В этой серии про мои странствия по Чечне мне хочется отойти от репортажного жанра и вспомнить про свой диплом историка. Тем более что для этого есть важный повод: многие нюансы и термины чеченской жизни воспринимаются в России, мягко говоря, неверно. Например, понятие «тэйп» или, как правильно говорится, «тайп». К сожалению, это интересное явление жизни горцев интерпретируется крайне примитивно. То ли это «банда террористов», то ли «духовная скрепа»... А что находится посередине – обычно мало кто задумывается. И выявить это можно только благодаря дотошным историческим исследованиям.
К советским авторам
Увы, мои многочисленные расспросы знакомых чеченцев особых результатов не дали: как правило, они ограничивались рассказами о посещении родовых башен в горах и законах кровной мести. А знатоки истории родного края посоветовали мне обратиться к историческим исследованиям советского периода. В первую очередь потому, что сейчас таких исследований почти нет, а если они и появляются, то не печатаются и не продаются в России. И в них можно наблюдать смесь матерого национализма и тех же малопонятных «духовных скреп». Самое интересное, что советские авторы по этой теме, несмотря на засилие в их работах многочисленных ссылок на классиков марксизма, выявили самый главный для современности момент – крах традиционного общества (мечты человечества), на смену которому пришла даже не капиталистическая, а феодальная модель. Посему знакомые чеченцы снабдили меня целой кипой советской исторической литературы, которую я долгое время прилежно штудировал с их многочисленными комментариями. Сейчас я попытаюсь ее резюмировать, дополняя личными наблюдениями.
Кстати, еще в 30-е годы прошлого века историки жаловались, что тему метаморфоз тайповой системы мало кто исследует. Оно и понятно, передача традиции идет в основном изустно и не документируется. При этом на первый план зачастую выходит мифологизация отдельных моментов быта. Именно это и произошло с понятием «тайп». До сих пор, есть мнение, что это «чудесная организация всеобщего равенства». Увы, так было очень много лет назад – в XVII веке. А развалили эту прекрасную систему нарождающиеся феодальные отношения и исламизация Кавказа. Но, отличительная особенность Чечни, тайпы до последнего сопротивлялись новоявленным феодалам. И были разрушены ими изнутри – роскошью и неумеренностью, в результате которых тайповые верхушки мутировали в феодальную знать. Ничего не напоминает из современных реалий? Лично я таких «феодалов» не раз наблюдал в уголках центральной России.
Хозяина очага не было
Посему хочу остановиться на важнейшей составляющей тайпа – семье (доьзал), которая, как известно, до сих пор является ячейкой общества. Про чеченскую свадьбу я уже говорил в прошлой серии, поэтому не буду повторяться. Скажу, что происходит после нее. Главный в традиционной чеченской семье – всегда мужчина. И это не только его «понт», но и огромнейшая ответственность, от которой нельзя отвертеться. При этом его абсолютизм сильно ограничен традицией и обычаем. Если глава семьи небрежно относился к ее имуществу, плохо воспитывал детей и т.д., то подвергался такому всеобщему осуждению, что мог стать изгоем.
Женщина после замужества становилась членом общины мужа, но при этом оставалась членом своего тайпа и продолжала носить свое тайповое имя. При этом была полновластной хозяйкой в доме – хранительницей очага (цiа), который был сакральной основой семьи. Сейчас он отображен в название одного из сел – Центорой. В чеченском языке есть термин цiенана – хозяйка огня. Но нет термина «хозяин огня» – мужчине было запрещено вмешиваться в женские дела. Здесь мне поневоле вспоминаются мои дедушка с бабушкой и их скромная изба. Один раз дед, завзятый диктатор, державший всю семью в ежовых рукавицах, полез «инспектировать» закуток у печки, где находилось бабушкино хозяйство – посуда, ухваты и т.д. Полез сильно во хмелю, что с ним бывало крайне редко – в здравом уме он бы этого делать не стал. За что был нещадно бит бабушкой кочергой. При этом не только дать сдачи, но и просто ругнуться «тиран» не посмел – хмель тут же сошел, и он понял, что не прав.
Чеченская женщина всегда могла уйти от мужа, но только урегулировав имущественные отношения с ним – оплатив своеобразный штраф (яшацалла), за то, что позорит его своим уходом. Но при этом получала назад свое приданое. Если же муж бросал жену, то так же должен был выплатить этот штраф и вернуть приданое. А за убийство женщины по праву кровной мести полагалось «две крови». За оскорбление так же полагался двойной штраф. Чтобы понять сакральную роль женщины, можно почитать чеченские сказки – они сейчас издаются, и их можно найти в Интернете. В них женщина выступает не только хранительницей очага, но и воительницей за него – есть много сюжетов, где чтобы спасти свою семью, она идет совершать подвиги. Но при этом всегда возвращается к очагу после них.
Смерть главы не могла разрушить семью. У чеченцев был своеобразный институт наставничества, когда главного мужчину в доме заменял опекун (верас). Как правило, это брат покойного или другой ближайший родственник. А когда семья находилась на грани вымирания, не возбранялось усыновлять чужих детей. Кстати, имущество отделившихся сыновей юридически принадлежало отцу, и им нельзя было самостоятельно распоряжаться без его согласия.
Вайнахи ввели раскулачивание
Теперь перейдем непосредственно к тайпу. Его ближайшее определение: родственный военно–экономический союз. Союз тайпов объединялся в тукхум – более масштабную организацию, но уже лишенную родственных связей, и создаваемую по территориальному признаку. Руководил тукхумом совет старейшин, в который собирались старейшины всех тайпов в жизненно важных ситуациях. Например, в случае войны, которые шли постоянно – архаичные чеченцы жили в окружение агрессивных феодальных соседей. И это поневоле повлияло на сплоченность тайпов, старейшины которых не обладали замками, фамильными гербами и прочей романтической мишурой. Мало того, они сами пахали, сеяли и пасли скот. Ближайший аналог, который можно здесь привести – это казачество, для которого характерно равновесие ведения натурального хозяйства и его обороны от врагов. Несмотря на то, что для чеченского тайпа основой было скотоводство, нельзя думать об этой цивилизации как об отсталой. Например, в XVII веке территорию современного Аргуна населяли искусные лекари, которые могли делать даже трепанацию черепа. Также им была известна прививка от оспы.
В этих условиях, вайнахи чутко следили за любыми попытками пошатнуть свои нравственные основы и пресекали возвышение кого-либо из своей верхушки. У них даже была своеобразная практика раскулачивания – байтал вакхар, которой не могут похвастаться другие архаичные народы... А для чеченцев это была своеобразная «прививка от жадности».
Лучшая профилактика преступлений
Другой инъекцией можно назвать кровную месть. Для российского обывателя это нечто страшное. В кавказских реалиях это до сих пор остается лучшей профилактикой преступлений: мало кто будет насиловать, убивать и грабить, зная, что ему будет мстить вся родня жертвы. До нас дошел приблизительный алгоритм этого действа. При убийстве человека собирались старейшины его тайпа и близкие родственники и совместно принимали решение о вендетте. В тайпе преступника так же собирался совет старейшин, который решал, как достичь примирения с «истцами». Поскольку консенсуса удавалось достичь редко, для вынесения вердикта привлекались представители нейтральных тайпов. В результате «тройной» совет вырабатывал условия примирения. Как правило, это была материальная компенсация. До нас дошли и ее размеры: за убийство члена крупного тайпа платили более 60 коров. Такая же плата была и за покушение. За огнестрельную рану – 20 коров. В ту же сумму оценивалось и убийство представителя маленького и слабого тайпа. За его ранение полагалось 6 коров. Если эти условия не принимались стороной обидчика, то обиженная сторона могла выбирать, кого ей убить. Как правило, это был сам обидчик. Его смертью межродовая распря сразу заканчивалась.
Увы, несмотря на громкие заявления современного чеченского лидера о сохранении традиций, он сам же и запретил кровную месть. Скорее всего, потому что кровная месть распространяется и на него, и на его окружение. Стоит помнить, что для кровной мести не существует ограничений. Ни в должностях, ни во времени. Она может настигнуть спустя десятилетия. Пример тому – «неожиданные» убийства российских военных, когда-то воевавших в Чечне. И еще один момент, немаловажный для современных реалий. Советские ученые, опровергли популярную теорию «этнической чистоты» чеченцев – многие тайпы были пришлыми. Где-то двадцать из более чем сотни. Что бы идеологи Дудаева и Басаева там не говорили про «чистоту крови».
Выборные технологии адата
Но вернемся опять вглубь веков и обратимся к другому интересному термину – адату. Если сейчас для россиян это «лезгинки в метро» и «стрельба на свадьбах», то тогда это было обычное право, которое регламентировало множество сторон быта. Например, право владения землей или запрет на родственные браки. О некоторых его постулатах стоит сказать особо – они не такие уж и «темные». Например, «выборные технологии». На должность предводителя тайпа (хьалханча) выбирался старший мужчина с коммуникативными навыками – он должен был решать разнообразные административные вопросы. А военачальником (бячча) мог стать и молодой мужчина. Главное - чтобы он обладал соответствующими навыками и умениями. При этом тайп имел право смещать своих управленцев. Предводитель нес полную ответственность за поступки членов своего тайпа, а взамен те должны были ему беспрекословно подчиняться. То же самое касалось и военачальника. Совет старейшин избирался из числа мудрых и уважаемых людей. Этот совет заседал открыто, и любой человек мог на нем высказаться или поднять какой–либо вопрос. Так же адатом предусматривалось, например, оказание помощи пострадавшим от различных бедствий (белхи). Кстати, оно сохранилось до сих пор в исламской культуре, но уже на добровольной основе.
В свете знаменитой чеченской «свадьбы тысячелетия» интересно посмотреть на регламентацию семейной жизни по адату. За отказ от свадьбы после помолвки платилось 12 коров. Если муж заставал жену с любовником и убивал обоих, он не нес никакой ответственности. А вот если убивал только одного из них, то автоматически становился кровником их родни и считался убийцей. Если муж убивал свою жену, которая не имела от него детей, то должен был заплатить ее родственникам 85 коров. Если жена имела детей – то только 12. Но в любом случае, такой человек был презираем родными. Если незамужнюю женщину уличали в уничтожение плода, то ей обмазывали черной краской лицо, сажали на самую полудохлую клячу и возили с криками проклятия. За оскорбление девушки или вдовы, обидчик платил 7 коров. За оскорбление замужней женщины – 10 коров и изгонялся из общины! Помнится, я беседовал с пожилым чеченцем про свадебные традиции. Тот вывел более чем практичную сторону «калыма» - благодаря ему мужчина не будет легкомысленно поступать с женщиной.
Гражданское общество адата
В более масштабном плане адат регламентировал традиции, верования и психологию тайпа. Например, его территорию, символом которой была тайповая гора и стоящая на ней тайповая башня. А в доисламские времена – тайповые божества, обряды и даже «межконфессиональную политику». И самое главное – законы гостеприимства. Для гостя хозяин должен был выложиться «по полной». За убийство гостя виновник платил хозяину 7 коров и 63 коровы - родственникам убитого. Если же он не мог расплатиться, то становился кровником хозяина! До сих пор чеченцы уважают прямолинейность и с презрением относятся к всевозможным закулисным играм. Это пошло от традиции презрительно относиться к вероломному нападению на противника! И совсем недостойно – покинуть друга в беде. Отсюда и сплоченность кавказцев. Кстати, в доисламские времена она укреплялась ритуальной выпивкой на праздники. Пили домашнее пиво – йий.
О некоторых ритуалах стоит рассказать отдельно. Например, об инициации мальчиков в мужчины. Происходило это в 7–8 лет, пацан сжимал в руке горящий трут и терпел боль. Это называлось «мальчик может держать палку». Или «общественный суд», когда возводилось кiарлагiа – «куча всенародного проклятия». Каждый сознательный гражданин бросал в нее горсть земли, и при этом громко проклинал того, кто совершил антиобщественный поступок. Так же были и «выстрелы проклятия» - фуй – кхайкхадар.
Самое важное, что за соблюдением адата следили не «стражи закона», а все члены тайпа. Это ли не идеал гражданского общества?! Увы, в следующей статье мы поговорим о крахе этой системы.