Авторский блог Дмитрий Перетолчин 14:57 12 мая 2015

Дело "Табак"

Докатившаяся до нас антитабачная «охота на ведьм» хотя и приобретала в определённый период формы истерики, по своей сути не имеет ничего общего с заботой о здоровье. Скорее к целенаправленному ограничению в правах 40 миллионов курящих граждан России и демонстрации того, что при правильном подходе нас можно заставить принять любой закон.

Голливудское кино переполнено смакованием изощрённого садизма и неуместных сексуальных сцен в формах, которые заставят санитара психиатрического заведения покрыться холодным потом возле экрана, однако известную американскую ассоциацию обеспокоила лишь сигара в зубах Сталлоне. Как заметил генеральный директор Американской ассоциации кинокомпаний (Motion Picture Association of America) Дэн Гликман (Dan Glickman): «…курение наиболее неприемлемое поведение в нашем обществе». Существенно ограничили показ курящих Warner Brothers и New Line units. Time Warner также будет настоятельно препятствовать демонстрации курения в молодёжных фильмах объединений «Warner Brothers и New Line. С момента начала руководства ассоциацией Гликманом в Century Fox Film принято не показывать курящими главных героев без соответствующего ограничения к прокату. Для 20th Century-Fox такая традиция началась еще в 1962 году, когда Милтон Голд (Milton Gould), один из директоров киностудии, параллельно возглавлял Институт табака и совет табачных исследований (Tobacco Institute and Council for Tobacco Research). Докатившаяся до нас антитабачная «охота на ведьм» хотя и приобретала в определённый период формы истерики, по своей сути не имеет ничего общего с заботой о здоровье.

Скорее к целенаправленному ограничению в правах 40 миллионов курящих граждан России и демонстрации того, что при правильном подходе нас можно заставить принять любой закон. К примеру, чтобы принять поправку к закону, касающегося акцизов на сигареты и папиросы на прения и голосование потребовалось менее двух минут. Именно Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) изначально выступала за повышение доли акциза в розничной цене пачки сигарет, а после в рамках этой политики страны-участницы Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака приняли рекомендацию, согласно которой 70% от стоимости пачки должен составлять акциз – «Положение конвенции относительно повышения цен и пошлин на табачную продукцию носят обязательный характер …Страны, подписавшие конвенцию, и в том числе Россия обязаны повышать табачные акцизы в рамках политики по борьбе с табакокурением... Повышение табачных цен и акцизов это чрезвычайно важная мера, поскольку это один из наиболее действенных способов снизить потребление, курильщик ощущает на себе возрастающее экономическое давление, ведь ему приходиться больше платить за своё курение» - что значит «обязаны», то есть политика потребления табака – это область на которую государственный суверенитет уже не распространяется? Решение, кстати, не только бьёт по курильщикам, но и увеличивает заработок табачных компаний, обсуждалось ли где-то, что у решения есть определённый бенефициар?

Вышеприведённая цитата, это высказывание главы секретариата Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака доктора да`Коста э`Сильва, которая в прошлом году заглянула в гости в Россию и поделилась наболевшим: «Еще важнее денормализация курения в российском социальном контексте. Необходимо чтобы россияне воспринимали потребление табака, курение не как обычное нормальное потребление, а как нечто неподобающее и непривлекательное...». Председатель Ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов предложил тех, кто не хочет отказываться от табака поставить на учёт в наркодиспансер и уголовно преследовать «за то, что поделился сигаретой с другим человеком». То есть: создавать атмосферу травли для одних и одновременно пестовать и обкладывать правами любые патологии и отклонения у других уживается в рамках европейского права как явление нормальное?

Понятно, что курить то, что сейчас выпускают как сигареты может только самоубийца, там давно уже нет ни одного природного компонента, за исключением возможно мочевины, благодаря которой никотин быстрее распространяется по организму. В сигаретах содержатся бензолы, формальдегиды, аммиак, чтобы они не затухали, и еще более четырёхсот химических ингредиентов, включая токсичные, которыми пропитывается табачная бумага, для скорости горения которую еще и пропитывают селитрой. Весь этот букет легко подарит вам хроническую форму обструктивной болезни лёгких, что поможет встретить старость в обнимку с кислородной подушкой.

Но, разве у нас проводили свои, неангажированные исследования последствий табакокурения? Профессор Пётр Мостовой утверждает, что он принимал участие в таких исследованиях еще во времена СССР и, что до начала 1960-х «причинно-следственной связи между курением и любыми заболеваниями вообще нет», хотя бы потому что не существует достаточно надёжной статистики курения, ту что накапливали страховые компании, стартовала только с начала 80-х. Но и она недостаточно репрезентативна: в США она охватывает менее 60 % населения, а в Японии — около 30 %. Если бы такую статистику предоставила Куба, где процент курильщиков согласно опроса службы Gallup 40%, то неожиданно бы выяснилось, что это "остров долгожителей", несмотря на широкое распространение курения.

Вроде бы у нас удалось осмыслить и противостоять некоторым западным нововведениям, но ведь и травля курильщиков также лишь просто слепо калькирована с Запада и всячески им же поощряется финансово. В частности фондами Fulbright New Century Scholars и Bloomberg Initiative. Грантополучателем первого с 2005 года являлся президент Российской ассоциации общественного здоровья А. Дёмин с задачей продвижения антитабачных положений в российских органах власти, а второй выделил 770 тыс. долларов с 2007 года на «полное освещение табачной проблематики в СМИ» и «создание надежной системы законодательного регулирования отрасли», которые получила Коалиция «За присоединение России к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табакокурением». Более крупную сумму в размере более миллиона долларов США выделено на исследовательский проект Gilmore A, with Danishevski K сопредседателя Российской антитабачной адвокативной коалиции К. Данишевского.

Кроме того, в мае прошлого года на мероприятии спонсируемом фармацевтической компанией Pfizer, руководителю Конфедерации обществ потребителей, которое совместно с Ассоциацией «Здоровые регионы» сыграло решающую роль в лоббировании «антитабачного» закона, Дмитрию Янину американская НКО вручила денежную премию имени Джуди Вилкенфилд, «размер которой не уточняется». Факт этот якобы «раскрывает» коварный замысел, состоящий в том, что продажи недавно выведенного на рынок лекарства от никотиновой зависимости помогут Pfizer выручить миллиард долларов, исчисляемый как произведение прогнозируемых Минздравом шести миллионов потенциальных отказников от курения на стоимость курса лечения каждого из них. Но, во-первых, дело в том, что это не единственное участие тех кого окрестили BigFarma в спонсировании антитабачной компании, Движение Объединённых наций за отсутствие табака (United Nations' Tobacco Free) спонсируют и Glaxo Wellcome и Novartis, однако информации об их лекарствах для отказа от курения нет.

В любом случае согласитесь, что в свете подобных обстоятельств антитабачное движение меньше всего похоже на чисто гражданскую инициативу. На примере как отучали курить Юго-Восточные регионы планеты можно показать как организовываются «гражданские инициативы» по борьбе с курением.

В 1999 году фонд Рокфеллера выделяет 100 тыс. долларов делегатам 11 Всемирной конференции по вопросам табака и здоровья из стран Азии и Африки и еще 150 тыс. Вашингтонской Национальной академии наук (National Academy of Sciences) для доклада о всестороннем влиянии табака на здоровье. Однако в мае следующего года вице президент Фонда Рокфеллера (Rockefeller Foundation) д-р Линкольн Чен (Dr. Lincoln Chen) пообещал в следующие пять лет выделить уже более 10 млн. долларов на антитабачные программы в Южной Азии. В этот же год отправляется 300 тыс. Фонду курения и здоровья (Smoking and Health Foundation) для создания региональной сети по координации антитабачных действий. 53 550 долларов для проведения семинара в Бангкоке, для развития навыков и знаний участников антитабачных программ. Около 200 тыс. на аналогичные цели в Камбоджи, и еще столько же отправляет туда Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization). На следующий год для развития партнёрских связей с негосударственными проектами по контролю над распространением табака в южных странах фонд отправляет следующие 300 тысяч. Университет Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) направляет 365 тыс. долларов для Всемирного Института контроля над табаком (Institute for Global Tobacco Control) для исследований и наблюдений в Юго-Восточной Азии.

К этим грантам необходимо добавить два гранта размером 250 тыс. и почти 180 тыс. долларов для Международного союза против онкологии (International Union Against Cancer) в Женеве, призванного использовать онлайн-ресурсы раскрутки антитабачных компаний в разных странах и интерактивному обучению борьбы с табакокурением в развивающихся странах. Также 365 тыс., полученные Лондонской школой гигиены и тропической медицины (London School of Hygiene and Tropical Medicine) и Университетом Лондона (University of London) для программ Центра Здоровья и Глобальных изменений окружающей среды (Centre on Globalisation Environmental Change and Health), направленных на изучение табачной промышленности в Юго-Восточной Азии.

Около полумиллиона долларов, выделенных Университету Иллинойса (University of Illinois) для использования Центром исследований и политики в области здоровья (Health Research and Policy Centers) в области программ исследований экономики табачного оборота в Юго-Восточных странах. Около 60 тысяч долларов для подготовки делегатов из Юго-Восточной Азии на 12-ю Всемирную конференцию по табаку. Более миллиона трехсот тысяч для Southeast Asian Tobacco Control Alliance, учреждающего партнерские программы в Азии. 300 тыс. для Министерства Здравоохранения Вьетнама, и еще около ста для Вьетнамского комитета по курению и здоровью (Vietnam Committee on Smoking and Health) для проектов, призванных показать вред пассивного курения для женщин и детей.

Около ста тысяч Национальному центру ядов (National Poison Centre) в Малазии для организации встречи рабочей антитабачной группы в 2002 году, 60 тыс. для Департамента Здравоохранения Малазии и более 280 тыс. Научному Университету Малазии (University of Science Malaysia) для исследовательских программ и учреждения Национального совета по борьбе против табака. Более полумиллиона долларов для Тайского фонда за здоровье (Thai Health Promotion Foundation) в Бангкоке. 154 тыс. Женскому Медицинскому центру в Камбодже (Women's Media Centre of Cambodia) для образовательных программ. Таким образом антитабачная компания это масштабные и широко финансируемые программы по всему миру, организуемые рядом мировых фондов и институтов, у которых если и есть в задачах удовлетворить финансовые интересы какой-либо конкретной компании, то такая задача далеко не главная.

Подумайте сами: означает ли участие Pfizer или других производителей заменителя табака «откатят» организаторам антитабачной компании в России фондам Fulbrigh» и Bloomberg Initiative, и кроме того сколько они должны «откатывать», чтобы покрыть такие глобальные расходы? Лишь мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг на борьбу с курением выделил 375 млн. долларов, добившись его запрещения в Уругвае, Великобритании, Франции, Новой Зеландии, Италии, Ирландии и половине штатов США, к 2013 году эту сумму планировалось довести до 500 млн., снабжая грантами в том числе наше Министерство здравоохранения и социального развития. Кстати, помимо антитабачной компании сын иммигранта из Белоруссии Уильяма Блумберга, будучи выходцем из еврейской среды, также финансово поддерживает службу спасения в Иерусалиме. Блумберг, что показательно, активно сотрудничает с фондом Bill & Melinda Gates Foundation и его основателем Биллом Гейтсом. В 1964 году Блумберг окончил Университет Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) и теперь Медицинская школа Блумберга имени Джона Хопкинса (Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health) обеспечивает соблюдение политики борьбы против табака более чем в 40 странах мира.

Университет Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) один из старейших грантополучателей Американского онкологического общества (American Cancer Society), которое только в 1988 году потратило на исследовательские гранты почти 90 млн. долларов. Другими получателями гранта на сумму от миллиона долларов стали ведущие исследовательские институты страны: Американский Фонд Здоровья (American Health Foundation), Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology), Колумбийский Университет (Columbia University, Йельский университет (Yale University) и Иешива-Университет (Yeshiva University). При этом Университет Джона Хопкинса – организация сильно неоднозначная, в настоящее время 774 человека требуют от неё 1 млрд. долларов за преднамеренное заражение гватемальских сирот, солдат и заключённых болезнями, передающимися половым путём в рамках эксперимента по изучению действий пенициллина. Структурно университет - это частный исследовательский институт, но в первую очередь выполняющий заказы как подрядчик министерства обороны США и NASA, расположен он в Мэрилэнде, там же находится военная бактериологическая лаборатория «Медицинский Научно-исследовательский институт инфекционных болезней армии США» (USAMRIID).

Помимо Блумберга более 500 программ по всему миру запустил Фонд по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention Foundation), потратив с 1995 года еще 300 миллионов долларов. В целом это колоссальные средства, которые невозможно покрыть выручкой от антитабачных пилюль. В пользу того, что бэкграунд антитабачной истории гораздо глубже говорит и её давность.

продолжение следует

1.0x