Сообщество «Экономика» 00:00 25 апреля 2013

Безответственность

На­род Рос­сии вро­де бы без­молв­ст­ву­ет. Но это не­хо­ро­шая ти­ши­на — за­ти­шье пе­ред бу­рей. Лю­ди с воз­му­ще­ни­ем смо­т­рят на всё, что про­ис­хо­дит во­круг них, и мыс­лен­но за­да­ют се­бе во­про­сы, ког­да всё это кон­чит­ся, и кон­чит­ся ли это во­об­ще? Кто и ка­ким об­ра­зом за все для­щи­е­ся бе­зо­б­ра­зия дол­жен от­ве­чать?

Пре­мьер-ми­нистр РФ Дми­т­рий Мед­ве­дев 17 ап­ре­ля в сте­нах Гос­ду­мы во­все не от­чи­ты­вал­ся о ра­бо­те пра­ви­тель­ст­ва — он про­сто дал в при­сут­ст­вии де­пу­та­тов свой ком­мен­та­рий к про­ис­хо­дя­щим в стра­не со­бы­ти­ям и от­ве­тил на во­про­сы пар­ла­мент­ских фрак­ций. Ко­неч­но, по срав­не­нию с прак­ти­кой фе­де­раль­ных по­сла­ний пре­зи­ден­та, это боль­шой про­гресс — всё-та­ки ме­ро­при­я­тия та­ко­го ро­да не долж­ны быть ули­цей с од­но­сто­рон­ним дви­же­ни­ем. Но, соб­ст­вен­но, где ито­ги ра­бо­ты за год? Что из на­ме­чен­но­го сде­ла­но, а что не сде­ла­но или по­про­с­ту про­ва­ле­но? Ка­кие фун­да­мен­таль­ные про­бле­мы сто­ят и как их пред­по­ла­га­ет­ся ре­шать? Кто от­ве­ча­ет за ус­пе­хи, и кто — за про­ва­лы? Кто и как по­ощ­рен или на­ка­зан? Ка­кие во­про­сы не ре­ше­ны, ка­ко­ва их це­на и есть ли ре­сур­сы для их ре­ше­ния? Ни­че­го это­го в вы­ступ­ле­нии Д.А.Мед­ве­де­ва не бы­ло, а ста­ло быть — пе­ред на­ми был ра­зы­г­ран де­ше­вый спек­такль, а се­рь­ёз­но­го об­суж­де­ния про­блем в се­рь­ёз­ней­шей си­ту­ац­ии ми­ро­во­го и оте­че­ст­вен­но­го кри­зи­са нет и не бу­дет.
Эко­но­ми­ка бук­су­ет, эф­фек­тив­ность про­из­вод­ст­ва па­да­ет, це­ны и убыт­ки рас­тут, на­род в мас­се бед­не­ет. И на этом фо­не ста­вить са­мим се­бе оцен­ку, ут­верж­дая, что ито­ги за год не­пло­хие, — зна­чит, пол­но­стью иг­но­ри­ро­вать всё, что про­ис­хо­дит в стра­не се­го­дня и что ждёт её за­в­т­ра.
Пуб­лич­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти ис­пол­ни­тель­ной (да и лю­бой) вла­с­ти за ре­зуль­та­ты её ра­бо­ты в Рос­сии нет. Тут ру­ка ру­ку мо­ет и вро­де чи­с­ты все три. И ес­ли пре­мьер го­во­рит: мол, "ми­нистр не рубль, что­бы всем нра­вить­ся", — это в от­но­ше­нии не­на­ви­ди­мо­го все­ми уче­ны­ми и боль­шин­ст­вом пре­по­да­ва­те­лей ми­ни­с­т­ра Ли­ва­но­ва, ко­то­рый следом за своим предшественником Фурсенко по­лностью раз­ва­ли­ва­ет ког­да-то луч­шее об­ра­зо­ва­ние в ми­ре, си­с­те­му об­ра­зо­ва­ния, су­ще­ст­во­вав­шую в СССР, — то тут во­пло­ща­ют­ся все худ­шие ка­че­ст­ва оте­че­ст­вен­ной бю­ро­кра­тии: от не­же­ла­ния от­ве­чать на лю­бую, да­же са­мую обос­но­ван­ную и кон­ст­рук­тив­ную кри­ти­ку, до без­мер­но вы­со­кой са­мо­оцен­ки вообще.
Спра­ши­ва­ет­ся, ко­му и за­чем нуж­но по­доб­ное пра­ви­тель­ст­во, нужна подобная "властная вертикаль"?

Помните по­пу­ляр­ную в по­зд­не­со­вет­ские вре­ме­на га­зет­ную ру­б­ри­ку "Ес­ли бы ди­рек­то­ром был я?" Под ней обыч­но пе­ча­та­лись ма­те­ри­а­лы, в ко­то­рых ав­то­ры ста­ви­ли ос­т­рые про­бле­мы и пред­ла­га­ли спо­со­бы их ре­ше­ния. Так вот, ес­ли бы пре­мье­ром бы­ло на­ше кол­лек­тив­ное "я", то оно, вы­сту­пая с от­чё­том пе­ред выс­шим за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном стра­ны, хоть бы сло­вом об­мол­ви­лось о судь­бе тех про­грамм и про­ек­тов, ко­то­рые пра­ви­тель­ст­во бра­лось на го­су­дар­ст­вен­ном уров­не ис­пол­нять.
Не де­лать это­го — край­няя сте­пень не­ува­же­ния и к ау­ди­то­рии, и к об­ще­ст­ву, и, в ко­неч­ном ито­ге, к са­мим се­бе. По­то­му что бе­зот­вет­ст­вен­ность раз­вра­ща­ет всё об­ще­ст­во, а бе­зот­вет­ст­вен­ность вла­с­ти раз­вра­ща­ет его аб­со­лют­но: ры­ба гни­ёт с го­ло­вы.
По­это­му от­вет­ст­вен­ный гла­ва пра­ви­тель­ст­ва про­сто обя­зан был ска­зать сле­ду­ю­щее.
Про­грам­мы ус­ко­рен­ной мо­дер­ни­за­ции ре­аль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки — при за­тра­тах в 2008-2012 гг. на НИ­ИРи ОКР, вы­рос­ших за по­след­ние пять лет в 3,5 ра­за, до­ля вы­пу­с­ка но­вых ви­дов про­дук­ции в ВВП по­ни­зи­лась с 1,9% до 1,5% и от­ста­ла от ана­ло­гич­но­го юж­но­ко­рей­ско­го по­ка­за­те­ля на 43,3%, а от аме­ри­кан­ско­го — на 35,5% (при сред­не­ми­ро­вой нор­ме в 15,5%).
Про­грам­мы раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния — при рос­те чис­лен­но­с­ти ву­зов, бю­д­жет­ных за­трат на их со­дер­жа­ние и вы­пу­с­ка сту­ден­тов в 1,2-1,5 ра­за, чис­лен­ность вы­пу­ск­ни­ков, при­ня­тых на ра­бо­ту и ра­бо­та­ю­щих по спе­ци­аль­но­с­ти, за ука­зан­ные го­ды в Рос­сии со­кра­ти­лась на 15%, а чис­лен­ность без­ра­бот­ных вы­пу­ск­ни­ков рос­сий­ских ву­зов уве­ли­чи­лась на 33%.
Про­грам­мы раз­ви­тия здра­во­о­хра­не­ния — при за­тра­тах на здра­во­о­хра­не­ние, воз­рос­ших в 2,2 ра­за, ввод в строй по­лез­ных пло­ща­дей го­су­дар­ст­вен­ных боль­ниц и по­ли­кли­ник со­кра­тил­ся на 18%, чис­ло ра­бо­та­ю­щих вра­чей сни­зи­лось на 12%, а чис­лен­ность па­ци­ен­тов — на 17%. В ре­зуль­та­те за эти го­ды чис­лен­ность здо­ро­во­го на­се­ле­ния про­дол­жа­ла со­кра­щать­ся.
Про­грам­мы раз­ви­тия го­су­дар­ст­вен­но­го жи­лищ­но­го стро­и­тель­ст­ва — тем­пы рос­та здесь трех­крат­но от­ста­ва­ли от тем­пов ин­ди­ви­ду­аль­но­го стро­и­тель­ст­ва, в ре­зуль­та­те за 2008-2012 го­ды вве­де­но в строй на 1/4 до­ступ­но­го (со­ци­аль­но­го — на 1/3) мень­ше, чем в пре­ды­ду­щие 5 лет.
Про­грам­мы уве­ли­че­ния за­ня­то­с­ти на­се­ле­ния — не­смо­т­ря на все уси­лия пра­ви­тель­ст­ва, чис­ло без­ра­бо­тных в стра­не до­стиг­ло 10 млн.че­ло­век (офи­ци­аль­но — 5,5 млн.).
Про­грам­мы воз­вра­та за­ру­беж­ных ак­ти­вов и сни­же­ния внеш­не­го дол­га — кре­дит­но-де­неж­ная по­ли­ти­ка "вла­ст­ной вер­ти­ка­ли" при­ве­ла к то­му, что еже­год­но вы­воз ка­пи­та­ла в офф­шор­ы и кор­по­ра­тив­ный долг РФ рас­тут на сум­му свы­ше 100 млрд. долл. в год, а на­коп­лен­ная их сум­ма пре­вы­ша­ет план­ку в 2 трлн. долл.
Пред­вы­бор­ные "май­ские со­ци­аль­ные про­грам­мы пре­зи­ден­та РФ — их ре­а­ли­за­ция тре­бу­ет бо­лее 100 млрд. долл., или чет­вер­ти го­до­во­го бю­д­же­та стра­ны, в то вре­мя как ре­аль­ные ре­сур­сы го­су­дар­ст­ва на эти це­ли со­став­ля­ют мак­си­мум 20 млрд. долл., т.е. пя­тую часть не­об­хо­ди­мо­го.

Кроме того, за пе­ри­од 2008-2012 гг. не бы­ли вы­пол­не­ны ра­нее при­ня­тые про­грам­мы по уд­во­е­нию ВВП, уве­ли­че­нию до­ли ин­ве­с­ти­ций в ре­аль­ный сек­тор эко­но­ми­ки стра­ны, сни­же­нию уров­ня сы­рь­е­вой за­ви­си­мо­с­ти и по­вы­ше­нию про­из­во­ди­тель­но­с­ти тру­да и эф­фек­тив­но­с­ти про­из­вод­ст­ва. Еже­год­ные вме­нён­ные по­те­ри от это­го до­сти­га­ют 15-20 млрд. долл. в год.
В са­мой эко­но­ми­ке Рос­сии по­яви­лись прин­ци­пи­аль­но не­ре­ша­е­мые за­да­чи, она по­сте­пен­но ста­ла втя­ги­вать­ся в по­ло­же­ние ми­ро­во­го из­гоя, за­паз­ды­вать с при­ня­ти­ем клю­че­вых ре­ше­ний, за­ра­нее об­ре­кать их на яв­ную убы­точ­ность и не­из­беж­ный про­вал. Аза­ми эко­но­ми­ки ста­ло при­ня­то пре­не­бре­гать в це­лях по­лу­че­ния крат­ко­сроч­ной ча­ст­ной вы­го­ды при на­коп­ле­нии дол­го­сроч­но­го об­ще­го ущер­ба.
Азы эти про­сты. Эко­но­ми­ка, по­доб­но энер­гии, оп­ре­де­ля­ет­ся при­зве­де­ни­ем на­лич­ной мас­сы ре­сур­сов на ква­д­рат ско­ро­сти их ис­поль­зо­ва­ния. Чем боль­ше мас­са и вы­ше ско­рость — тем боль­ше эко­но­ми­ка. В со­вре­мен­ной Рос­сии мас­са, как обиль­ный про­шло­год­ний снег, в од­но­ча­сье рас­та­я­ла, а ско­ро­сти как не бы­ло, так и нет. В ито­ге се­го­дня име­ем то, что име­ем, — жир­ный ноль и боль­шую дыр­ку от бы­ло­го буб­ли­ка. Вот толь­ко не­ко­то­рые по­ка­за­тель­ные фак­ты и при­ме­ры та­ко­го об­ре­чен­но­го и, сле­до­ва­тель­но, по­ра­жен­че­с­ко­го раз­ви­тия, ко­то­рые ра­зом пе­ре­чер­ки­ва­ют всю тре­с­кот­ню ны­неш­них рос­сий­ских вла­с­тей о воз­мож­но­с­ти про­грес­са в рам­ках на­вяз­чи­во ре­а­ли­зу­е­мо­го в на­шей стра­не оче­вид­но убы­точ­но­го кур­са.
У нас не в 2012 г., а еще го­дом ра­нее, на­ча­ли па­дать тем­пы про­мы­ш­лен­но­го рос­та, ни­же ну­ле­вой от­мет­ки раз­ви­ва­лись ма­ши­но­ст­ро­е­ние и сель­ское хо­зяй­ст­во, стаг­ни­ро­ва­ла вся ли­ней­ка от­рас­лей мо­дер­ни­за­ци­он­но­го ком­плек­са, за счет ко­то­ро­го нам обе­ща­ли сред­не­го­до­вой темп рос­та ВВП в 5%; при уве­ли­че­нии им­пор­та со­кра­ща­ют­ся объ­е­мы экс­пор­та, па­да­ет курс руб­ля, сни­зил­ся уро­вень кон­ку­рен­то­спо­соб­но­с­ти рос­сий­ских то­ва­ров и ус­луг, ухуд­ши­лись ус­ло­вия тру­да и упа­ла его про­из­во­ди­тельность, про­ва­ле­ны пен­си­он­ная си­с­те­ма и си­с­те­ма со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния, уси­ли­лись мас­со­вое бег­ст­во ка­пи­та­ла и бан­крот­ст­во ма­лых и сред­них пред­при­я­тий (120 ты­сяч по ито­гам 2011 г. и поч­ти столь­ко же — в пер­вом квар­та­ле 2012 г.). Вы­бро­ше­ны на ве­тер и ни­ког­да не оку­пят­ся трил­ли­о­ны, ска­даль­но ис­тра­чен­ные на под­го­тов­ку к чем­пи­о­на­ту ми­ра по фут­бо­лу 2018 г. и зим­ней Олим­пи­а­ды 2014 г. Скан­да­лом и еще бо­лее се­рь­ёз­ны­ми убыт­ка­ми за­кон­чи­лись и иг­ры, свя­зан­ные с при­со­е­ди­не­ни­ем Рос­сии к ВТО, их раз­мер оце­ни­ва­ет­ся в 50 млрд. долл. еже­год­но. По­яви­лась "бо­лот­ная" оп­по­зи­ция, воз­рос­ло со­ци­аль­ное на­пря­же­ние в об­ще­ст­ве и об­щее не­ве­рие, те­перь уже гро­мад­ных масс нор­маль­ных лю­дей, в то, что ны­неш­нее Пра­ви­тель­ст­во, кро­ме ре­ше­ния соб­ст­вен­ных мел­ких за­дач, опе­ра­тив­но и пред­при­им­чи­во мо­жет тол­ком что-то по­пра­вить. Рос­сия уже в 2011 г. ста­ла за­паз­ды­вать с ре­фор­ма­ми, те­рять по­зи­тив­ную ди­на­ми­ку и пре­стиж в ми­ро­вой эко­но­ми­ке.
Все­го Пра­ви­тель­ст­вом РФ за ис­тек­шие 5 лет не вы­пол­не­но бо­лее се­ми де­сят­ков фе­де­раль­ных це­ле­вых про­грамм и свы­ше 30 на­ци­о­наль­ных про­ек­тов, 40 из ко­то­рых, рас­чи­тан­ных до 2020 г., на­хо­дят­ся в ста­дии ре­а­ли­за­ции. Кто пер­со­наль­но в от­ве­те за со­рван­ные про­грам­мы? Кто обес­пе­чит и за счет ка­ких до­пол­ни­тель­ных средств бу­дет обес­пе­че­но вы­пол­не­ние на­ме­чен­ных про­грамм?
Глу­бо­ко бук­су­ет ин­те­г­ра­ция. Сме­на ко­ман­ды ин­те­г­ра­то­ров усу­гу­би­ла по­ло­же­ние дел. На­зна­чен­ный спа­сать по­ло­же­ние В.Б. Хри­с­тен­ко яв­но не оп­рав­ды­ва­ет воз­ло­жен­ных на не­го ожи­да­ний.
В хо­де фор­ми­ро­ва­ния Та­мо­жен­но­го со­ю­за и Еди­но­го эко­но­ми­че­с­ко­го про­ст­ран­ст­ва, и вне­д­ре­ния пе­ре­до­вых форм ин­те­г­ра­ции, спе­ци­а­ли­за­ции и ко­о­пе­ра­ции на­ци­о­наль­ных про­из­водств, ре­ши­тель­но долж­ны пре­се­кать­ся ин­те­ре­сы эт­но­кра­ти­че­с­ких кла­нов, дем­пинг и кон­тра­бан­да, пе­ре­чер­ки­ва­ю­щие мно­гие по­зи­тив­ные до­сти­же­ния ин­те­г­ри­ру­е­мых стран. В ре­зуль­та­те Рос­сия вме­с­то вы­год от ин­те­г­ра­ции толь­ко за год с не­боль­шим на на­вя­зан­ных ей спе­ку­ля­тив­ных схе­мах вза­им­ной тор­гов­ли по­те­ря­ла бо­лее 75 млрд. долл.

Если так дело обстоит с ре­а­ли­за­ци­ей уже­ раз­ра­бо­тан­ных и офи­ци­аль­но ут­верж­ден­ных пра­ви­тель­ст­вом со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­ких про­грамм, то в об­ла­с­ти це­ле­по­ла­га­ния и про­гно­с­ти­ки во­об­ще тво­рит­ся пол­ный бес­пре­дел.
Про­гноз по при­рос­ту ин­ве­с­ти­ций (во­пре­ки на­вяз­чи­вым за­ве­ре­ни­ям пра­ви­тель­ст­ва о при­ня­тых ме­рах по по­вы­ше­нию их тем­пов) уре­за­ет­ся с 6,5 до 4,6%, роз­нич­но­го то­ва­ро­обо­ро­та — со­от­вет­ст­вен­но с 5,6 до 4,3%, (квар­тал к квар­та­лу — до 2,5%, ме­сяц к ме­ся­цу — до 1,8%), про­мы­ш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва — с 8,2% до ми­нус 2%, а ВВП в це­лом — с 2,4 до 1,7%, квар­тал к квар­та­лу — до ми­нус 1,1% (до то­го — с 3,6% до 2,4%, еще рань­ше — с 4,8% до 3,6%, и т.д.) Про­гноз по вы­во­зу ка­пи­та­ла из Рос­сии, ко­то­рый уже в пер­вом квар­та­ле со­ста­вил 25,8 млрд. долл., — на год уве­ли­чи­ли "все­го лишь" с 10 до 30-35 млрд., т.е. ут­ро­и­ли. Рас­чет­ную це­ну на нефть под­ня­ли с 97 до 105 дол­ла­ров за бар­рель­ную боч­ку. Став­ку со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния для пред­при­я­тий ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са в од­но­ча­сье под­ня­ли с 26% до 34%, а за­тем, ког­да эти пред­при­я­тия мас­со­во ста­ли за­кры­вать­ся, так же вне­зап­но сни­зи­ли — на этот раз до 30%. Ин­фля­ция, ко­то­рая уже в этом го­ду, ве­ро­ят­нее все­го, вдвое пре­взой­дет рост де­неж­ных до­хо­дов, у этих ис­ку­шен­ных эк­ви­ли­б­ри­с­тов в од­но и то же вре­мя и рас­тет до 7-8% в год, и по­ни­жа­ет­ся до 5,8%. При этом и то, и дру­гое, пря­мо про­ти­во­по­лож­ное дви­же­ние, рас­це­ни­ва­ет­ся как оди­на­ко­во по­лез­ное. И всё это, за­ме­тим, — офи­ци­аль­ные про­гно­зы Рос­ста­та и Ми­нэ­ко­но­м­раз­ви­тия, до­сто­вер­ность ко­то­рых на этот раз ос­па­ри­ва­ют не толь­ко не­за­ви­си­мые спе­ци­а­ли­с­ты, но и са­ми их эми­тен­ты. Об­щая це­на та­кой эк­ви­ли­б­ри­с­ти­ки — по­те­ря в год от тре­ти до по­ло­ви­ны фе­де­раль­но­го бю­д­же­та.
Рас­хож­де­ния со­став­ля­ют, как ви­дим, не ка­кие-то де­ся­тые или со­тые до­ли про­цен­та, ко­то­ры­ми чи­нов­ни­ки преж­де жон­г­ли­ро­ва­ли, а ра­зы.
И глав­ная при­чи­на то­му — от­нюдь не в форс-ма­жор­ных си­ту­а­ци­ях вро­де кипрско­го офф­шор­но­го ка­п­ри­за, а имен­но бе­зот­вет­ст­вен­ность всей "вла­ст­ной вер­ти­ка­ли", свер­ху до­ни­зу.
Пра­ви­тель­ст­во в сво­их по­ста­нов­ле­ни­ях до­пу­с­ка­ет мас­су по­греш­но­с­тей и не­со­от­вет­ст­вий, гра­ни­ча­щих с под­ме­ной по­ня­тий, в том чис­ле чи­с­то ариф­ме­ти­че­с­ких. На­при­мер, в По­ста­нов­ле­нии №56 "О ми­ни­маль­ном про­жи­точ­ном уров­не", где по­тре­би­тель­ская кор­зи­на под­ме­не­на про­до­воль­ст­вен­ной, а сум­ма сла­га­е­мых мень­ше об­ще­го ито­га. В дру­гих стра­нах ми­ра ни од­на пра­ви­тель­ст­вен­ная оцен­ка или ци­ф­ра не мо­жет вый­ти в свет без под­тверж­де­ния внеш­не­го ау­ди­та. А у нас что пра­ви­тель­ст­вен­ные, что не­пра­ви­тель­ст­вен­ные дан­ные, без раз­ни­цы, пуб­ли­ку­ют­ся в од­ном ста­ту­се, как не име­ю­щие не­за­ви­си­мо­го ау­ди­тор­ско­го под­тверж­де­ния и в рав­ной со­стя­за­тель­ной ме­ре мо­гу­щие под­вер­гать­ся со­мне­нию. И по­это­му на от­чёт­ном за­се­да­нии Гос­ду­мы вы­зва­ла удив­ле­ние по­зи­ция на­ше­го пре­мье­ра, ког­да он, не со­мне­ва­ясь в до­сто­вер­но­с­ти сво­их дан­ных, стал под­вер­гать со­мне­нию ана­ло­гич­ные дан­ные сво­их оп­по­нен­тов — в ча­ст­но­с­ти, дан­ные о рос­те за­ра­бот­ной пла­ты и без­ра­бо­ти­цы,— как не­пра­во­мер­ные.
На­при­мер, без­ра­бо­ти­ца за год, по све­де­ни­ям Г.А.Зю­га­но­ва, уве­ли­чи­лась на 1 млн. че­ло­век, а по оцен­кам пра­ви­тель­ст­ва — сни­зи­лась на 1,4%. Как по­ни­мать по­доб­ные рас­хож­де­ния в оцен­ках? Кто и как дол­жен их ис­прав­лять? Ког­да чер­ное ста­нет чер­ным, а бе­лое — бе­лым, без уто­па­ния в бес­ко­неч­ных "от­тен­ках се­ро­го"? А вы ду­ма­ли, это на­зва­ние по­пу­ляр­но­го эро­ти­че­с­ко­го ро­ма­на?

Наконец, в ра­бо­те Пра­ви­тель­ст­ва долж­ны бьть пре­одо­ле­ны двой­ные стан­дар­ты, под­ме­на по­ня­тий, рас­хож­де­ния дек­ла­ра­ций с ре­аль­но­с­тью, на­гляд­ные при­ме­ры ко­то­рых при­во­ди­ли, в ча­ст­но­с­ти, де­пу­та­ты от "Спра­вед­ли­вой Рос­сии".
Да, зар­пла­ты вра­чей Пра­ви­тель­ст­во дей­ст­ви­тель­но по­вы­си­ло на 18% и учи­те­лей на 20%. А зар­пла­ты не-учи­те­лей и не-вра­чей? И по­че­му да­же эти по­вы­шен­ные зар­пла­ты ос­та­ва­лись крат­но ни­же "сред­них" по стра­не? А ведь пра­ви­тель­ст­во, как под­чер­ки­ва­ли де­пу­та­ты, обе­ща­ло урав­нять их.
Пред­по­ло­жим так­же, что за по­след­ние пять лет со­труд­ни­ки пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов по­лу­чи­ли жи­лья в 6 раз боль­ше, чем до то­го. Это пра­виль­но, это хо­ро­шо. А как на­счет со­труд­ни­ков не-пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов? Ес­ли тем­пы стро­и­тель­ст­ва жи­лья по стра­не в це­лом сни­зи­лись — зна­чит, они по­лу­чи­ли жи­лья в 10-15-20 раз мень­ше, чем ра­нее?
Га­зи­фи­ци­ро­ва­но в сред­нем две тре­ти рос­сий­ских на­се­лен­ных пунк­тов — ве­ли­ко­леп­но. А у на­ших со­се­дей, где га­за не до­бы­ва­ют, — 100%. Это по­нят­но — тя­же­лое на­сле­дие со­вет­ских вре­мен, ког­да дру­гие со­юз­ные ре­с­пуб­ли­ки раз­ви­ва­лись за счёт Рос­сии. Но по­че­му те­перь у нас не 100%? Мо­жет, вме­с­то ста­ди­о­нов для чем­пи­о­на­тов и олим­пи­ад сто­и­ло по­ду­мать о "без­га­зо­вой" тре­ти Рос­сии?
На­ло­ги на биз­нес, за­ве­рял де­пу­та­тов наш пре­мьер, не по­вы­сят­ся. И мы ему охот­но ве­рим. По­то­му что даль­ше по­вы­шать эти на­ло­ги про­сто не­ку­да! Один из са­мых при­быль­ных биз­не­сов в на­шей стра­не — уход от на­ло­гов. Но де­пу­та­тов ин­те­ре­со­ва­ло дру­гое: по­че­му на­ло­ги на биз­нес не по­ни­зят­ся? Ведь по­ни­зи­ли же по­до­ход­ный на­лог до 13% — и го­во­рят, что де­нег со­би­рать ста­ли боль­ше, по­то­му что его ста­ли пла­тить. Или не­кий гос­по­дин Н.Н. как юри­ди­че­с­кое ли­цо ни­ког­да не ста­нет пла­тить по­ни­жен­ные на­ло­ги, что он уже с удо­воль­ст­ви­ем сде­лал как ли­цо фи­зи­че­с­кое?
В стра­не до 2020 г. на­ме­че­на ре­а­ли­за­ция с­ро­ка фе­де­раль­ных це­ле­вых про­грамм, ос­во­е­на 31 тех­но­ло­гия ми­ро­во­го уров­ня, по­да­ны за­яв­ки на 800 па­тен­тов? Но стра­не не­об­хо­ди­мо, как в со­вет­ское вре­мя, в 20-30 раз боль­ше. 800 па­тен­тов на 140 мил­ли­о­нов на­се­ле­ния — это что, не по­зор?
На аг­рар­ный сек­тор эко­но­ми­ки вы­де­ля­ет­ся до­пол­ни­тель­но 42 млрд. руб­лей, в том чис­ле на за­куп­ку кор­мов — 15 млрд. руб­лей. Но, что­бы удер­жать дав­ле­ние ВТО, нуж­но в 10 раз боль­ше, ина­че на­ше сель­ско­е хо­зяй­ст­во в бли­жай­шее вре­мя по­про­с­ту рух­нет.
И так — че­го ни кос­нись. Но, как со­об­щи­ли, пре­зи­дент до­кла­дом пре­мье­ра Гос­ду­ме ос­тал­ся до­во­лен. С че­го бы это?

Принципиальную оценку в ра­бо­те Пра­ви­тель­ст­ва дол­жен по­лу­чить тот факт, что ни од­но фе­де­раль­ное по­сла­ние пре­зи­ден­та за ис­тек­шие го­ды, ни од­на про­грам­ма и ни один на­ци­о­наль­ный про­ект да­же на­по­ло­ви­ну не бы­ли вы­пол­не­ны, ни один от­чет пра­ви­тель­ст­ва РФ граж­дан­ско­му об­ще­ст­ву не был предъ­яв­лен, ни один ми­нистр за срыв го­су­дар­ст­вен­ных за­да­ний не был при­вле­чен к пер­со­наль­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти и адек­ват­ным об­ра­зом на­ка­зан.
Долж­ны быть оце­не­ны об­щие по­те­ри из-за сры­ва или не­над­ле­жа­ще­го вы­пол­не­ния при­ня­тых про­грамм и про­гно­зов, вклю­чая мо­раль­ные по­те­ри, ко­то­рые пре­вы­ша­ют еже­год­ные объ­ё­мы про­из­во­ди­мо­го в стра­не ВВП; ор­га­ни­зо­ван и осу­ще­ств­лен тща­тель­ный и не­ли­це­при­ят­ный ана­лиз и мо­ни­то­ринг этих по­терь.
Еще бо­лее важ­но ор­га­ни­зо­вать и осу­ще­ст­вить на по­сто­ян­ной ос­но­ве над­ле­жа­щий не­за­ви­си­мый и по­нят­ный про­сто­му на­ро­ду кон­троль за ре­а­ли­зу­е­мы­ми Пра­ви­тель­ст­вом ре­ше­ни­я­ми, с ко­то­рым Счет­ная па­ла­та Рос­сии в ны­неш­нем ее со­ста­ве и об­ра­зо­ван­ная ука­зом пре­зи­ден­та РФ от 11 ию­ля 2012 г. Ко­мис­сия по мо­ни­то­рин­гу до­сти­же­ний це­ле­вых по­ка­за­те­лей со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­ко­го раз­ви­тия Рос­сии, яв­но не справ­ля­ют­ся.
По­ло­же­ние не из­ме­нит­ся, по­ка в стра­не не бу­дет уч­реж­де­но пре­ду­с­мо­т­рен­ное Кон­сти­ту­ци­ей Кон­сти­ту­ци­он­ное со­бра­ние, при­зван­ное обес­пе­чить над­ле­жа­щий на­род­ный кон­троль за ис­пол­не­ни­ем го­су­дар­ст­вен­ных ре­ше­ний. Все иные фор­мы кон­тро­ля и все луч­шие ста­ра­ния, как ви­дим, в Рос­сии ра­бо­та­ют по­про­с­ту пло­хо.
На­до по­ни­мать, что, не со­здав эф­фек­тив­ную си­с­те­му кон­тро­ля и от­вет­ст­вен­но­с­ти сни­зу до­вер­ху, вла­с­ти не пре­одо­ле­ют ва­ку­ума в уп­рав­ле­нии и бу­дут хро­ни­че­с­ки за­паз­ды­вать с при­ня­ти­ем и ре­а­ли­за­ци­ей не­об­хо­ди­мых, а по­рой — жиз­нен­но-важных ре­ше­ний. Столь бе­зот­вет­ст­вен­но­го пра­ви­тель­ст­ва с та­ким уд­ру­ча­ю­щим рей­тин­гом до­ве­рия и кри­те­ри­ем эф­фек­тив­но­с­ти Рос­сия не зна­ла со вре­мен Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. По­это­му луч­шее, что мог­ бы сде­лать ны­неш­ний ка­би­нет ми­ни­с­т­ров для рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва, — раз и на­всег­да в пол­ном со­ста­ве уй­ти в от­став­ку.
А но­вый со­став Пра­ви­тель­ст­ва, что­бы ис­пра­вить по­ло­же­ние, дол­жен бу­дет в сроч­ном по­ряд­ке раз­вер­нуть со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­кий курс: аб­со­лют­ный при­ори­тет в его ра­бо­те долж­ны по­лу­чить об­ра­ба­ты­ва­ю­щие от­рас­ли ре­аль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки, тем­пы рос­та ко­то­ро­го обя­за­ны крат­но опе­ре­жать тем­пы рос­та фи­нан­со­во­го сек­то­ра, тог­да как до сей по­ры все при­ори­те­ты бы­ли пря­мо про­ти­во­по­лож­ны­ми, и оцен­ки си­ту­а­ции да­ва­лись на ос­но­ве этих фи­нан­со­вых при­ори­те­тов.
Для это­го Пра­ви­тель­ст­вом долж­ны быть при­ня­ты ре­ши­тель­ные ме­ры, на­прав­лен­ные на ус­ко­рен­ное фор­ми­ро­ва­ние су­ве­рен­ной си­с­те­мы стра­те­ги­че­с­ко­го пла­ни­ро­ва­ния и на­ло­го­во-кре­дит­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, по край­ней ме­ре трех­крат­но­го уве­ли­че­ния ре­сурс­ной ба­зы ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, со­зда­ние эф­фек­тив­ных ме­ха­низ­мов ак­ти­ви­за­ции на­уч­но-тех­ни­че­с­ко­го про­грес­са. Хва­тит по­зо­рить­ся с по­дач­ка­ми и по­стыд­но опа­сать­ся, что "все всё сра­зу раз­во­ру­ют". Не столь­ко опас­но то, что раз­во­ру­ют, а то, что вы­ве­зут из стра­ны. "Гром не гря­нет — му­жик не пе­ре­кре­с­тит­ся", — гла­сит рус­ская на­род­ная по­сло­ви­ца. Офф­шор­ный гром из Ки­п­ра уже гря­нул, и он, во­пре­ки за­ве­ре­ни­ям пре­мье­ра, что на Ки­п­ре ни го­су­дар­ст­во, ни кор­по­ра­ции яко­бы ни­че­го не по­те­ря­ли, на де­ле мо­жет по­гу­бить, ес­ли не по­ло­ви­ну всей ка­пи­та­ло­иму­щей Рос­сии, то уж чет­верть её — точ­но. Или нуж­но вы­пить всё мо­ре, что­бы убе­дить­ся, что во­да там со­лё­ная?

На­род Рос­сии вро­де бы без­молв­ст­ву­ет. Но это не­хо­ро­шая ти­ши­на — за­ти­шье пе­ред бу­рей. Лю­ди с воз­му­ще­ни­ем смо­т­рят на всё, что про­ис­хо­дит во­круг них, и мыс­лен­но за­да­ют се­бе во­про­сы, ког­да всё это кон­чит­ся, и кон­чит­ся ли это во­об­ще? Кто и ка­ким об­ра­зом за все для­щи­е­ся бе­зо­б­ра­зия дол­жен от­ве­чать?
Бе­зот­вет­ст­вен­ность вла­с­ти нель­зя на­ра­щи­вать бес­ко­неч­но­ — она, слов­но ядер­ный за­ряд, име­ет свою кри­ти­че­с­кую мас­су, по­сле до­сти­же­ния ко­то­рой взрыв не­из­бе­жен. По­хо­же, у на­ших власть пре­дер­жа­щих еще есть не­кий вре­мен­ной лаг, по­сколь­ку они свою бе­зус­лов­но "ры­ноч­ную" прак­ти­ку за по­след­ние го­ды силь­но раз­ба­ви­ли дер­жав­но-па­т­ри­о­ти­че­с­кой ри­то­ри­кой, пред­при­ня­ли не­ко­то­рые со­ци­аль­но-ори­ен­ти­ро­ван­ные дей­ст­вия. Но это вре­мя не­умо­ли­мо ис­те­ка­ет, и ни­ка­ких дру­гих спо­со­бов пре­дот­в­ра­тить взрыв, кро­ме сме­ны пра­ви­тель­ст­ва и его курса, в рас­по­ря­же­нии Крем­ля не ос­та­ёт­ся.
Под­черк­нём: не про­сто сме­ны пра­ви­тель­ст­ва, ши­ла на мы­ло, Мед­ве­де­ва, ска­жем, на Ку­д­ри­на — а имен­но сме­ны кур­са. Ка­кие бы вре­мен­ные по­те­ри эта сме­на ни су­ли­ла, ка­ки­ми бы опас­но­с­тя­ми ни гро­зи­ла. Но без неё шан­сы на спа­се­ние на­шей стра­ны прак­ти­че­с­ки не­от­ли­чи­мы от ну­ля.

1.0x