Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 17 апреля в стенах Госдумы вовсе не отчитывался о работе правительства — он просто дал в присутствии депутатов свой комментарий к происходящим в стране событиям и ответил на вопросы парламентских фракций. Конечно, по сравнению с практикой федеральных посланий президента, это большой прогресс — всё-таки мероприятия такого рода не должны быть улицей с односторонним движением. Но, собственно, где итоги работы за год? Что из намеченного сделано, а что не сделано или попросту провалено? Какие фундаментальные проблемы стоят и как их предполагается решать? Кто отвечает за успехи, и кто — за провалы? Кто и как поощрен или наказан? Какие вопросы не решены, какова их цена и есть ли ресурсы для их решения? Ничего этого в выступлении Д.А.Медведева не было, а стало быть — перед нами был разыгран дешевый спектакль, а серьёзного обсуждения проблем в серьёзнейшей ситуации мирового и отечественного кризиса нет и не будет.
Экономика буксует, эффективность производства падает, цены и убытки растут, народ в массе беднеет. И на этом фоне ставить самим себе оценку, утверждая, что итоги за год неплохие, — значит, полностью игнорировать всё, что происходит в стране сегодня и что ждёт её завтра.
Публичной ответственности исполнительной (да и любой) власти за результаты её работы в России нет. Тут рука руку моет и вроде чисты все три. И если премьер говорит: мол, "министр не рубль, чтобы всем нравиться", — это в отношении ненавидимого всеми учеными и большинством преподавателей министра Ливанова, который следом за своим предшественником Фурсенко полностью разваливает когда-то лучшее образование в мире, систему образования, существовавшую в СССР, — то тут воплощаются все худшие качества отечественной бюрократии: от нежелания отвечать на любую, даже самую обоснованную и конструктивную критику, до безмерно высокой самооценки вообще.
Спрашивается, кому и зачем нужно подобное правительство, нужна подобная "властная вертикаль"?
Помните популярную в позднесоветские времена газетную рубрику "Если бы директором был я?" Под ней обычно печатались материалы, в которых авторы ставили острые проблемы и предлагали способы их решения. Так вот, если бы премьером было наше коллективное "я", то оно, выступая с отчётом перед высшим законодательным органом страны, хоть бы словом обмолвилось о судьбе тех программ и проектов, которые правительство бралось на государственном уровне исполнять.
Не делать этого — крайняя степень неуважения и к аудитории, и к обществу, и, в конечном итоге, к самим себе. Потому что безответственность развращает всё общество, а безответственность власти развращает его абсолютно: рыба гниёт с головы.
Поэтому ответственный глава правительства просто обязан был сказать следующее.
Программы ускоренной модернизации реального сектора экономики — при затратах в 2008-2012 гг. на НИИРи ОКР, выросших за последние пять лет в 3,5 раза, доля выпуска новых видов продукции в ВВП понизилась с 1,9% до 1,5% и отстала от аналогичного южнокорейского показателя на 43,3%, а от американского — на 35,5% (при среднемировой норме в 15,5%).
Программы развития образования — при росте численности вузов, бюджетных затрат на их содержание и выпуска студентов в 1,2-1,5 раза, численность выпускников, принятых на работу и работающих по специальности, за указанные годы в России сократилась на 15%, а численность безработных выпускников российских вузов увеличилась на 33%.
Программы развития здравоохранения — при затратах на здравоохранение, возросших в 2,2 раза, ввод в строй полезных площадей государственных больниц и поликлиник сократился на 18%, число работающих врачей снизилось на 12%, а численность пациентов — на 17%. В результате за эти годы численность здорового населения продолжала сокращаться.
Программы развития государственного жилищного строительства — темпы роста здесь трехкратно отставали от темпов индивидуального строительства, в результате за 2008-2012 годы введено в строй на 1/4 доступного (социального — на 1/3) меньше, чем в предыдущие 5 лет.
Программы увеличения занятости населения — несмотря на все усилия правительства, число безработных в стране достигло 10 млн.человек (официально — 5,5 млн.).
Программы возврата зарубежных активов и снижения внешнего долга — кредитно-денежная политика "властной вертикали" привела к тому, что ежегодно вывоз капитала в оффшоры и корпоративный долг РФ растут на сумму свыше 100 млрд. долл. в год, а накопленная их сумма превышает планку в 2 трлн. долл.
Предвыборные "майские социальные программы президента РФ — их реализация требует более 100 млрд. долл., или четверти годового бюджета страны, в то время как реальные ресурсы государства на эти цели составляют максимум 20 млрд. долл., т.е. пятую часть необходимого.
Кроме того, за период 2008-2012 гг. не были выполнены ранее принятые программы по удвоению ВВП, увеличению доли инвестиций в реальный сектор экономики страны, снижению уровня сырьевой зависимости и повышению производительности труда и эффективности производства. Ежегодные вменённые потери от этого достигают 15-20 млрд. долл. в год.
В самой экономике России появились принципиально нерешаемые задачи, она постепенно стала втягиваться в положение мирового изгоя, запаздывать с принятием ключевых решений, заранее обрекать их на явную убыточность и неизбежный провал. Азами экономики стало принято пренебрегать в целях получения краткосрочной частной выгоды при накоплении долгосрочного общего ущерба.
Азы эти просты. Экономика, подобно энергии, определяется призведением наличной массы ресурсов на квадрат скорости их использования. Чем больше масса и выше скорость — тем больше экономика. В современной России масса, как обильный прошлогодний снег, в одночасье растаяла, а скорости как не было, так и нет. В итоге сегодня имеем то, что имеем, — жирный ноль и большую дырку от былого бублика. Вот только некоторые показательные факты и примеры такого обреченного и, следовательно, пораженческого развития, которые разом перечеркивают всю трескотню нынешних российских властей о возможности прогресса в рамках навязчиво реализуемого в нашей стране очевидно убыточного курса.
У нас не в 2012 г., а еще годом ранее, начали падать темпы промышленного роста, ниже нулевой отметки развивались машиностроение и сельское хозяйство, стагнировала вся линейка отраслей модернизационного комплекса, за счет которого нам обещали среднегодовой темп роста ВВП в 5%; при увеличении импорта сокращаются объемы экспорта, падает курс рубля, снизился уровень конкурентоспособности российских товаров и услуг, ухудшились условия труда и упала его производительность, провалены пенсионная система и система социального страхования, усилились массовое бегство капитала и банкротство малых и средних предприятий (120 тысяч по итогам 2011 г. и почти столько же — в первом квартале 2012 г.). Выброшены на ветер и никогда не окупятся триллионы, скадально истраченные на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 г. и зимней Олимпиады 2014 г. Скандалом и еще более серьёзными убытками закончились и игры, связанные с присоединением России к ВТО, их размер оценивается в 50 млрд. долл. ежегодно. Появилась "болотная" оппозиция, возросло социальное напряжение в обществе и общее неверие, теперь уже громадных масс нормальных людей, в то, что нынешнее Правительство, кроме решения собственных мелких задач, оперативно и предприимчиво может толком что-то поправить. Россия уже в 2011 г. стала запаздывать с реформами, терять позитивную динамику и престиж в мировой экономике.
Всего Правительством РФ за истекшие 5 лет не выполнено более семи десятков федеральных целевых программ и свыше 30 национальных проектов, 40 из которых, расчитанных до 2020 г., находятся в стадии реализации. Кто персонально в ответе за сорванные программы? Кто обеспечит и за счет каких дополнительных средств будет обеспечено выполнение намеченных программ?
Глубоко буксует интеграция. Смена команды интеграторов усугубила положение дел. Назначенный спасать положение В.Б. Христенко явно не оправдывает возложенных на него ожиданий.
В ходе формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, и внедрения передовых форм интеграции, специализации и кооперации национальных производств, решительно должны пресекаться интересы этнократических кланов, демпинг и контрабанда, перечеркивающие многие позитивные достижения интегрируемых стран. В результате Россия вместо выгод от интеграции только за год с небольшим на навязанных ей спекулятивных схемах взаимной торговли потеряла более 75 млрд. долл.
Если так дело обстоит с реализацией уже разработанных и официально утвержденных правительством социально-экономических программ, то в области целеполагания и прогностики вообще творится полный беспредел.
Прогноз по приросту инвестиций (вопреки навязчивым заверениям правительства о принятых мерах по повышению их темпов) урезается с 6,5 до 4,6%, розничного товарооборота — соответственно с 5,6 до 4,3%, (квартал к кварталу — до 2,5%, месяц к месяцу — до 1,8%), промышленного производства — с 8,2% до минус 2%, а ВВП в целом — с 2,4 до 1,7%, квартал к кварталу — до минус 1,1% (до того — с 3,6% до 2,4%, еще раньше — с 4,8% до 3,6%, и т.д.) Прогноз по вывозу капитала из России, который уже в первом квартале составил 25,8 млрд. долл., — на год увеличили "всего лишь" с 10 до 30-35 млрд., т.е. утроили. Расчетную цену на нефть подняли с 97 до 105 долларов за баррельную бочку. Ставку социального страхования для предприятий малого и среднего бизнеса в одночасье подняли с 26% до 34%, а затем, когда эти предприятия массово стали закрываться, так же внезапно снизили — на этот раз до 30%. Инфляция, которая уже в этом году, вероятнее всего, вдвое превзойдет рост денежных доходов, у этих искушенных эквилибристов в одно и то же время и растет до 7-8% в год, и понижается до 5,8%. При этом и то, и другое, прямо противоположное движение, расценивается как одинаково полезное. И всё это, заметим, — официальные прогнозы Росстата и Минэкономразвития, достоверность которых на этот раз оспаривают не только независимые специалисты, но и сами их эмитенты. Общая цена такой эквилибристики — потеря в год от трети до половины федерального бюджета.
Расхождения составляют, как видим, не какие-то десятые или сотые доли процента, которыми чиновники прежде жонглировали, а разы.
И главная причина тому — отнюдь не в форс-мажорных ситуациях вроде кипрского оффшорного каприза, а именно безответственность всей "властной вертикали", сверху донизу.
Правительство в своих постановлениях допускает массу погрешностей и несоответствий, граничащих с подменой понятий, в том числе чисто арифметических. Например, в Постановлении №56 "О минимальном прожиточном уровне", где потребительская корзина подменена продовольственной, а сумма слагаемых меньше общего итога. В других странах мира ни одна правительственная оценка или цифра не может выйти в свет без подтверждения внешнего аудита. А у нас что правительственные, что неправительственные данные, без разницы, публикуются в одном статусе, как не имеющие независимого аудиторского подтверждения и в равной состязательной мере могущие подвергаться сомнению. И поэтому на отчётном заседании Госдумы вызвала удивление позиция нашего премьера, когда он, не сомневаясь в достоверности своих данных, стал подвергать сомнению аналогичные данные своих оппонентов — в частности, данные о росте заработной платы и безработицы,— как неправомерные.
Например, безработица за год, по сведениям Г.А.Зюганова, увеличилась на 1 млн. человек, а по оценкам правительства — снизилась на 1,4%. Как понимать подобные расхождения в оценках? Кто и как должен их исправлять? Когда черное станет черным, а белое — белым, без утопания в бесконечных "оттенках серого"? А вы думали, это название популярного эротического романа?
Наконец, в работе Правительства должны бьть преодолены двойные стандарты, подмена понятий, расхождения деклараций с реальностью, наглядные примеры которых приводили, в частности, депутаты от "Справедливой России".
Да, зарплаты врачей Правительство действительно повысило на 18% и учителей на 20%. А зарплаты не-учителей и не-врачей? И почему даже эти повышенные зарплаты оставались кратно ниже "средних" по стране? А ведь правительство, как подчеркивали депутаты, обещало уравнять их.
Предположим также, что за последние пять лет сотрудники правоохранительных органов получили жилья в 6 раз больше, чем до того. Это правильно, это хорошо. А как насчет сотрудников не-правоохранительных органов? Если темпы строительства жилья по стране в целом снизились — значит, они получили жилья в 10-15-20 раз меньше, чем ранее?
Газифицировано в среднем две трети российских населенных пунктов — великолепно. А у наших соседей, где газа не добывают, — 100%. Это понятно — тяжелое наследие советских времен, когда другие союзные республики развивались за счёт России. Но почему теперь у нас не 100%? Может, вместо стадионов для чемпионатов и олимпиад стоило подумать о "безгазовой" трети России?
Налоги на бизнес, заверял депутатов наш премьер, не повысятся. И мы ему охотно верим. Потому что дальше повышать эти налоги просто некуда! Один из самых прибыльных бизнесов в нашей стране — уход от налогов. Но депутатов интересовало другое: почему налоги на бизнес не понизятся? Ведь понизили же подоходный налог до 13% — и говорят, что денег собирать стали больше, потому что его стали платить. Или некий господин Н.Н. как юридическое лицо никогда не станет платить пониженные налоги, что он уже с удовольствием сделал как лицо физическое?
В стране до 2020 г. намечена реализация срока федеральных целевых программ, освоена 31 технология мирового уровня, поданы заявки на 800 патентов? Но стране необходимо, как в советское время, в 20-30 раз больше. 800 патентов на 140 миллионов населения — это что, не позор?
На аграрный сектор экономики выделяется дополнительно 42 млрд. рублей, в том числе на закупку кормов — 15 млрд. рублей. Но, чтобы удержать давление ВТО, нужно в 10 раз больше, иначе наше сельское хозяйство в ближайшее время попросту рухнет.
И так — чего ни коснись. Но, как сообщили, президент докладом премьера Госдуме остался доволен. С чего бы это?
Принципиальную оценку в работе Правительства должен получить тот факт, что ни одно федеральное послание президента за истекшие годы, ни одна программа и ни один национальный проект даже наполовину не были выполнены, ни один отчет правительства РФ гражданскому обществу не был предъявлен, ни один министр за срыв государственных заданий не был привлечен к персональной ответственности и адекватным образом наказан.
Должны быть оценены общие потери из-за срыва или ненадлежащего выполнения принятых программ и прогнозов, включая моральные потери, которые превышают ежегодные объёмы производимого в стране ВВП; организован и осуществлен тщательный и нелицеприятный анализ и мониторинг этих потерь.
Еще более важно организовать и осуществить на постоянной основе надлежащий независимый и понятный простому народу контроль за реализуемыми Правительством решениями, с которым Счетная палата России в нынешнем ее составе и образованная указом президента РФ от 11 июля 2012 г. Комиссия по мониторингу достижений целевых показателей социально-экономического развития России, явно не справляются.
Положение не изменится, пока в стране не будет учреждено предусмотренное Конституцией Конституционное собрание, призванное обеспечить надлежащий народный контроль за исполнением государственных решений. Все иные формы контроля и все лучшие старания, как видим, в России работают попросту плохо.
Надо понимать, что, не создав эффективную систему контроля и ответственности снизу доверху, власти не преодолеют вакуума в управлении и будут хронически запаздывать с принятием и реализацией необходимых, а порой — жизненно-важных решений. Столь безответственного правительства с таким удручающим рейтингом доверия и критерием эффективности Россия не знала со времен Первой мировой войны. Поэтому лучшее, что мог бы сделать нынешний кабинет министров для российского государства, — раз и навсегда в полном составе уйти в отставку.
А новый состав Правительства, чтобы исправить положение, должен будет в срочном порядке развернуть социально-экономический курс: абсолютный приоритет в его работе должны получить обрабатывающие отрасли реального сектора экономики, темпы роста которого обязаны кратно опережать темпы роста финансового сектора, тогда как до сей поры все приоритеты были прямо противоположными, и оценки ситуации давались на основе этих финансовых приоритетов.
Для этого Правительством должны быть приняты решительные меры, направленные на ускоренное формирование суверенной системы стратегического планирования и налогово-кредитного регулирования, по крайней мере трехкратного увеличения ресурсной базы малого и среднего бизнеса, создание эффективных механизмов активизации научно-технического прогресса. Хватит позориться с подачками и постыдно опасаться, что "все всё сразу разворуют". Не столько опасно то, что разворуют, а то, что вывезут из страны. "Гром не грянет — мужик не перекрестится", — гласит русская народная пословица. Оффшорный гром из Кипра уже грянул, и он, вопреки заверениям премьера, что на Кипре ни государство, ни корпорации якобы ничего не потеряли, на деле может погубить, если не половину всей капиталоимущей России, то уж четверть её — точно. Или нужно выпить всё море, чтобы убедиться, что вода там солёная?
Народ России вроде бы безмолвствует. Но это нехорошая тишина — затишье перед бурей. Люди с возмущением смотрят на всё, что происходит вокруг них, и мысленно задают себе вопросы, когда всё это кончится, и кончится ли это вообще? Кто и каким образом за все длящиеся безобразия должен отвечать?
Безответственность власти нельзя наращивать бесконечно — она, словно ядерный заряд, имеет свою критическую массу, после достижения которой взрыв неизбежен. Похоже, у наших власть предержащих еще есть некий временной лаг, поскольку они свою безусловно "рыночную" практику за последние годы сильно разбавили державно-патриотической риторикой, предприняли некоторые социально-ориентированные действия. Но это время неумолимо истекает, и никаких других способов предотвратить взрыв, кроме смены правительства и его курса, в распоряжении Кремля не остаётся.
Подчеркнём: не просто смены правительства, шила на мыло, Медведева, скажем, на Кудрина — а именно смены курса. Какие бы временные потери эта смена ни сулила, какими бы опасностями ни грозила. Но без неё шансы на спасение нашей страны практически неотличимы от нуля.