Константин Райкин на "Колте" сетует на то, что нынешнее государство безразлично к искусству, безразлично к театру, к человеку, да и вообще лишено души и мозгов.
Суждение в общем-то неоригинальное.
На первый взгляд, довольно большое число представителей нашей творческой интеллигенции проделало путь от криков в духе "Раздавите гадину!" до подобного рода сентенций.
Розовые мечты о блаженном острове свободы и демократии, где текут молочные реки с кисельными берегами, похоже развеиваются и у наших ученых, и у наших творческих деятелей старого еще призыва.
Однако, здесь вряд ли стоит обольщаться насчет прозрений и каких-то глубоких выводов в духе покраснения или порусения многочисленной армии ученых, литераторов, режиссеров или театральных деятелей. "Давить гадину" они по-прежнему готовы, и неприятности на фронте взаимоотношений с нынешним государством и конкретными его представителями ничего не поколебали в общей направленности на отрицание того, что не вписывается в их собственную концепцию души и мозгов.
Подобного рода недовольство, обычное уже в творческой среде, лежит по-прежнему в плоскости мечтаний о неограниченной творческой свободе и столь же неограниченных привилегиях, и мотивировано либо неприятием элементов нравственного отрезвления, которое пусть и в причудливой форме, но стало просматриваться у государства и общества, либо элементарным столкновением с экономическими сложностями (это в СССР деньги давали, потому что ты заслуженный, а здесь зарабатывать, батенька надо, зарабатывать, торговать собой, и жертвовать мозгами и душой, если этого требуют обстоятельства).
Столько лет прошло, а они все поверхностные мечтатели, идеалисты конца 80-х, мечтавшие об обществе-утопии, в которой можно будет делать все, что захочется, а тебе за это ничего не будет.
Александр Зиновьев в своей время, в книге "Коммунизм как реальность", вполне справедливо замечал, что любое общественное устройство (в том числе и коммунистическое), несет в себе достоинства и недостатки. Таково уж свойство бытия, несовершенство мира, что в нем достоинства и позитив того или иного устройства, неизбежно, диалектически полагают изъяны и недостатки.
Нынешнее общественное устройство не является исключением из этого правила. А поэтому стремление к государству, которое бы не имело нравственного авторитета, и не давило бы им на общество, не брало бы ничью сторону из противоборствующих партий, а стояло в сторонке (вспомним статью 13, пункты 1 и 2 Конституции, разве идеология - это не мозг и душа?), неизбежно содержит в себе требование государства без души и без мозгов.
Тогда это всех устраивало, и давильщики гадин, как-то не подумали, что каток государственного безразличия может пройтись и по ним. Тогда, два десятка лет назад, никто и не озаботился, как же оно будет у нас существовать по Конституции бездушным и безмозглым.
Не заботятся в государственном масштабе, впрочем, и сейчас, когда сетуют на это бездушие. Ведь бездушие и безмозглость промеряются не объективными критериями, а соображениями своей рубашки. Либеральная часть нашей интеллигенции хочет чтобы оно именно по отношению к ней не было бездушным и безмозглым (здесь употребляются эвфемизмы "наука, образование, искусство, культура, гражданское общество", за которыми, конечно, скрываются стройные ряды наших креативных, творческих, талантливых деятелей культуры), а по отношению к народу, к стране надо чтоб оно должно было быть именно таким - не думающим и не слишком отзывчивым.
"Работать надо самим, а не ждать подачек, не быть нахлебниками, отбросить русскую лень и иждивенчество" - в таком духе поучают народ госпожа Плисецкая и господин Любимов. Но к культуре, то есть к себе они этот лозунг не относят.
Государство без души и без мозгов для страны и для народа, и, при том, с душой и думой о родной интеллигенции и креативном классе, - это излюбленная идея последних лет. Заботливый и вдумчивый родитель для безудержных свободолюбцев и творунов разного пошиба, и мачеха и отчим для остальных - мечта всей жизни.
Есть опасения, что при нынешнем делении на столицу и провинцию, элиту и "быдло", такая мечта все-таки может стать реальностью.