15 января 2016

МАРКЕР

Россия создаёт собственный сорт нефти
Фото: ссылка
МАРКЕР - пишущее устройство с толстым стержнем, пропитанным специальным красящим составом, предназначенное для плакатных работ, для выделения в тексте каких-н. элементов (строк, абзацев).
Толковый словарь иноязычных слов

Россия планирует создать собственный маркерный сорт нефти для продажи сырья на международных рынках, сообщают немецкие СМИ. Как отмечается, он станет прямым конкурентом западным котировкам марок Brent и WTI, которые рассчитываются исключительно в долларах.

Ранее, в ноябре, Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа провела первые торги поставочными фьючерсными контрактами на российскую экспортную нефть сорта Urals. 

Экспертные оценки

Такое решение целесообразно и даже необходимо, однако нельзя сказать, что это путь к решению проблем нефтяного рынка. Сколько себя помню, эта тема всегда существовала. И сейчас, прежде чем говорить о переходе к торговле за рубли, как минимум нужно создать собственный маркер, обладающий убедительными, ясными и достаточно жёсткими параметрами. Безусловно, с этого надо начинать, но останавливаться на этом нельзя.

Сегодня мы мешаем сернистую поволжскую нефть с Siberian Light, которая тоже не является ещё в полном смысле слова маркером, но это хорошая лёгкая нефть. В итоге мы получаем смесь неустойчивую по составу, потому что пропорции-то меняются, и степень сернистости вместе с ними. Известно, что Urals торгуется с дисконтом от цены Brent. Этот дисконт разный, он колеблется, но он есть всегда. За что с нас берут дисконт, зачем он нам нужен? Ведь, к примеру, наша Siberian Light ничуть не хуже, чем Brent. Вместе с тем Urals – это политический сорт. Нам что сейчас нечего делать, кроме как выяснять отношения с татарами и башкирами?

Россия – очень крупный производитель нефти. Поочерёдно с Саудовской Аравией мы являемся первым-вторым в мире экспортёром по объёму. Причём внутреннее потребление здесь имеет меньшее значение, потому что для этого маркер не так важен, он важен для мирового рынка. И для России иметь маркер – правильно.

На сегодняшний день существует два основных сорта нефти, к которым привязывается мировая котировка:

1. Первый сорт нефти, который присутствует на рынке, – это Brent, названный по одноимённому месторождению в Северном море. Однако в настоящий момент это уже, по сути, виртуальный сорт нефти, поскольку само месторождение исчерпано и закрыто.

2. Второй сорт, который очень часто употребляется в биржевых котировках, – это так называемый WestTexasIntermediate (WTI). Это американский сорт нефти, который был создан как некое синтетическое среднее между основными сортами нефти, добываемыми в Техасе. Он характеризует основные котировки американского рынка точно так же, как Brent характеризует котировки европейского рынка. На сегодня характеристики сорта WTI тоже используются только как некие эталонные, поскольку фактическая смесь нефти, идущая с месторождений Техаса, очень сильно отличается от исторического стандарта WTI.

Оба сорта относятся к так называемым «лёгким» и являются наиболее удобными для переработки.
Кроме этого существует ряд локальных стандартов по нефти, которые использовались странами для осуществления своего нефтяного экспорта. Например, Венесуэла использует свой сорт нефти, который учитывает то, что в Венесуэле существует масса так называемой тяжёлой нефти – менее текучей и гораздо более капризной в нефтепереработке. Эта нефть продаётся с дисконтом от стоимости нефти WTI и Brent. Точно такая же ситуация присутствует в Саудовской Аравии: свои поставки она тоже ведёт по нескольким сортам, например, Arabian Light или Arabian Heavy (соответственно лёгкая и тяжёлая нефть залива). По отношению к стоимости Brent и WTI первый сорт обладает премией, тогда как второй продаётся по дисконтной цене и в чём-то похож на венесуэльскую тяжёлую нефть.

В России до последнего времени основным стандартом была нефть Urals, или Урал. Она также продавалась с дисконтом от цены Brent, что было связано не с тем, что эта нефть тяжёлая, а с тем, что в западносибирских месторождениях нефти было большое количество серы, являющейся вредной примесью. Это было учтено и чётко оговорено, поэтому для нефти Urals никакие претензии по содержанию серы не предъявлялись – она продавалась с дисконтом от стоимости низкосернистой Brent, которая была более интересна для переработки на европейских нефтеперерабатывающих заводах.

Как не существует оригинального сорта Brent, а есть лишь некий стандарт отрасли, и нет уже оригинального микса нефти WTI, точно так же менялись и фактические параметры российской нефти, которая добывалась на всё новых и новых месторождениях. И здесь интересно то, что в Российской Федерации качество нефти в целом постепенно росло: при движении нефтеразведки и нефтедобычи на Север оказывалось, что чем более северным оказывалось месторождение, тем всё менее и менее сернистым оно являлось. Таким образом содержание серы в Urals потихоньку приближалось к содержанию нефти Brent. Например, когда в начале 2000-х годов было пущено сверхгигантское месторождение "Ванкор" и эта нефть пошла по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), который сейчас поставляет нефть на рынки Юго-Восточной Азии, в том числе в Китай и Японию, – для этого трубопровода был создан свой собственный сорт нефти, так называемый ВСТО. Поскольку эта нефть оказалась очень качественной, сорт поставлялся с премией от цены Brent или WTI. Её принципиально не мешали с нефтью Urals, которая поставлялась по-прежнему в Европу.

Нынешнее решение создать свой маркетинговый сорт нефти, безусловно, стоит приветствовать, поскольку в этом случае Россия ставит перед мировым сообществом весьма назревший вопрос, что нынешняя ситуация с российской нефтью отличается от ситуации в 1970-х годах, с месторождениями в Северном море. Сейчас эти месторождения практически исчерпаны. Других источников нефти у Европы не предвидится. Как я отметил, сорт нефти Brent является виртуальным сортом и просто неким стандартом. 6–7 миллионов баррелей нефти в день, которые поставляются Российской Федерацией на экспорт при 10 миллионах баррелей суточной добычи, дают достаточно весомую долю как на рынках Юго-Восточной Азии, так и на традиционных рынках Европы. Наряду с объективным ростом качества российской нефти это ставит вопрос о том, что Россия имеет возможность диктовать свои собственные условия по качеству поставляемой нефти. То есть ввести свой собственный маркетинговый сорт нефти, который будет продаваться если не с премией, то по крайней мере на уровне торговых марок Brent и WTI.

1.0x