Социал-монархизм выдвигает два основных начала жизни государства — Самодержавие и самоуправление, Именно так называлась опубликованная в 1899 г. статья "последнего славянофила" Сергея Федоровича Шарапова (1855—1911). Согласно Шарапову, истинным врагом Монархии является бюрократия, которую он называл "тромбом" и предлагал отделить "дело государево" от "дела земского", создать "непосредственно под государем" ряд земских единиц (областей), самоуправляющихся на основании данного Монархом закона. Таким образом, возникает "ряд живых общественных самоуправляющихся земских организмов". "Наверх" выдвигаются лица из среды земства. Таким путем возможно создание многочисленного и действительно "лучшего" общественного класса".
В состав центрального аппарата, согласно С.Ф. Шарапову, должны входить законосовещательный Государственный совет, назначаемый Императором и пополняемый выборными от областей, Правительствующий Сенат — высшее административное учреждение из назначенных Монархом и выборных от областей (земств) лиц; Контрольный сенат, специальные советы из выборных представителей при центральных ведомствах. Представители земства должны быть включены в состав Государственного и Народохозяйственного советов, а также специальных отраслевых советов.
Предложения С.Ф. Шарапова были только "наброском". Л.А.Тихомиров — во втором томе "Монархической государственности" ( 1905), а затем в статье "Самодержавие и народное представительство" (1906) — разработал эти вопросы более коренным образом. За основу он берет старомосковскую модель, но не как данность, а как заданность, говоря о "разумном пути", который "у нас не могут найти вследствие ошибочного взгляда о несовместимости Самодержавия и народного представительства". "В действительности между Самодержавием и народным представительством не только нет идейной противоположности, но эти два начала суть взаимно дополняющие. Народ может обладать в государстве своим… представительством только в том случае, если его представители не стремятся сделаться над ним господствующей властью, а эту опасность предотвращает лишь вручение Верховной власти Царю. Со своей стороны, для своего правильного действия Самодержавие в числе других условий необходимо нуждается в присутствии народного при себе представительства". Тихомиров писал: "Нынешняя Государственная Дума, которую приличнее бы назвать Народной Думой, должна состоять исключительно из выборного народного представительства, охватывающего его группы и разряды народа, имеющего права граждан Империи <…> Вообще, народное представительство, не имея никаких решающих прав, может, я полагаю, представлять Верховной власти безгранично все, что только народ имеет высказать своему Царю. Народные представители должны являться непременно от совершенно определенных групп населения, получать от них наказы и находиться в течение заседаний в непрерывных сношениях с избирателями. Избиратели, будучи недовольны своим представителем, могут отзывать его и присылать на место его нового". Особо подчеркивается, что "суждения депутатов должны быть совершенно свободны, и они не подлежат за них никакой ответственности".
От себя можно добавить: Народная Дума могла бы быть двухпалатной и разделенной на Палату труда (социальное представительство) и Палату земель (территориальное и культурно-национальное представительство).
Но самое главное — вот что. Земской Собор (Совет всей земли) — не разовое собрание, определяющее (не "избирающее"!) будущего Царя и Династию, но постоянно созываемое собрание всенародное, необходимое в особых ситуациях. "Земский собор есть соединение всех государственно-национальных сил, а потому его состав мог бы быть таков: Законодательный совет, высшая исполнительная власть (министерства), высшая церковная власть (сегодня можно дополнить — также и представители традиционных конфессий, прежде всего Ислама и Буддизма), высшая судебная власть<…> , высшие воинские чины, наличная Народная Дума и специально вызванные Государем или самим Земским Собором особые представители сословий и частные лица, известные особыми заслугами перед Отечеством на поприще трудов общественных, научных, промышленных и т.п. Это единение государственно-национальных сил — Земский Собор — есть высший, чрезвычайный орган царско-народного совещания".
И далее: "Для народа и государства нужно и полезно исключительно непосредственное, групповое, внепартийное представительство народа при Верховной власти”. Путь к этому надо пролагать уже сейчас.
Оговорим, что сегодня речь идет, разумеется, о мирном переходном процессе на основании механизмов, предусмотренных самой действующей Конституцией.
Но также обратим внимание: cегодня бюрократия еще более (вместе с компрадорским бизнесом и космополитическим "креативным классом") является не только главным врагом восстановлении Русской исторической государственности (причем "скрепляет" сей "несвященный союз" именно бюрократия) , но и прямо вредоносным "тромбом" даже в рамках существующих институтов. Свидетельство тому — предательство Новороссии.
(Продолжение следует)