Любопытную полемику с "гламурно-националистическим" порталом Егора Просвирнина "Спутник и Погром" (далее — СИП) в очередной раз затеяло кургиняновское движение "Суть времени". Речь идет о статье Марии Мамиконян и Андрея Сафронова "Антиправославный Погром в псевдонационалистической упаковке". Главная тема, разумеется, — "фашизм". Пишу сознательно в кавычках, поскольку изначально фашизм это корпоративная "связка" ("фашио") профсоюзов и предпринимателей в Италии 20-х-40-х гг. прошлого века.
"Идущая в Донбассе война по глубинной сути, конечно, — война за русский мир, то есть за право народа оставаться собой. Но при этом главным глобально значимым идейным мотивом этой войны изначально был и остается антифашизм", — утверждают авторы статьи. На самом деле все сказано: Русский мир — важно, но идеология — важнее. Спорить здесь безсмысленно — возможно, для кого-то важнее. Но, например, для царских офицеров, пошедших после февраля на службу к большевикам (скажем это сугубо для уважаемого Сергея Ервандовича), родина была, так или иначе, важнее идеологии.
Вопрос в другом: авторы "защищают Православие" от тех, кто своего антиправославия не скрывает. "Сутевцы" — совершенно справедливо — указывают на такой вот "перл" главного редактора СИПа: "Когда я слышу что-то про религиозное возрождение, про "Русь Православную", про "русский — значит, православный", мне хочется лишь схватиться за голову и завыть: "Что ж вы творите, кретины? Неужели вас история ничему не учит?". Указывают правильно. Но… Вывод: "Просвирнин от души глумится <…>: называет… христианство с его вероучением о Стреле времени, то есть Истории — безвременным и цикличным".
Действительно, далее называет. Но действительно ли идея "Стрелы времени" — "вероучение" Христианства? Напомним, что само это понятие тождественно понятию "осевого времени", введенного Карлом Ясперсом, датирующим его возникновение 800-200 годами до Р.Х. Да, оно связано с именами Моисея, Конфуция, Сократа, тех, кто действительно "расколдовал мир" и открыл путь "модерну". Но Христианство здесь ни при чем. Более того, явившись как "буее миру", оно противостало рационализму как июдейского Закона, так и "эллинских философов". Идея линейного времени овладевает лишь Западным Христианством (начиная с блаженного Августина). Время же Православного Востока подчинено прежде всего годовому богослужебному кругу — хотя и на Западе были "элементы Востока" (бенедиктинцы), и на востоке — "элементы Запада" (антиохийская школа). Именно Запад рождает "модерн", включающий в себя его самозавершение как марксизм, так и фашизм, кстати, в одинаковой степени пронизанные идеей "перетворения" сотворенного Богом мира.
"Глумясь" над подлинным Христианством — Восточно-Православным — Просвирнин как раз и вскрывает именно его суть, что марксистам-"сутевцам" и непонятно. А ведь так часто бывает. Сохранилась история о том, как в начале двадцатых годов позапрошлого века руководитель Библейского общества масон князь А.Н. Голицын (1773-1844) бежал вниз по лестнице от обличавшего "библеистов" архимандрита Фотия (Спасского) со словами "Не хочу твоей истины!". Точно так же ведет себя и Просвирнин. Что здесь нового? Молитвенники-аскеты сразу же опознают в таком поведении тень "героя всех времен"
"Я считаю, — говорит Просвирнин, — что смысл русского национализма. — это вернуть в Россию время. С 1696 … по 1917 годы мы жили в линейном европейском времени …. До 1696 года Россия была Святой Русью, землей сладости и святости, … а потому совершенно не нуждающейся во времени" И он — отдадим ему должное — точно выявляет смыслы (ну да, как обличающие грешника "мытари воздушные"). И в этом исповедании "осевого времени" он полностью един с "сутевцами" вопрошающими: "А что такое традиция, лишенная направленности, иначе именуемой Стрелой времени? Это уж никак не христианство, правда же?"
Нет, не правда. Напомним, что "осевое время" было "внедрено" в Россию реформами Никона, когда в Символе веры "несть конца" было заменено западно-августиновым "не будет конца". Что же, Московская Русь не была Христианской? Получается, так.
По мнению "сутевцев", отказ от "осевого времени" ведет к "фашизму".
К итальянскому корпоративному праву середины прошлого века? Лично автору этих строк это глубоко безразлично.
"Милые бранятся — только тешатся". "Милые", в одинаковой степени далекие от живых смыслов бытия исторической России. Пускай тешатся. Россия отбросит — уже отбрасывает — все наследие "модерна" — вместе с "постмодерном" — и возвращается во своя си.
Не "фашизм" и не "антифашизм", а "Русь новая, крепкая, по старому образцу" (св. Иоанн Кронштадтский) — единственное, за что Русский человек будет сражаться.
Новороссия, далее — везде.