Сообщество «Информационная война» 00:00 6 июня 2012

Девушки Партии

Сергей Беляк о скандале

Очередное удивительное дело разворачивается в рамках борьбы с экстремизмом. Ретивые правоохранители заподозрили в неблагонадежности коллекцию снимков. Лефортовская районная прокуратура по обращению Центра по борьбе с экстремизмом ГУВД Москвы проводит проверку на предмет признания экстремистским альбома "Девушки Партии". Надо понимать, что "Девушки Партии" — это снимки красивых девушек, пусть и принадлежавших к запрещённой ныне Национал-большевистской партии. Ситуацию для "Завтра" комментирует автор снимков адвокат, музыкант и фотограф Сергей БЕЛЯК.

Альбом "Девушки партии" издан в конце мая прошлого года, осенью прошла выставка, которая продолжалась двадцать дней и которую посетило огромное количество людей. На вернисаже, кстати, были даже мои знакомые из Администрации президента. Хватало публичных персон — художники, музыканты. Например, Стас Намин был в восторге от самой концепции проекта.

Когда альбом "Девушки Партии" вышел, то получил хорошую прессу. Альбом направлен в музеи, библиотеки, его получили книжные фонды зарубежных университетов, правозащитные и женские организации. И вдруг возникает попытка квалифицировать альбом как экстремистскую литературу.

Дело пока ещё не возбуждено, ведётся прокурорская проверка, прокуратура определится после экспертизы альбома на предмет наличия в нём экстремизма. Толчком для этого, как я понимаю, была информация из Центра "Э" ГУВД г. Москвы. Если они допускали, что в альбоме содержится экстремизм, значит, получается, что они год бездействовали. И даже если это история происходит в рамках кампании в связи с делом "Другой России" в Петербурге или вокруг "маршей несогласных", всё равно получается, что они целый год "бегали" зря.

Я, как художник и как адвокат, допускаю, что основанием для возможного дела послужило чьё-то письмо в Центр "Э". А затем уже управление дало дальнейший ход делу. Тогда интересно, кто же автор обращения. Я пытался узнать в прокуратуре, кто послужил искрой этому делу — молчат. Но, рано или поздно, станет известно. Возможно, это какой-то депутат или очередной начальник цеха или целая группа лиц. Это очень интересно, страна должна знать своих "героев".

Прокуратуру интересовали технические вопросы: кто заказал альбом, кто оплачивал типографию. Я объяснил, что всем этим занимался сам. Художнику очень сложно отпустить из своих рук произведение. И в магазины я отвозил. Кстати, всего ничего в магазины пошло, десяток-другой альбомов. Я даже не удосужился сдать в большие книжные магазины.

Это, скорее, правило хорошего тона — поставить фотоальбом в магазин. Пусть будет — даже необязательно, чтобы продавался. Мне важно было, чтобы люди могли знать о моей работе. Тем более я не преследовал целей получения прибыли — это было заведомо убыточное, авантюрное предприятие. Альбом издан ограниченным тиражом. Хотя рекламу сейчас создали… Может, это специально делают, чтобы вызывать интерес и поднять цену?!

Со стороны прокуратуры не было какой-то агрессии, недовольства. У них своя работа, им направили материалы, они должны устроить проверку, отправить на экспертизу. Но, я надеюсь, эксперты поймут, что никакого отношения этот альбом к экстремизму не имеет. И ещё получается, что государственные деньги тратятся на заведомые глупости. Кто-то показывает свою значимость, борется с фантомами за счёт налогоплательщика.

Идея альбома "Девушки Партии" появилась достаточно давно, в начале нулевых. Когда я стал делать женские фотопортреты, мне пришла идея сделать цикл с девушками реально существующей организации, тогда же появился слоган "Девушки Партии". Именно так с большой буквы. И изначально это не была НБП. Я бы с удовольствием снимал и активисток других партий, но не увидел подобных девушек, с такими глазами, с такими лицами. Девчонок, за плечами которых стоит сама история, и которые сами делают историю. "Девушки Партии" это значит девушки Идеи. А Партия здесь уже как воплощённый символ этой идеи. В других известных партиях подобных девушек я не увидел, поэтому ограничился девушками существовавшей тогда НБП.

Некоторые из девушек-моделей оказались за решёткой по делу 39 нацболов-"декабристов", участвовавших в акции "прямого действия" в приёмной Администрации президента РФ.

О моём проекте узнал куратор галереи С.АРТ Пётр Войс. И, так как он сочувствовал оказавшимся за решёткой, то предложил сделать выставку в их поддержку. Войс отобрал пятнадцать фотографий, получилась небольшая, но неплохая выставка.

Потом девушки были освобождены, я продолжил снимать. Закончил снимать в 2006 году, на следующий год НБП была ликвидирована.

Альбом делался достаточно долго. К содержанию альбома мы подошли очень тщательно. НБП везде именуется как бывшая или ликвидированная. И символика НБП в альбоме отсутствует. Так как, по решению суда, запрещена НБП и запрещена её символика, закреплённая в уставе: красное полотнище, белый круг и чёрные серп и молот. На обложке флаг намеренно смят, непонятно, что изображено. Фотографии альбома чёрно-белые. А чёрно-белые повязки с серпом и молотом не запрещены. Это я, как адвокат, говорю. Когда НБП запретили, то лимоновцы выходили на митинги с чёрно-белыми флагами, и никто не изымал эти флаги. Поэтому альбом "Девушки Партии" не содержит никаких экстремистских изображений и уж, тем более, призывов.

"Девушки Партии" — это не просто девушки, которые стали моделями исключительно в силу природных данных. Видно, что они интересны автору благодаря внутреннему содержанию, душе, уму, воле. Сейчас технические средства позволяют нам запечатлеть образы героев и антигероев эпохи, сохранить это для будущих поколений. Эти девушки достойны того, чтобы о них думали, вспоминали. В русском обществе всегда были люди, готовые к самопожертвованию, и современная нам Россия — не исключение. Их мало сегодня, таких людей, но они были, есть и будут.

Я понимал, что альбом будет воспринят как контрпропаганда: кремлёвские идеологи представляли нацболов в виде маргиналов, отбросов общества. А мы, художники, хотели силой искусства показать, что, это, точно не самые худшие образцы людей в нашей стране, что они достойны уважения.

И если бы такие проекты случались в проправительственном лагере — например, можно было бы так снять участниц форума "Селигер", — это тоже интересно. Но, к сожалению, или к счастью, лично я интересных для себя моделей в том лагере просто не нашёл.

В начале альбома есть аннотации автора, искусствоведов, а в конце — индекс имён, краткие биографии героинь альбома, выполненные сухим канцелярским языком. Там перечисляются акции, в которых они принимали участие, уголовные дела, по которым проходили. А это были политические процессы, как бы государство ни шифровало их под хулиганство или другие статьи уголовного кодекса. Это была политика. И девушек судили за идеи.

Я хочу, чтобы человек открыл альбом, ознакомился с биографией, а потом нашёл страничку, где эта девочка, к примеру, Аня Назарова, изображена. Человек может прочитать, что она год сидела в тюрьме. А потом открыть страницу с её снимками и увидеть, что она вовсе не закоренелая уголовница из типологии Ломброзо, а просто ангел. И она не должна сидеть в тюрьме за какие-то свои идеи. И на моих снимках много таких ангелов.

Моя задача была показать девушек без ретуши, без грима — так, как они выглядят по жизни. Вечернее платье и, тут же — высокие солдатские ботинки. Я специально вставил снимки с обнажённой натурой, чтобы продемонстрировать такой наивный юношеский порыв, что это никакие не террористы, а достаточно наивные, беззащитные девочки.

Когда я работал над фотографиями, у меня в голове играла музыка. Где-то фоном были Rolling Stones, какие-то снимки появились чуть ли не под песню ансамбля "Цветы", "Звёздочка моя ясная". А где-то звучал Шопен. Может быть, это только моё ощущение, этого никто не увидит, но так было.

Я хотел, чтобы зрители посмотрели на девушек моими глазами. "Девушки Партии" — это слепок нулевых годов, это отпечаток эпохи.

1.0x