На Святках, 12 января с.г., в день памяти святителя Макария, митрополита Московского (1482-1563, при царе Иоанне Васильевиче Грозном), списателя Стоглава и Степенной Книги Царского родословия, в Успенском соборе Московского Кремля была отслужена Божественная литургия по дораскольному (древлеправославному, единоверческому) чину, в полном соответствии с узаконениями Стоглавого Собора 1551 г. Св. Макарий был прославлен Русской Православной Церковью в 1988 году, на память Тысячелетия крещения Руси, однако сама Книга Стоглав после "реформ" XVII в. не включена в церковный обиход, хотя на протяжении трех с половиной столетий её чтили старообрядцы и единоверцы (члены господствующей Церкви, придерживающиеся старого чина). Древлее богослуже- ние в Успенском соборе было прекращено реформой, продержавшись, правда еще несколько лет по личному дозволению патриарха Никона протопопу Иоанну Неронову. 12 января литургию совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Иувеналий в сослужении единоверческого духовенства со всей России. Владыка творил крестное знамение двуперстно.
Переоценить значение совершившегося события невозможно. Не будем забывать: служба шла, по сути, в главном храме России .
"Мир держится на скрепах литургических", — писал о. Павел Флоренский. Все слова, произносимые при принесении Жертвы Тела и Крови Христовых, определяют порядок вселенной. Когда древлее русское произнесение Символа веры "Егоже Царствию несть конца" было заменено "на не будет конца", скрепа Святой Руси дала трещину, и сквозь неё ворвалось линейное время Запада. И февраль 1917-го, и август 1991-го стали неизбежны. 12 января 2013 года под сводами Успенского Собора звучали слова "несть конца". Царствие Божие "внутрь вас есть" (Лк. 17:20-21), здесь и сейчас, но мы его не видим.
Помимо празднования памяти святителя Макария, торжество было приурочено к 100-летию Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев), проходившего с 22 по 29 января 1912 г. (по старому стилю) в Санкт-Петербурге. Само Единоверие было учреждено в 1800 г. именным Указом императора Павла I, однако после его убийства так и не обрело задуманного смысла преодоления раскола XVII века. Не были сняты клятвы 1666-67 гг. на старый обряд, не было единоверческих епископов, появившихся только на короткий период "гражданской войны" и начала 20-х гг. Собственно старообрядцы так и не воссоединились с Церковью, получив "от греков" отдельную иерархию (вопроса о легитимности которой мы здесь не касаемся). После Указа императора Николая II 1905 г. старообрядцы и новообрядцы обрели равный государственно-правовой статус, но сам раскол сохранился. В этих условиях Единоверие неизбежно должно было стать мостом к его преодолению, без которого (как и без императора) любой полноценный Собор Русской Церкви невозможен. Это был съезд, но своему составу он был подобен Собору. На нем присутствовал 21 архиерей, в т.ч. Московский митрополит Владимир и будущие главы РПЦ и РПЦЗ, митрополиты Сергий Финляндский и Антоний Волынский, а также представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Ияков. При этом, в отличие от Собора 1917-18 гг., состоявшегося после одобрения Синодом свержения Царской власти, единоверческий съезд проходил при одобрении императором Николаем II, депутация съезда была принята Государем, и ей также был представлен Наследник.
Съезду предшествовало вторичное прославление в 1909 году преподобной княгини-инокини Анны Кашинской, глубоко почитаемой в русском народе, но "деканонизированной" в 1677 г. "по причине двуперстия". Торжества в её честь в Петербурге как бы предшествовали Единоверческому съезду и началу подготовки Всероссийского Собора.
Основной доклад на съезде был сделан настоятелем Никольского единоверческого храма протоиереем Симеоном Шлеевым (будущим священномучеником Симоном, епископом Охтенским). В нём поднимались все основные вопросы бытования Единоверия, в том числе о снятии клятв и о епископах. Эти прошения получили одобрение. По просьбе митрополита Антония Волынского (Храповицкого) съезд принял обращение к старообрядцам с призывом к единству. Митрополит Антоний был готов признать старообрядческие рукоположения легитимными и Белокриницких священников заново не рукополагать. Рассматривались также вопросы о единоверческом образовании, иконописи, знаменном пении и многие другие. В условиях наступившего после 1905 г. "золотого века старообрядчества" путь к воссоединению Русской Церкви был, по сути, открыт.
Всё было сорвано Февралем 1917 года. Не стало Царя — и церковное устроение рухнуло вместе с Россией. Разделение на старо- и новообрядцев сохранилось. Клятвы 1666-1667 года сняты Собором РПЦ 1971 г., но Белокриницкое согласие (Русская Православная Старообрядческая Церковь), "новозыбковцы" (Древлеправославная Церковь) и безпоповцы его не признали. Но, когда древлеправославная литургия совершается в Успенском соборе, становится явным, что в Царствии Божием всё уже совершилось.
Остаётся сообщить читателям, что "Труды I Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев) только что переизданы в Санкт-Петербурге. Составители — иерей Евгений Саранча и Никита Кузин.