство о рождении, которое не считается документом? Но мы проводим уроки государственности, политинформации каждую неделю, должны вести с детьми беседы по разъяснению политической ситуации в мире. Даже на Украине в довоенное время школьников старались ограждать от политики, а здесь нас просто заставляют говорить им те вещи, в которых мы сами далеко не уверены. А вчера вообще пришел приказ выучить и спеть гимн Республики и прислать видеоотчет о том, как мы поем. В школе разгорелась настоящая война: директор заставляет, а учителя отказываются петь на камеру. Какой воспаленный мозг это придумал? А в соседней школе – спели.

Такую же ситуацию комментирует руководитель вокального коллектива районного Дворца культуры Антонина Михайловна:

- Нам тоже пришло такое распоряжение. На совещании наши сотрудники сначала сказали, ну споем, если так надо. А потом поняли, что нужно снимать на видео и присылать отчет. Тогда стали отказываться: как мы можем сниматься на видео, если мы ездим на Украину. И почему мы должны отказаться от поездок? У кого-то на той стороне престарелые родители, у кого-то дети, у кого-то могилки. И вообще, что это за террор с принудительным вступлением в партию? Я в КПСС не вступала, меня не склонили к вступлению в Партию Регионов, хотя давление было колоссальное. А сейчас не просто давление, сейчас прессинг хуже, чем на Украине. Я не хочу в политику, я хочу просто учить детей пению и музыке. И вообще, пусть наш директор, который в 2014 году прятался от обстрелов в Крыму полгода, расскажет, почему он вернулся. Где он был, когда здесь громыхало, как в аду, когда мы приносили вещи и продукты для беженцев из Славянска и Краматорска, а потом из Горловки? Где он был, когда мы пели на празднике Победы у Монумента «Твоим освободителям, Донбасс»? А мы были под прицелом снайперов, и только потом об этом узнали. Но мы слышали, как гремела канонада в аэропорту, через музыку слышали. Где был он, когда мы участвовали в выездной концертной бригаде по госпиталям и детским больницам, когда в августе 2014 у нас проходил парад военнопленных, демонстрация сожженной техники и концерт, в котором мы опять же пели, повышали моральный дух населения и бойцов? Меня нельзя упрекнуть в непатриотизме – я ни на один день не покинула город. И на Референдуме мы работали. А где в это время был директор? Грелся на солнышке и по телефону запрещал открывать в нашем ДК избирательный участок. А теперь он вернулся на свое место, повесил флаг и загоняет нас в партию, унижая и оскорбляя. Почему наша народная республика такое позволяет?!

И разве не правы работники культуры и педагоги, люди с высшим образованием и внутренней интеллигентностью, когда сопротивляются принудительному откровенно грубому их использованию в грязных политтехнологиях? За что государственная машина так грубо с ними обращается? Недавно прошел народный митинг у стен Харцызского трубного завода против олигарха Курченко, против закрытия огромного градообразующего предприятия и распродажи бесценного оборудования на метал. Митинг собрал тысяч десять людей под проливным дождем, на промозглом ветре. Откуда они взялись и кто эти люди? Думаете, это работники завода или жители Харцызска? Вот такие простые политически грамотные, мотивированные горожане? Ничего подобного! Это все были бюджетники, принудительно свезенные организованными автобусами из разных городов. В учебные заведения, техникумы и училища пришли приказы собрать определенное количество людей, но не сообщать им, для какой цели. Под чутким руководством директоров и секретарей исполкомов бюджетники доверчиво погружались в автобусы, но не догадывались, куда их повезут. Потом около часа ожидали формирования автоколонны. Из одного только Донецка было отправлено больше пятидесяти автобусов. И руководителям предприятий было запрещено сообщать, куда везут своих людей! Чтобы не сбежали. Вывезли из Донецка – люди стали роптать, из-за проливного дождя не определить куда едут. Только когда приехали, из выступлений на митинге услышали, что это Харцызский трубный завод. Вот вам и многотысячный митинг в поддержку завода. Мы согласны, отстоять завод необходимо, нельзя допустить его уничтожения! Но причем тут бюджетники? Учителя, мастера производственного обучения и уборщицы? Разве это не интересы самих работников завода? Разве нет способов национализировать завод без унижения совершенно непричастных к нему людей?

Среди педагогов давно, еще со времен Партии Регионов, ходят шутки о себе, что учителя – это бессловесные овцы, которых можно унижать, не выплатив задолженность по зарплате за февраль, март и апрель, запросто погрузить в автобусы и отвезти за пределы Донецка на митинг. Которых можно шантажировать увольнением, заставить вступить в партию и петь гимн для видеоотчета! Это при том, что научное и педагогическое сообщество, медики и работники культуры, все те, которых объединяет гипертрофированное чувство профессионального долга, это не просто бюджетники. Это – интеллигенция, прослойка, которую необходимо пестовать, защищать и развивать. Эта прослойка призвана рождать, воспитывать и формировать достойных членов общества, опору любого сильного государства. Именно эти люди должны становиться носителями и проводниками идеологии в массы.

Почему же новорожденная народная республика позволяет себе такие вольности и куда смотрят кураторы?

Анна Трифонова,

https://vk.com/dentv_doneck?w=wall-75130471_1592

1.0x