Авторский блог Семён Купцов 13:29 1 апреля 2013

Блеск и нищета супермаркета

Промыслом Божиим мне пришлось оказаться в самой гуще событий, когда в регионах только стали зарождаться супермаркеты. Пока только одиночные - тогда мало кто представлял, что они превратятся в фантастически громадные сети и полностью монополизируют нашу жизнь, уничтожат вокруг себя все рынки, мелкие магазинчики, подчинят себе поставщиков и будут определять что производить, а что нет.

Промыслом Божиим мне пришлось оказаться в самой гуще событий, когда в регионах только стали зарождаться супермаркеты. Пока только одиночные - тогда мало кто представлял, что они превратятся в фантастически громадные сети и полностью монополизируют нашу жизнь, уничтожат вокруг себя все рынки, мелкие магазинчики, подчинят себе поставщиков и будут определять что производить, а что нет. А тогда новая система свободной торговли без прилавков казалась верхом научно-технического прогресса пришедшая к нам с «продвинутого Запада», верхом удобства, дыханием «свободы» и просто модой. Она вселяла в предпринимателей большие надежды. Так и я в конце 90х, тогда еще «зеленый бизнесмен» (примерно 6-7 лет самостоятельного бизнеса), озадаченный развитием своего дела, сделал ставку на супермаркет, т.к. в нашем региональном центре был только один магазин подобного типа (притом в нем была, по моему мнению, масса недостатков), и строился второй. А мне предстояло стать третьим супермаркетом нашего города, расположившимся в самом центре города.

Моя в жизни беда, что все делаю обстоятельно. Поэтому я отправляюсь в США набираться опыта. Работал в продуктовых сетях Kroger (кажется, 2500 магазинов в США) и несколько дней мне дали ознакомиться с работой легендарного WalMart, основатель которого миллионер Сэм Уолтон был тогда для меня путеводной звездой. Там мой учитель – директор одного Kroger (общей торговой площадью 70 000 м2) говорил мне, что туалетная бумага и хлеб должны быть в конце магазина. Т.е. забежал за хлебушком и пропал, пока пройдешь все эти тысячи метров. Тогда же выяснился еще один очень интересный момент, который будет для нас важным в дальнейшем при систематизации недостатков и порочности данной системы торговли. Я задал вопрос директору магазина о системе видеонаблюдения: «Как долго храниться записанная информация?» (тогда носителем были видеокассеты). Ответ – месяц. Тогда был следующий вопрос: «А как часто вы делаете инвентаризацию?». Мне говорят – раз в полгода. Я был потрясен, т.е. если кража была, допустим, 3 месяца назад, то данных уже нет. Но мне объяснили, что камеры носят чисто номинальный устрашающий характер, а так как соотношение краж (около 70 000$ ) по отношению к общему обороту ничтожна, то на эту проблему можно внимание не обращать. Маленькая деталь, несмотря на колоссальный ассортимент (даже продукция NO FAT – «не потолстеешь!»), там не было таких продуктов как наш кефир, ряженка, тыквенный и морковный сок. Что меня, как патриота, конечно же, порадовало, когда какой-то местный грузчик доказывал мне превосходство их цивилизации в этом ассортименте. Я ему говорю: «А найди-ка мне такой-то сок…», и парень попал впросак.

Забыл сказать, что сам директор магазина был обязательным членом серого масонства Rotary Club (это обязательно для всех в США занимающих высшие административные посты). Он и меня пару раз затягивал на какие-то заседания.

Ну, так вот, вернувшись на Родину, я попытался максимально воплотить увиденное: двери на фотоэлементах, итальянское холодильное оборудование, прекрасная униформа персонала, товарная выкладка, система видеонаблюдения, дисконтные карты. Кстати, очень забавно было, зная имена своих клиентов, отслеживать через компьютер все их покупки по дисконтным картам.

И те несколько лет, пока меня не выкинули с этого рынка (а может Господь своею милостью убрал с путей глобализации и кодификации), дали мне увидеть то, что со всеобщей эйфорией не замечается, не говорится или принято умалчивать.

Во-первых, не совсем это и выгодный бизнес. Это чудовищно затратный бизнес. Начиная с элетроэнергии (громадные световые фасадные вывески – это очень большие деньги), системы кондиционирования и главный порок – открытые холодильные прилавки. Это просто преступное разбазаривание народной электроэнергии. Я тогда увлекался экологическим проектированием, и ко мне приезжали гости из Москвы – ученые –специалисты по энергосбережению. Они были просто в шоке от увиденного. Открытый прилавок – это энергия на ветер. Ну ладно, допустим летом можно использовать холод витрин в дополнении к кондиционерам, а зимой-то требуется дополнительно подогревать помещение! Дальше идут затраты на упаковочную продукцию: подложки, термопленка, одноразовые пакеты, термоэтикетки, и пр. Раздутые штаты работников. В том числе и из-за идиотских стандартов графика работы магазина (24 часа и менее). В моем, небольшом, по сегодняшним меркам, магазине работало под 80 человек. Не трудно представить как возрастают затраты, что далеко не соответствует росту эффективности.

Есть еще косвенные затраты. При громадном ассортименте в рамках одного продукта возникает эффект снижения оборачиваемости каждого из видов продукта. Покупатели в восторге от ассортимента, но продукт залеживается на прилавках и возникает порча.С этой бедой борются, либо переклеивая этикетки с новыми сроками (чистый обман), либо выставляя продукт вперед к покупателю с поздними сроками, припрятывая вглубь холодильного прилавка свежий товар. Поэтому даже в самом элитном супермаркете, никогда не берите первое попавшееся, а терпеливо залезьте вглубь прилавка. Отсюда возникают новые требования к производителям продуктов питания об увеличении сроков годности и обеспечения товарного вида.

И пищевая индустрия в этом вопросе преуспела. Все уже сейчас слышали и о молоке, которое не киснет, и о рыбе, поливаемой специальными химикатами, чтобы она дольше лежала. Очень долго можно говорить на тему смертоносности современной пищевой индустрии (об этом отсняты бесконечные телевизионные передачи и т.п.), но это не является темой данной статьи. Я только хотел обратить ваше внимание, на то, что именно супермаркеты виноваты в формировании рынка подобной продукции. Они заказчики, т.к. их система просто не позволяет работать по-другому. Но так что же, если все-таки не впарили доверчивым покупателям просрочку, что дальше? Вот тогда списание. И поверьте мне, размеры этих списаний огромны. Одна из региональных точек такого крупного розничного оператора как «МЕТРО» буквально завалила местный зоопарк испорченным мясом. Людям нельзя давать возможность выбирать товар по срокам и по качеству, тогда будут возникать большие накопления неликвидов. А вот при старой системе торговли с прилавка простая продавщица легко бы справилась с такой ситуацией, грамотно распределяя товар между покупателями. Кстати, ей можно и вопрос задать, получить консультацию. А попробуй найти продавца, чтобы спросить, в сетях типа «Магнит» или «Пятёрочка». И из-за списаний опять падает рентабельность супермаркетов. При нормальном здоровом ведении народного хозяйства необходимо однозначное снижение ассортимента. Мы как говорится, из одной крайности, когда в застойные годы были пустые прилавки, ударились в другую крайность – в переизбыток. Добавлю, что поддержание ассортимента также требует капитализации больших средств.

Следующая составляющая высокой себестоимости в супермаркетах, вытекающая из требований к товарному виду – это упаковка. К сожалению, на данное время у меня нет точной информации, но на заре появления упаковки Tetra-Pack соотношение упаковки к цене сока доходило до 1:1. Конечно, массовость производства на сегодня снизила затраты на упаковку, но, я думаю, процент все равно высок в общей доле товарооборота.

Теперь о недостачах. При современном состоянии общества понятно, что воруют все: и покупатели, и коллектив. В камеры что-то можно увидеть, но это мизер. И как было сказано выше (по примеру в США), видеонаблюдение носит бутафорный характер (по крайней мере на 95%). Воруют в основном либо на фасовке (что очень тяжело отследить и никак не отражается на данных инвентаризации), либо кассиры (деньги взял, а чек не пробил). Ну и самое страшное, когда ворует сама служба безопасности. В каждом супермаркете есть процент на воровство, который закладывается в себестоимость товара, т.е. ложится на плечи честного покупателя. Все, что выше этого процента - должен платить коллектив. А рядовые продавцы имеют минимальную возможность что-то прикарманить в отличии от уже перечисленных выше групп, но являются равнозначными участниками в договоре о материальной ответственности. Что в принципе является социальной несправедливостью.

При такой накладности бизнеса забудьте о прибыли, если у вас один магазин. Более менее доходность повышается в сетевом формате и при увеличении размеров до мега-формата. Но и здесь есть у меня серьезные сомнения, т.к. даже при меньшей ставке аренды в торговых центрах для крупных сетевых операторов, умножьте десятки тысяч метров на эту цифру, и подумайте…Вообще современные арендные ставки перегреты, оставляют мало шансов для выживания бизнесу и оставляют выгодным только один бизнес – саму аренду. А теперь открываю тайну этого бизнеса – ради бизнеса. Все региональные сети и многие федеральные спят и видят, как нарастить свою капитализацию и продаться выгодно более крупному оператору. Такие навязанные правила игры, из которых очень сложно выпрыгнуть. Так есть инсайдерская информация, что многие «Пятерочки» и «Перекрестки» имеют по документам нулевой доход и живут только за счет ретро-бонусов от поставщиков. Главное для них розничная выручка, а не прибыль. Зададим себе вопрос: «Откуда берутся низкие провальные цены в Ашанах, МЕТРО и прочих. В некоторых случаях дешевле заводских! Так, в прошлом и позапрошлом годах «Пятерочка» продавала сахар дешевле, чем на сахарозаводах и оптовых базах. Что это? А это, дорогие мои – война. Война за захват продовольственного рынка страны. Уже на данный момент одни из главных операторов рынка являются нерезидентами: Ашан – французы, МЕТРО Кэш&Кэрри – немцы (основатель сети, Отто Байсхайм, в годы Второй мировой войны служил в составе элитного подразделения войск СС — 1-й танковой дивизии «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер»). Так в официальной бизнес-прессе проскочила информация, что на захват продовольственного рынка Польши сетью МЕТРО был выделен фонд в 200 млн. долларов на демпингование цен (у кого из нас есть такие денежки?). Вот отсюда такие низкие цены на продукты, да и на мануфактуру легкой промышленности. А мы, как бараны, ломимся на эти фокусы. А это подрыв продовольственной безопасности страны. Как можно вообще доверять нерезидентам самое ценное – обеспечение продуктами питания наших сограждан. И отсутствие в этом вопросе государственного регулирования есть преступление. В США, в той местности, где я проходил стажировку в WalMart, был построен еще больший магазин с названием Super WalMart, а позже совсем грандиозных размеров, тут же рядом, с названием SuperSuper WalMart. Что это? А это чистой воды глобализация, чтобы уничтожить все и вся, и перевести весь мир на рельсы системы, где покупать сможет только тот, кто будет иметь электронную карту с виртуальными деньгами. Вот цитата из электронной энциклопедии Wikipedia: «В конце 2009 года Ашан реализовал в России новый проект «Радуга», т. н. «супермаркет XXI века». Это новая концепция, ориентирующаяся на технологичность и экономию людских и энергетических ресурсов. В таком типе магазинов отсутствуют прилавки, кассы, продавцы и кассиры. Покупатели будут сами сканировать товары и оплачивать их через особые платёжные терминалы”. Видите, за какими громкими лозунгами они прячут свои черные цели?!

Следующая важная тема в систематизации пагубности сетей – это отношения с поставщиками и местными производителями. Ритейл, как бандиты, выжимают деньги у поставщиков. Так в УФАС поступила жалоба от хлебопеков Татарстана, что сети требуют от них дополнительные финансовые средства в виде различных «бонусов». По ходу написания статьи один из поставщиков, который меня консультировал, рассказывал, что понижая цены, сети буквально убивают местных поставщиков, заставляя их работать ниже порога рентабельности или просто не пуская местных производителей на свои полки. Такая ситуация складывается вокруг многих производителей молока по нашему региону. Сейчас появилась новая тема, о которой я не слышал в свое время – это аренда полок, т.е. продавец скидывает с себя всю ответственность на поставщика. Бедный поставщик даже должен заниматься выкладкой своего товара, списанием порчи и пр. В этом случае хозяин магазина не заинтересован в продаже товара. Вот пример одного из ловких трюков ритейла: человек поставляет товар, сеть проваливает на товар цену так, что его буквально люди раскупают за один день. Условия договора оговаривают, что сеть имеет право продавать товар по любой цене, а поставщик получает свои деньги в полном объеме. Так вот, товар продался, приходит поставщик за деньгами, а его оглушают тем, что с ним расторгают контракт. Человек удивляется, как же так, ведь товар продался. Тогда ему делают снисхождение: « Ладно, оплачивай аренду полок за год, и мы не расторгаем договор». Человек оплачивает, товар выставляют по первоначальной цене, он перестает быстро раскупаться, а «сеть» поглаживает свой кармашек с полученной за год арендой. Один местный производитель просил меня написать: «Люди, за ваши деньги уничтожаются местные производители, ваше здоровье. На глазах происходит геноцид нации!»

А теперь давайте посмотрим, как сети, заходя в регионы, в буквальном смысле слова уничтожают все на своем пути. Сеть «Глобус» в Смоленске: « В начале 2008 года компания выдвинула инвестиционный проект строительства своего гипермаркета в Смоленске стоимостью 1,5 млрд. рублей на земельном участке, примыкающем к Парку 1100-летия Смоленска со стороны улицы 25 Сентября… Тем не менее начало строительства гипермаркета осложнялось расположением на участке рынка «Колос-2». В августе 2008 года Администрация Смоленска в одностороннем порядке расторгла договор аренды земельного участка с руководством рынка, потребовав до 1 ноября освободить занимаемую территорию. Ввиду того, что предложенные варианты нового расположения рынка «Колос-2» не устраивали владельцев, предприниматели рынка обратились с исковым заявлением в арбитражный суд. ( http://www.kp.ru/daily/25700/903210/) Т.е. сеть просто выкинула со своего пути главного конкурента – продуктовый рынок. Причем все манифестации были жестоко подавлены полицией (статья в КП ««Колос» пал!» http://www.kp.ru/daily/25700/903210/). Аналогичный случай произошел в Липецке с компанией МЕТРО Сash&Carry, где ритейлеру приглянулся лакомый кусок земли, на котором находился крупнейший легкоатлетический комплекс. «А ведь это был фундаментальный настоящий дворец спорта, в котором помимо легкой атлетики находилось место много кому (как не вспомнить матчи мировой волейбольной лиги между мужскими сборными России и Польши в 1998 году в Липецке). Именно «Юбилейный» - один из лучших легкоатлетических манежей страны – в зимнее время становился пристанищем для сборной России с полным комплектом «звезд», местом проведения чемпионатов и кубков России в закрытых помещениях… А затем дворец в районе Манежа сравняли с землей, утверждая, что самое молодое на тот момент спортивное сооружение Липецка (он был построен в начале 80-х много позже дворцов «Динамо», «Спартак», «Звездный», стадиона «Металлург») было в аварийном состоянии. Любопытный штрих – когда специалисты ФГУП «Росвзрывпром» (оказывается, есть и такое!) закладывали под «Юбилейный» десятки килограммов взрывчатки и нажимали на кнопку пуска, дворец, словно издеваясь над теми, кто решил сравнять его с землей, стоял, как скала. По различным данным, «Юбилейный» выдержал от 3 до 7 взрывов, пока его смогли разрушить.» ( http://gorod48.ru/news/106252/ )

«Metro предложила липчанам вместо занятий спортом - ассортимент элитной колбасы, пельменей, конфет и алкоголя. Причем не местного и даже не немецкого, а преимущественно подмосковного производства». (http://mygorod48.ru/people/user/12943/blog/8760/)

Мужчины, вы видете, какая крупная артиллерия у врагов?

Общее наше очарование супермаркетами у меня вызывает недоумение. Во время написания этой статьи в нашем городе проходил праздник - день торговли. На сцену вышли дети, и читали стихи. Одна девочка прочитала стишок, что нынче полки ломятся от товаров, и все можно купить без очередей. Но это ложь! Обругав очереди в советских магазинах, мы почему-то наслаждаемся, когда стоим в еще больших очередях в МЕТРО, IKEA, Ашан (где 30 минут очередь в кассу - не предел). Я даже не могу себе объяснить с точки зрения психологии этот эффект, просто какое-то помутнение. Далее скажу еще более жестко: супермаркеты воруют наше время и деньги. Как я уже писал выше, меня учили, что продукты первой необходимости должны быть в конце магазина. И мы попадаем в Кносский лабиринт царя Миноса в гостях у Минотавра, где цель выбраться, сохранив целыми свои деньги. Но без жертв не обойтись. Вот статистика приведенная на профессиональном сайте ритейлеров: «За время существования понятия "торговля" предприимчивые дельцы и маркетологи придумали множество способов заставить покупателя приобрести то, что ему не нужно. Поход в магазин за бутылкой молока порой может обернуться огромными тратами и изобилием продуктов, часть их которых со временем отправится в мусорное ведро… По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в мире насчитывается около 900 млн. голодающих, в то время как ежегодно на помойке оказывается более 1 млрд. тонн продуктов питания - это треть от всего производства. В США по данным организации Natural Resources Defense Council (NRDC) выбрасывается около 40% продуктов на сумму 165 млрд. долларов» ( http://www.retailer.ru/item/id/69230/ ).

Я хотел бы поставить точку именно на этом абзаце, где я сравниваю супермаркет с Кносским лабиринтом. Мое мнение, что как только супермаркеты полностью уничтожат рынки и захватят монополию, а с применением всего арсенала экономического оружия – это неизбежно, то нам предложат совершенно другие правила игры. Могут цены взвинтить, а могут ассортимент урезать. Примеры были (см. статью «Не может быть и гречи» http://www.retailer.ru/item/id/30282/ о сговоре в завышении цен на гречку и яйца). И один из сценариев, который легко осуществить при разгромленном сельском хозяйстве, при искусственно созданном голоде: супермаркеты – это будущие спецприемники для распределения по карточкам продуктов питания. Попадая в который, как в капкан, ты не можешь выбраться, пока тебя не отметят. Дай Бог, чтобы этого не случилось на пока еще нашей земле.

1.0x