Авторский блог Редакция Завтра 21:22 7 мая 2014

Болотная. Два года спустя

За ленточки и значки пока не скручивают руки, поэтому почти у каждого на груди здесь можно увидеть роковую 6- ку. Всего на Болотной- человек 200. Много журналистов.

На подступах к Болотке- пусто. Вдали мелькают два пыльных автозака. По пешеходному переходу шагает дед с длинной бородой в тяжелых ботинках. В руках - табличка «4 рейх. КГБ- РЕЙХ!». Он шагает размеренно, высоко подставив голову рявкающему майскому ветру. Значит, все-таки - собрались. Да и не могли не собраться. Лужков мост и площадка у памятнику Репину усеяны сотнями маленьких точечек, как на картинах импрессионистов. Сегодня исполнилось 2 года со дня событий на Болотной площади.
На «замках любви» повязаны белые ленточки. Чьи-то имена на цветном металле стали символом большого противостояния... Плакатов, листовок и агиток – нет. Сегодня это чревато. За ленточки и значки пока не скручивают руки, поэтому почти у каждого на груди здесь можно увидеть роковую 6- ку. Всего на Болотной- человек 200. Много журналистов. Парни и девушки с камерами поминутно прочесывают территорию, где собрались митингующие. Ищут, скорее даже рыскают. Потирают покрасневшие на холоде ладони, затаенно ожидая «кипиша». Но ничего не происходит - люди мирно стоят по группкам и беседуют, кто-то в одиночестве туда- сюда снует по Лужковскому, вглядываясь то в лица прохожих, то в застывшее серое небо…

***

- Поговорим, как нам приказали, о погоде! Дождь здесь!- у моста стоит группа мужчин средних лет в цветастых куртках и с набитыми рюкзаками. Один из них в руках сжимает небольшую пленочную фотокамеру.

- Еще бы. А НТВ тут?
- Да какая разница! Думаю, не сунутся сюда эти… Из-за их «Анатомии протеста» наши ребята сейчас сидят….
- О, подожди! Кадр! - один из мужчин отходит на несколько шагов в сторону, наклоняется – раздается щелчок. На асфальте валяется розовый цветок с оторванной головкой и затоптанным стеблем.
- Вроде получилось!

По мосту идут женщина в сером длинном пальто и девчушка лет десяти с длинными карамельными волосами. Девочка на ходу успевает прочитать надпись на белой развивающейся ленточке на «дереве любви».

- Свободу героям 6 мая,- произносит она вслух.
- Интересно, каким?- отзывается женщина и тянет за руку девочку к себе
- Чтооо?
- Да ничего, доченька, пошли уже быстрее!


Опершись о длинный металлический столб, большой пожилой мужчина в черном куртке с маленьким портфельчиком разговаривает по телефону: «В общем, тут 20 машин. Если в каждой - по 20 человек, получается всего примерно 400 полицейских. Главное, привезли бы хоть броневичок, чтоб не было сказок о военной технике. Как говорится- «опять наврали!». Ну ничего. Нормально все, хорошо. Сейчас похожу здесь немного, да домой поеду. Жди!»
Мужчина прячет мобильник в карман, расстегивает куртку и идет ближе к толпе. Под курткой - вязаный зеленый свитер и белая ленточка.
Внизу, у начала моста, собирается толпа людей. Лысый парень с мягкой улыбкой и хрипловатым голосом поет под гитару «All you need is love». Собравшиеся подпевают, хлопают. Когда песня кончается, кто-то выкрикивает истошно: «Свобода!». «Свобода!»- подтягивают несколько человек.

Совсем рядом с поющими стоят две бабушки- одна в молочно белом полушубке и шапке в тон, другая с непокрытой головой в легком зеленом плаще. Обе с ленточками.

- Всю систему надо менять! Хватит,- говорит одна другой, прижавшись вплотную. Собеседница одобрительно кивает головой.
- Нас вокруг пальца водят! Вокруг пальца! Как так жить? Жулики и воры одни в правительстве, жулики и воры!
- Ой…не говори…
Рядом с ними полукругом стоят несколько человек- две пожилые женщины в шляпках и маленький мужчина в больших очках и мятых брюках.
- Хорошего мало! Они не хотят ничего делать! То одна мне в Собесе дату не ту поставит, то еще что,- запрокидывает голову одна из женщин в шляпке и машет руками,- но у меня есть отличное предложение, как все исправить и поставить на ноги нашу судебную систему!
- Как же?, - чуть ближе подходит к ней маленький мужчина, щурясь от ветра
- Очень просто. Надо постановить закон, что решение суда не может быть действительно, пока я не соглашусь с ним! Пока я не соглашусь, что так должно быть - ничего не будет.
- Так мало ли кто так не согласится,- мужчина качает головой из стороны в сторону,
- Пусть докажут мне! Пусть!
- Разумному человеку можно многое доказать…
- Так вот, а я кто? Я разумный человек!

Тем временем хлесткие ритмы неизвестного вызывают интерес у большего количества людей. Вызвали они интерес и у лысого беззубого мужчины в черной кожанке, который принялся бойко танцевать под всем знакомые мотивы. Он то ли пьян, то ли просто эмоции взыграли - дрыгая из стороны в стороны своим слабеньким дряблым тельцем, он машет в камеры, кричит что-то невнятное и показывает разного рода жесты глазеющим на него журналистам. Мужчина подбегает к одному из снимающих и тянет его в центр маленькой концертной площадки, тот вырывается из нецепких лап эмоционального бедняги. Все смеются. Журналисты бегают по кругу в поисках хорошего ракурса- хоть какой-то сюжет. Мало кто из тех, кто подпевает харизматичному певцу, кричит «свобода!» и смеется над танцующим лысым человеком, думает о том, что такие сюжеты, попавшие в кадр СМИ, станут не лучшим символом сегодняшней акции…

«Я хотела сегодня взять флаг Украины, да не нашла!»,- говорит рыжая девушка своей подруге, которая качает головой в такт льющейся мелодии. Там, за толпой подпевающих, разговоров об Украине гораздо больше. Трое парней с вытянутыми лицами в мелкими очечках говорят об Одессе.

- Ну что, блин, приперлись эти сепаратисты, начали там что-то возникать, ну вот и получилось. Нефиг!
Мимо проносятся несколько человек с камерой- они бегут за женщиной , которая аккуратно вышагивает на большой шпильке и в черных колготках- такие обычно одевали актрисы Бурлеска. Репортеры догоняют девушку, и она начинает позировать с красно- черной ленточкой «За єдину Україну!».
- Это, - спрашиваю,- что за цвета?
- Черный и красный. Вы не знаете?
- А что это символизирует? Просто у вас хочу спросить…
Девушка ехидно улыбается, обнажая желтые зубки и громко произносит: «Это - правый сектор!».
Редко бывает такое, но мое тело странно онемело, мышцы как-то неожиданно напряглись, а лоб сморщился. Стоп. Что происходит?

Вдруг люди, все это время стоящие у памятнику Репину, большой толпой резко двинулись к мосту. Музыка перестала играть. Стена из спин, туча из камер и пыль от стука ботинок - почти все бешено понеслись туда, куда только что ринулась пара полицейских. «Куда? Что там? Давай быстрей!»,- бурлило и кипело многоголосьем.
- А вдруг они пописать пошли, а мы бежим? - засмеялась бегущая женщина и еще прибавила ходу.
В это время, внизу, у памятника, омоновцы схватили пару человек , которые вытащили плакаты. Увезли. Случайно упали вместе с задержанными, когда хватали.
- И ничего там и не было! Только зря бегали….А тут чего?
- Да вот, взяли реб…
-Правда? Да ну! Вот же…
Толпа ведет себя спокойно. Немного отойдя от «шока», люди вновь продолжают ходить взад- вперед, некоторые и вовсе покидают Болотную.
- Чуваки, надо зачикиниться тут!- кричит молодой парень с российским флагом на плечах. К нему подбегает несколько человек и корчат рожицы в квадратик планшета. Интересно, какие теги будут у фотографии?

***

У отделения на Якиманке человек 15- 20. К сожалению, это все, кто пришел с Болотной к отделению милиции, куда забрали «митингующих». Несколько женщин стоят у ворот и скандируют слово, которое в новом «украинском словаре» обозначается как Владимир Путин. С ним же, соответственно, кричат фамилию президента. По земле кружит запачканная белая ленточка, вылетевшая из рук худого мужчины с копной путаных коричневых волос, который молча наблюдал за скандирующими….
фото- Катерина Преснецова


1.0x