Сообщество «Изборский клуб» 00:00 21 марта 2013

«Без Бога ни до порога!»

Мы часто слышим о раз­ви­тии Рос­сии. Воз­ни­ка­ет во­прос: о ка­ком раз­ви­тии идет речь? Раз­ви­тие мо­жет быть раз­ным. На­при­мер, раз­ви­тие об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния, ког­да в этом об­ще­ст­ве ма­те­ри­аль­ное пре­об­ла­да­ет над ду­хов­ным, ког­да эго­изм воз­ра­с­та­ет, а брат­ская со­ли­дар­ность, вза­и­мо­по­мощь умень­ша­ют­ся или сво­дят­ся на нет. Но как по­ка­зы­ва­ет ис­то­рия раз­ви­тых ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­ких стран, у та­ко­го об­ще­ст­ва нет бу­ду­ще­го. За­пад­ная ци­ви­ли­за­ция на­хо­дит­ся в ду­хов­ном кри­зи­се и де­гра­да­ции.

Мы часто слышим о раз­ви­тии Рос­сии. Воз­ни­ка­ет во­прос: о ка­ком раз­ви­тии идет речь? Раз­ви­тие мо­жет быть раз­ным. На­при­мер, раз­ви­тие об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния, ког­да в этом об­ще­ст­ве ма­те­ри­аль­ное пре­об­ла­да­ет над ду­хов­ным, ког­да эго­изм воз­ра­с­та­ет, а брат­ская со­ли­дар­ность, вза­и­мо­по­мощь умень­ша­ют­ся или сво­дят­ся на нет. Но как по­ка­зы­ва­ет ис­то­рия раз­ви­тых ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­ких стран, у та­ко­го об­ще­ст­ва нет бу­ду­ще­го. За­пад­ная ци­ви­ли­за­ция на­хо­дит­ся в ду­хов­ном кри­зи­се и де­гра­да­ции. Ко­неч­но, ког­да мы го­во­рим о раз­ви­тии не­об­хо­ди­мо по­ни­ма­ние раз­ви­тия. Это преж­де все­го ду­хов­но-нрав­ст­вен­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка и об­ще­ст­ва. Имен­но в этом и за­клю­ча­ет­ся глав­ный смысл раз­ви­тия. Имен­но та­кое раз­ви­тие, опе­ре­жая ма­те­ри­аль­ную со­став­ля­ю­щую об­ще­ст­ва, — пре­об­ра­жа­ет об­ще­ст­во, де­ла­ет его жиз­не­ут­верж­да­ю­щим, при ко­то­ром и со­ци­аль­ные, и ма­те­ри­аль­ные его со­став­ля­ю­щие на­чи­на­ют бур­но раз­ви­вать­ся. Имен­но та­кой под­ход не­об­хо­ди­мо при­нять Рос­сии — на этом пу­ти ее ут­верж­де­ние...

Стра­на не мо­жет жить без це­ли. Це­ли гро­мад­ной, все­о­хва­ты­ва­ю­щей, це­ли оду­хо­тво­рен­ной, це­ли раз­ви­тия. Ес­ли в стра­не фор­му­ли­ру­ет­ся цель по­ст­ро­е­ния ка­пи­та­лиз­ма, смею спро­сить: "А что, в Рос­сии ка­пи­та­лиз­ма до 1917 г. не бы­ло?" Ка­пи­та­лизм был и раз­ви­вал­ся по ка­че­ст­вен­но иной ха­рак­те­ри­с­ти­ке и в кор­не от­ли­чал­ся от су­ще­ст­ву­ю­ще­го ны­не хо­зяй­ст­вен­но­го ук­ла­да в стра­не. Быв­шие ка­пи­та­ли­с­ты Рос­сии не со­зда­ва­ли офф­шор­ные зо­ны, не вы­во­зи­ли свой ка­пи­тал за гра­ни­цу, а вкла­ды­ва­ли его в раз­ви­тие стра­ны. Этим капитализм от­ли­чал­ся в луч­шую сто­ро­ну от ны­не су­ще­ст­ву­ю­щих оли­гар­хов. Но это уже прой­ден­ный этап Рос­сии, что же ста­вить це­ли, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие прой­ден­ный путь? Це­ли долж­ны быть на­прав­ле­ны на бу­ду­щее.

Це­ле­вая ус­та­нов­ка, ко­то­рой мы долж­ны ру­ко­вод­ст­во­вать­ся, — это со­зи­да­ние но­во­го об­ще­ст­ва — об­ще­ст­ва ду­хов­ной ци­ви­ли­за­ции, яд­ром ко­то­рой яв­ля­ет­ся пра­во­сла­вие.

Что та­кое об­ще­ст­во ду­хов­ной ци­ви­ли­за­ции? В этом об­ще­ст­ве на­род, об­ла­да­ю­щий пра­во­слав­ной ве­рой, стре­мит­ся к вы­со­чай­шей ду­хов­но­с­ти и нрав­ст­вен­но­с­ти.

Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся та­кое об­ще­ст­во, ка­ки­ми кри­те­ри­я­ми? Это об­ще­ст­во ха­рак­те­ри­зу­ет­ся пре­об­ла­да­ни­ем ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных цен­но­с­тей жиз­ни над ути­ли­тар­но-ма­те­ри­аль­ны­ми; стрем­ле­ни­ем к вы­со­чай­шей сте­пе­ни нрав­ст­вен­но­с­ти, вы­со­чай­шей сте­пе­нью об­ра­зо­ван­но­с­ти жи­ву­щих в этом об­ще­ст­ве лю­дей, бе­реж­ным от­но­ше­ни­ем к че­ло­ве­ку как лич­но­с­ти. В та­ком об­ще­ст­ве все ре­сур­сы ис­поль­зу­ют­ся на бла­го че­ло­ве­ка, за­клю­ча­ю­ще­е­ся в его ду­хов­ном раз­ви­тии, ре­а­ли­за­ции его твор­че­с­ко­го по­тен­ци­а­ла. Лич­ность здесь ха­рак­те­ри­зу­ет­ся раз­ви­тым чув­ст­вом Ро­ди­ны, вы­со­ким па­т­ри­о­тиз­мом, го­тов­но­с­тью за­щи­ты сво­е­го Оте­че­ст­ва, жерт­вен­ной лю­бо­вью к ближ­ним, в осо­бен­но­с­ти к ста­ри­кам и де­тям.

Об­ще­ст­во ду­хов­ной ци­ви­ли­за­ции так­же ха­рак­те­ри­зу­ет­ся раз­ви­той на­укой, си­с­те­мой здра­во­о­хра­не­ния и спор­та, от­сут­ст­ви­ем в го­су­дар­ст­ве си­с­те­мы иг­ро­во­го биз­не­са и всех яв­ле­ний го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ки, про­ти­во­ре­ча­щих ду­хов­но­му воз­рож­де­нию и по­вы­ше­нию нрав­ст­вен­но­го уров­ня на­ции. Оно об­ла­да­ет под­лин­ной сим­фо­ни­ей вла­с­ти и церк­ви, нерас­то­чи­тель­ным от­но­ше­ни­ем к при­род­ным ре­сур­сам, сбе­ре­же­ни­ем их для по­сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний, в от­ли­чие от ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, куль­ти­ви­ру­ю­щей все воз­ра­с­та­ю­щие ма­те­ри­аль­ные по­треб­но­с­ти и взра­щи­ва­ю­щей об­ще­ст­во по­треб­ле­ния, что ве­дет к под­ры­ву ос­нов ма­те­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия на­ции, про­из­вод­ст­ву бес­смыс­лен­ных, а за­ча­с­тую и вред­ных товаров и услуг.

Об­ще­ст­во ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной ци­ви­ли­за­ции в ос­но­ве сво­ей эко­но­ми­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти ори­ен­ти­ру­ет­ся на ду­хов­но-нрав­ст­вен­ную эко­но­ми­ку, ко­то­рая от­ли­ча­ет­ся от ны­не су­ще­ст­ву­ю­щей. Глав­ным яд­ром та­ко­го об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся се­мья. За­да­ча всех и преж­де все­го го­су­дар­ст­ва — по­всед­нев­ное ее ук­реп­ле­ние, ма­те­ри­аль­ная под­держ­ка со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва, осо­бен­но мно­го­дет­ных се­мей.

По­че­му мы фор­му­ли­ру­ем та­кую це­ле­вую ус­та­нов­ку? Да по­то­му, что в ней за­ло­же­на та ду­хов­ная пра­во­слав­ная ис­ти­на, ко­то­рая яв­ля­ет­ся стерж­не­вой для Рос­сии как пра­во­слав­ной стра­ны. По­то­му что за­пад­ная тех­ни­че­с­кая ци­ви­ли­за­ция, как от­ме­чает, например, С.З. Гон­ча­ро­в, в кор­не от­ли­ча­ет­ся от ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной: "Цель ци­ви­ли­за­ции — про­из­вод­ст­во средств к жиз­ни лю­дей на ос­но­ве тех­ни­ки, то­вар­но-де­неж­ных свя­зей, пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и на­уки, раз­ра­ба­ты­ва­ю­щей тех­но­ло­гии. Тех­ни­ка, день­ги, пра­во, на­ука — та­ко­вы ус­тои за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции. Ог­ра­ни­чен­ность ее со­сто­ит в ре­дук­ции цен­но­с­тей, в све­де­нии ду­ха к ма­те­рии, ду­хов­ной жиз­ни — к ду­шев­ной и те­ле­сно-чув­ст­вен­ной, цен­но­ст­но­го со­зна­ния — к на­уч­но­му, куль­ту­ры — к со­ци­аль­ным тех­но­ло­ги­ям, нрав­ст­вен­но­с­ти — к пра­ву, ис­кус­ст­ва — к ком­мер­че­с­ким зре­ли­щам и нер­ви­ру­ю­щим "шоу", че­ло­ве­че­с­ко­го об­ще­ния — к "со­ци­аль­ным ро­лям", вос­пи­та­ния все­об­щих про­дук­тив­но-твор­че­с­ких сил че­ло­ве­ка — к фор­ми­ро­ва­нию про­фес­си­о­наль­ных зна­ний и уме­ний, пол­но­ты на­ци­о­наль­ной жиз­ни и куль­ту­ры — к ин­тер­на­ци­о­наль­ным стан­дар­там мы­ш­ле­ния, по­треб­ле­ния и по­ве­де­ния, че­ло­ве­че­с­ких ин­ди­ка­то­ров эко­но­ми­ки и уп­рав­ле­ния — к ма­те­ри­аль­но-ве­ще­ст­вен­ным. Ци­ви­ли­за­ция пре­вра­ти­ла тех­ни­ку жиз­ни из сред­ст­ва в са­мо­цель. Она все­ля­ет без­вдох­но­вен­ный, тех­но­ра­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­кий "дух" все­об­ще­го уп­ро­ще­ния, опо­ш­ле­ния и ус­ред­не­ния по еди­ным стан­дар­там внеш­ней жиз­ни и пре­вра­ща­ет лю­дей в од­но­род­ные ку­би­ки для внеш­не­го ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния. Она под­ме­ни­ла "ари­с­то­кра­тию" (власть луч­ших) "де­мо­кра­ти­ей" (ка­че­ст­во — ко­ли­че­ст­вом).

Се­го­дня куль­тур­ное твор­че­ст­во воз­мож­но во­пре­ки ус­та­нов­кам за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции бла­го­да­ря ос­тат­кам "тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ст­ва", где глав­ным яв­ля­ет­ся чув­ст­во род­ст­ва, род­но­го, Ро­ди­ны, на­ци­о­наль­ные тра­ди­ции и "жи­во­тво­ря­щие свя­ты­ни". Отсюда вста­ет во­прос: раз­ве мы мо­жем ид­ти по пу­тям за­пад­ной тех­ни­че­с­кой ци­ви­ли­за­ции, взяв за ос­но­ву ее си­с­те­му цен­но­с­тей? Раз­ве за ты­ся­че­лет­нюю свою ис­то­рию Рос­сия не вы­ра­бо­та­ла свою на­ци­о­наль­ную си­с­те­му цен­но­с­тей, в ос­но­ве ко­то­рой по­ло­жен дух пра­во­сла­вия, пра­во­слав­ной ве­ры? Раз­ве зря на­ши пред­ки ос­во­и­ли та­кую ог­ром­ную тер­ри­то­рию, пре­вра­тив ее не про­сто в ме­с­то про­жи­ва­ния, а в ме­с­то спа­се­ния бо­го­моль­но­го на­ро­да?

По­это­му раз­ве не яв­ля­ет­ся за­да­чей на­уки и в пер­вую оче­редь ин­тел­ли­ген­ции по­ста­вить во­прос: ка­ко­вы глу­бин­ные при­чи­ны кри­зи­са, пе­ре­жи­ва­е­мо­го Рос­си­ей в ны­неш­нее вре­мя? По­ста­вить этот во­прос и до­не­с­ти до на­ро­да глу­бин­ные при­чи­ны кри­зи­са, о ко­то­рых не­ус­тан­но­го го­во­рит на­ша Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

При­чи­на глав­ная и ос­но­во­по­ла­га­ю­щая — ду­хов­ный кри­зис, вы­ход из ко­то­ро­го воз­мо­жен и не­об­хо­дим че­рез ве­ру пра­во­слав­ную, по­вы­ше­ние нрав­ст­вен­но­го са­мо­со­зна­ния на­рода. Важ­но изу­чить ис­ход это­го кри­зи­са и про­яв­ле­ние его в раз­лич­ных об­ла­с­тях жиз­ни: эко­но­ми­ке, на­уке, об­ра­зо­ва­нии, здра­во­о­хра­не­нии, си­с­те­мах жиз­не­обе­с­пе­че­ния об­ще­ст­ва, уп­рав­ле­нии го­су­дар­ст­вом, си­ло­вых струк­ту­рах, ар­мии, про­мы­ш­лен­ной по­ли­ти­ке, куль­ту­ре и т.д. В каж­дой из на­зван­ных об­ла­с­тей бу­дет ра­бо­тать свой ме­ха­низм оз­до­ров­ле­ния. Но в каж­дом из них долж­на быть за­ло­же­на ду­хов­но-нрав­ст­вен­ная пра­во­слав­ная ос­но­ва. По­это­му пе­ред на­ми, уче­ны­ми и пе­да­го­га­ми, пре­по­да­ва­те­ля­ми и вос­пи­та­те­ля­ми, пе­ред мыс­ля­щей ин­тел­ли­ген­ци­ей, сто­ит кон­крет­ная не­пре­хо­дя­щая за­да­ча под­лин­но­го во­цер­ков­ле­ния. На­чи­нать на­до с се­бя. Как го­во­рил Се­ра­фим Са­ров­ский: "Спа­сай­ся сам — и во­круг те­бя спа­сут­ся ты­ся­чи".

Ко­неч­но, это ма­лень­кая кру­пи­ца в мо­ре дел до­б­ра, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо со­вер­шить для на­ро­да Рос­сии, но эти де­ла на­прав­ле­ны на бу­ду­щие по­ко­ле­ния, ко­то­рым при­дет­ся обу­с­т­ра­и­вать Рос­сию, это и за­лог на­ше­го с ва­ми спа­се­ния. По­это­му пер­вей­шая за­да­ча об­ще­ст­вен­ных на­ук, уче­ных — дать те­о­ре­ти­че­с­кую ос­но­ву и обос­но­ва­ние ду­хов­но-нрав­ст­вен­но­го об­ще­ст­ва, а мыс­ля­щей ин­тел­ли­ген­ции — по­ве­с­ти на­ро­ды Рос­сии к но­вым вер­ши­нам ду­хов­но-нрав­ст­вен­но­го раз­ви­тия. Из­ме­нит­ся ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный кли­мат в на­шем Оте­че­ст­ве в луч­шую сто­ро­ну, мы ес­те­ст­вен­но вый­дем на тра­ек­то­рию раз­ви­тия ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной эко­но­ми­ки. Те­о­ре­ти­ко-эко­но­ми­че­с­кая и прак­ти­че­с­кая мысль долж­ны раз­ви­вать­ся в этом на­прав­ле­нии. Это ма­ги­с­т­раль­ный путь раз­ви­тия Рос­сии. Гос­подь бла­го­сло­вит нас и по­мо­жет нам, ибо ска­за­но: "Без ме­ня не мо­же­те тво­ри­ти ни­че­со­же". Или, в варианте русской народной пословицы, "без Бога ни до порога".

По­че­му та­кая цель име­ет пер­спек­ти­ву? Во-пер­вых, она пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ет пре­об­ра­же­ние че­ло­ве­ка, его оду­хо­тво­ре­ние. Та­кая цель тес­но свя­за­на с Бо­гом. Во-вто­рых, в дан­ное вре­мя по­ка в ми­ре не ста­ви­лась цель по­ст­ро­е­ния ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной ци­ви­ли­за­ции. И с этих по­зи­ций Рос­сия вы­сту­па­ет как ли­дер в пра­во­слав­ном ми­ре, объ­е­ди­няющий ду­хов­но все пра­во­слав­ные на­ро­ды. В-тре­ть­их, та­кая цель яв­ля­ет­ся пре­ем­ст­вен­ной, ибо на­ша ис­то­рия рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва по­ка­зы­ва­ет: ког­да на­ши пред­ки при­ня­ли пра­во­сла­вие — ро­ди­лась Рос­сия, на­род стал на­ци­ей. Ког­да Рос­сия не от­хо­ди­ла от сво­их пра­во­слав­ных тра­ди­ций, пра­во­слав­ной ве­ры, ук­реп­ля­ла пра­во­слав­ную ве­ру в на­ро­де, тог­да до­сти­га­ла вы­со­чай­ших вы­сот в го­су­дар­ст­вен­ном стро­и­тель­ст­ве, воз­вы­ше­нии Рос­сии, бла­го­по­лу­чия ее на­ро­дов. И на­обо­рот, от­ходя от сво­ей ве­ры, сво­их тра­ди­ций, сво­ей куль­ту­ры, встав на путь за­им­ст­во­ва­ния, Рос­сия шла к упад­ку. Сей­час мы и яв­ля­ем­ся сви­де­те­ля­ми ны­неш­не­го со­сто­я­ния.

Го­во­рят, этот че­ло­век ду­хов­ный. Что зна­чит ду­хов­ный? Это зна­чит чист сво­ей ду­шой, не по­гря­за­ет в гре­хов­но­с­ти. По­это­му пер­вым ша­гом оз­до­ров­ле­ния сво­ей ду­ши, пер­вым ша­гом на пу­ти к ду­хов­но­с­ти яв­ля­ет­ся ви­де­ние сво­их гре­хов. По­это­му в ре­ше­нии за­дач по до­сти­же­нию по­став­лен­ной це­ли — по­ст­ро­е­ние ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной ци­ви­ли­за­ции. Ви­де­ние сво­их гре­хов — это и есть пер­вые ша­ги на пу­ти к ду­хов­но­с­ти, к по­ст­ро­е­нию ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной ци­ви­ли­за­ции.

В чем же гре­хи на­ше­го об­ще­ст­ва? В том, что мы вста­ли на путь под­ра­жа­тель­ст­ва за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции. За­быв, о сво­ей ис­то­рии, сво­ей куль­ту­ре и, ко­неч­но, пра­во­слав­ной ве­ре. А в хо­зяй­ст­вен­ной прак­ти­ке мы все де­ла­ем, на­обо­рот, про­тив сво­ей куль­ту­ры, сво­их тра­ди­ций, сво­е­го мен­та­ли­те­та, сво­ей ве­ры, стре­мясь со­здать об­раз за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции.

Та­ким об­ра­зом, ес­ли ве­с­ти речь о пе­ре­хо­де на но­вый тип хо­зяй­ст­во­ва­ния, к ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной эко­но­ми­ке, то сле­ду­ет вы­де­лить два вза­и­мо­свя­зан­ных по­то­ка. Пер­вый по­ток — это по­ток ду­хов­но­го де­ла­ния, стрем­ле­ние к вос­соз­да­нию Свя­той Ру­си. Вот глав­ное, к че­му мы долж­ны стре­мить­ся. Это по­тре­бу­ет на­пря­же­ния и ог­ром­ной ра­бо­ты по во­цер­ков­ле­нию на­ро­да. Во­цер­ков­ле­ние — это но­вый об­раз жиз­ни че­ло­ве­ка, об­ре­те­ние им кра­со­ты пра­во­слав­ной ве­ры, ут­верж­де­ние в Ду­хе и Ис­ти­не. К это­му мы долж­ны стре­мить­ся в пер­вую оче­редь. Мы долж­ны встать на путь ду­хов­но­го об­нов­ле­ния, оду­хо­тво­рить на­шу жизнь, что­бы быть спо­соб­ны­ми со­зда­вать вто­рой по­ток — по­ст­ро­е­ние но­во­го ти­па хо­зяй­ст­ва. Эти два по­то­ка вза­и­мо­свя­за­ны. Пер­вый яв­ля­ет­ся гла­вен­ст­ву­ю­щим, он фор­ми­ру­ет ос­но­ву и спо­соб­ст­ву­ет воз­ник­но­ве­нию ду­хов­но-нрав­ст­вен­но­го хо­зяй­ст­ва. Но и но­вый тип хо­зяй­ст­во­ва­ния, как не­об­хо­ди­мое сред­ст­во и ус­ло­вие, спо­соб­ст­ву­ет ду­хов­но­му воз­ра­с­та­нию че­ло­ве­ка.

В этих це­лях не­об­хо­ди­мо осу­ще­ст­вить ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, что­бы пре­одо­леть тот ду­хов­ный за­стой и нрав­ст­вен­ный упа­док, ко­то­рый про­изо­шел в на­шем на­ро­де за вре­мя ате­и­с­ти­че­с­ко­го прав­ле­ния.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, что­бы об­ре­с­ти силь­ную, не­за­ви­си­мую Рос­сию.

Нам нуж­на толь­ко силь­ная Рос­сия во всем и в пер­вую оче­редь в ду­хов­но-нрав­ст­вен­ном со­сто­я­нии.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, по­то­му что пра­во­слав­ная ду­хов­ность есть ос­но­ва воз­рож­де­ния Рос­сии.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв сей­час, се­го­дня, ибо за­в­т­ра мо­жет быть уже по­зд­но, так мы мо­жем столк­нуть­ся с не­о­бра­ти­мы­ми по­след­ст­ви­я­ми рас­па­да со­ци­у­ма, по­те­ри го­су­дар­ст­вен­но­с­ти, по­ра­бо­ще­ния на­ро­дов Рос­сии.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, по­то­му что он не­об­хо­дим для воз­рож­де­ния на­ше­го хо­зяй­ст­ва, подъ­е­ма на­шей эко­но­ми­ки.

В на­сто­я­щее вре­мя мы про­шли нис­хо­дя­щую ветвь упад­ка эко­но­ми­ки, и пе­ред на­ми сто­ит во­прос вы­бо­ра тра­ек­то­рии раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва. И этот век­тор тра­ек­то­рии на­пря­мую за­ви­сит от ду­хов­но-нрав­ст­вен­но­го со­сто­я­ния на­ро­да. Вер­нем­ся по­все­ме­ст­но к на­шим пра­во­слав­ным ис­то­кам, к на­шим пра­во­слав­ным цен­но­с­тям, вос­ста­вим во гла­ву стрем­ле­ние жить по за­по­ве­дям Бо­жи­им — об­ре­тем все: нрав­ст­вен­ное оз­до­ров­ле­ние на­ро­да, силь­ное не­за­ви­си­мое го­су­дар­ст­во, пра­ви­тель­ст­во, под­лин­но за­бо­тя­ще­е­ся о на­ро­де, но­вую ду­хов­но-нрав­ст­вен­ную эко­но­ми­ку, оз­до­ров­лен­ную при­ро­ду, спо­соб­ность к со­хра­не­нию тер­ри­то­рии, пе­ре­до­вую на­уку и под­лин­ное рос­сий­ское об­ра­зо­ва­ние. Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, что­бы ук­ре­пить на­шу се­мью, что­бы пре­одо­леть вы­ми­ра­ние рус­ско­го на­ро­да как го­су­дар­ст­во­об­ра­зу­ю­ще­го эт­но­са.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, что­бы об­ре­с­ти ду­хов­ную си­лу, как един­ст­вен­но пра­виль­ную в про­ти­во­сто­я­нии тен­ден­ци­ям гло­ба­ли­за­ции, в про­ти­во­сто­я­нии по­ро­кам за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции, рас­тле­ва­ю­щим наш на­род и за­хле­ст­нув­шим на­ше об­ще­ст­во.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, что­бы иметь силь­ную ар­мию, за­щи­ща­ю­щую свое Оте­че­ст­во, ду­хов­но-нрав­ст­вен­ное офи­цер­ст­во с не­пре­хо­дя­щи­ми тра­ди­ци­я­ми рус­ской ар­мии, ру­ко­вод­ст­ву­ю­ще­е­ся на­ши­ми ве­ко­вы­ми тра­ди­ци­я­ми за­щи­ты Оте­че­ст­ва.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, что­бы не по­те­рять на­шу по­бе­ду, при­не­сен­ную на­ши­ми от­ца­ми, де­да­ми и ма­те­ря­ми, что­бы дух по­бе­ды был не­ис­ся­ка­ем, что­бы дух по­бе­ды про­ник в по­ры со­зна­ния мо­ло­до­го по­ко­ле­ния, что­бы дух по­бе­ды воз­ра­с­тал в их мо­ло­дых серд­цах, ибо толь­ко дух по­бе­ды до­б­ра, спра­вед­ли­во­с­ти и люб­ви по­ве­дет их к но­вым вы­со­там, на ко­то­рые долж­на под­нять­ся Рос­сия.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, что­бы со­брать все со­зи­да­ю­щие си­лы Рос­сии, лю­бя­щих Рос­сию, го­то­вых, не по­кла­дая рук, по­тру­дить­ся над ее воз­рож­де­ни­ем к Свя­той Ру­си.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, что­бы воз­рос­ла куль­ту­ра дру­гих на­ро­дов, на­се­ля­ю­щих Рос­сию, ибо толь­ко с уси­ли­ем, а не с ос­лаб­ле­ни­ем пра­во­сла­вия ок­реп­нет и на­бе­рет си­лу не толь­ко рус­ский на­род, ко­то­рый тра­ди­ци­он­но — пра­во­слав­ный, но и ок­реп­нут и на­бе­рут си­лу дру­гие на­ро­ды, на­се­ля­ю­щие Рос­сию. Про­изой­дет рас­цвет мно­го­на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры на­шей Рос­сии.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, что­бы адек­ват­но вре­ме­ни и сверх­за­да­чам, сто­я­щим пе­ред на­шим на­ро­дом, под­ня­лись с ко­лен на­ша ли­те­ра­ту­ра и по­эзия, по­яви­лись но­вые До­сто­ев­ские и Тур­ге­не­вы, Пуш­ки­ны и Лер­мон­то­вы, что­бы Русь свя­тая не­пре­рыв­но ро­жа­ла на­ших ду­хов­ных пра­вед­ни­ков, ка­ки­ми бы­ли Сер­гий Ра­до­неж­ский, Си­ме­он Вер­хо­тур­ский, Се­ра­фим Са­ров­ский, Ио­анн Крон­штадт­ский.

Нам ну­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный про­рыв, по­то­му что это глав­ный путь спа­се­ния и воз­рож­де­ния Рос­сии.

Бог ожи­да­ет от нас, что­бы мы при­шли к по­ка­я­нию, то есть к из­ме­не­нию об­ра­за жиз­ни. На­ча­ли жить по Хри­с­то­вым за­по­ве­дям. По­ня­ли, на­ко­нец, на­чи­ная с вы­со­ко­го ру­ко­вод­ст­ва стра­ны и за­кан­чи­вая каж­дым че­ло­ве­ком, что весь кри­зис, пе­ре­жи­ва­е­мый на­ро­да­ми Рос­сии, име­ет ду­хов­ную и нрав­ст­вен­ную ос­но­ву. С воз­рож­де­ния ду­хов­но­с­ти и по­вы­ше­ния нрав­ст­вен­но­с­ти на­до на­чи­нать. Пре­одо­ле­ем ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный кри­зис — и все у нас обу­с­т­ро­ит­ся: се­мья ок­реп­нет, го­су­дар­ст­во на­бе­рет си­лу, ру­ко­вод­ст­во стра­ны сой­дет с тра­ек­то­рии за­пад­но­го раз­ви­тия, при­ори­те­та за­пад­ных цен­но­с­тей и возь­мет на во­ору­же­ние под­лин­но на­ци­о­наль­ные цен­но­с­ти, и, как след­ст­вие, эко­но­ми­ка на­бе­рет не­об­хо­ди­мые тем­пы, и про­изой­дет из­ме­не­ние ее ук­ла­да.

Для то­го, что­бы по­дой­ти к стро­и­тель­ст­ву ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной ци­ви­ли­за­ции, не­об­хо­ди­мо ска­зать, кем мы в на­сто­я­щее вре­мя яв­ля­ем­ся? Или мы по­лу­ате­и­с­ты, или по­лу­пра­во­слав­ные, по­луз­а­пад­ни­ки, по­лу­па­т­ри­о­ты? Мы по­те­ря­ли са­мо­со­зна­ние. Не воз­вра­тив его, мы ни­че­го не смо­жем сде­лать. Ни уси­лить го­су­дар­ст­во, вер­нуть­ся к сво­ей ве­ре, ни про­ве­с­ти мо­дер­ни­за­цию, ни об­но­вить и ос­на­с­тить свою ар­мию. И эта ог­ром­ная за­да­ча ло­жит­ся на пле­чи Пра­во­слав­ной Церк­ви и об­ра­зо­ва­ния. Что мож­но ска­зать о се­го­дняш­ней си­с­те­ме об­ра­зо­ва­ния? По­роч­ность дан­ной си­с­те­мы об­ра­зо­ва­ния в це­лом, в ча­ст­но­с­ти, выс­шем, за­клю­ча­ет­ся в том, что она да­ет про­фес­си­о­наль­ные зна­ния че­ло­ве­ку, но не об­ра­ща­ет вни­ма­ния на глав­ное — серд­це че­ло­ве­ка, не пре­об­ра­зу­ет че­ло­ве­ка в лич­ность.

XXI век — ин­тел­лек­ту­а­ли­за­ции тру­да. Во всех го­су­дар­ст­вах идет по­иск та­лан­тов. Тра­тят­ся ог­ром­ные сред­ст­ва на под­го­тов­ку вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ных граж­дан. На­уч­ный об­ра­зо­ва­тель­ный по­тен­ци­ал рас­сма­т­ри­ва­ет­ся сей­час ве­ду­щи­ми ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­ки­ми дер­жа­ва­ми как при­ори­тет­ный в на­ци­о­наль­ной стра­те­гии бе­зо­пас­но­с­ти сво­их стран. В этих ус­ло­ви­ях роль и зна­че­ние си­с­те­мы об­ра­зо­ва­ния зна­чи­тель­но воз­ра­с­та­ют.

Зна­ния ста­но­вят­ся дви­жи­те­лем на­ции к со­вер­шен­ст­ву. Воз­ни­ка­ют во­про­сы. Как мы долж­ны стро­ить свою на­ци­о­наль­ную си­с­те­му об­ра­зо­ва­ния? Все ли пе­ре­ни­мать из за­пад­ной си­с­те­мы об­ра­зо­ва­ния? Ка­ким об­ра­зом учи­ты­вать на­ши на­ци­о­наль­ные осо­бен­но­с­ти? Как го­то­вить на­ци­о­наль­ные эко­но­ми­че­с­кие ка­д­ры для бу­ду­щей, гря­ду­щей ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной эко­но­ми­ки Рос­сии? Ка­д­ры, ко­то­рые бы­ли бы не об­ре­ме­не­ны по­ро­ка­ми XX сто­ле­тия. А их нужно подготовить, образовать. Но что та­кое об­ра­зо­ва­ние? Об­ра­зо­ва­ние — от сло­ва "об­раз". Так по ка­ко­му об­ра­зу вы об­ра­зо­вы­ва­е­те или пы­та­е­тесь об­ра­зо­вать че­ло­ве­ка?

По об­ра­зу на­ше­го Спа­си­те­ля Ии­су­са Хри­с­та — толь­ко тог­да это на­сто­я­щее об­ра­зо­ва­ние. Об­ра­зо­ва­ние, при­бли­жа­ю­щее че­ло­ве­ка к по­ни­ма­нию глав­но­го смыс­ла его жиз­ни. Ес­те­ст­вен­но, стерж­не­вой опо­рой та­ко­го об­ра­зо­ва­ния мо­жет быть толь­ко Пра­во­сла­вие. Имен­но оно, яв­ля­ясь серд­це­ви­ной та­ко­го об­ра­зо­ва­ния, да­ет че­ло­ве­ку по­знать це­ло­ст­ное вос­при­я­тие все­го ми­ро­зда­ния. И в прак­ти­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти ву­за, пра­во­слав­ный свя­щен­ник, Храм долж­ны быть не­отъ­ем­ле­мы­ми ча­с­тя­ми еди­но­го ву­зов­ско­го ор­га­низ­ма.

Имен­но стрем­ле­ние к ду­хов­но­му со­вер­шен­ст­ву долж­но быть глав­ным со­дер­жа­ни­ем и оп­рав­да­ни­ем су­ще­ст­во­ва­ния ву­за. Это та нрав­ст­вен­ная вы­со­та, на ко­то­рую каждый вуз дол­жен и обя­зан на­це­ли­вать сво­е­го вы­пу­ск­ни­ка.

В Рос­сии во­пре­ки все­му и вся от­ст­ра­и­ва­ют­ся пра­во­слав­ные хра­мы, стро­ят­ся но­вые. Вновь зво­нят ко­ло­ко­ла, при­зы­вая рос­сий­ский на­род в хра­мы Бо­жии на по­ка­я­ние. По­ка­я­ние по-гре­че­с­ки — ме­та­ние, из­ме­не­ние об­ра­за жиз­ни. По­ка­я­ние за то, что мы в сво­ей об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­с­ти все еще за­ту­ма­ни­ва­ем неза­мут­нен­ные дет­ские го­ло­вки по­ба­сен­ка­ми: би­о­ло­га о том, что че­ло­век про­изо­шел от обе­зь­я­ны; ма­те­ма­ти­ка, не по­няв­ше­го, что дваж­ды два че­ты­ре это не ис­ти­на, а толь­ко тож­де­ст­во, ибо ис­тин­ных зна­ний без люб­ви к Бо­гу не мо­жет быть; эко­но­ми­с­та, по­за­быв­ше­го ве­ко­вые прин­ци­пы и тра­ди­ции на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки и ис­по­ве­ду­ю­ще­го за­пад­ный эко­но­ми­че­с­кий рай в со­вре­мен­ных рос­сий­ских эко­но­ми­че­с­ких ву­зах, до­пу­с­тив­ше­го за­пол­не­ние биб­ли­о­тек тол­стен­ны­ми фо­ли­ан­та­ми "эко­но­микс". Раз­го­ва­ри­вая со сту­ден­та­ми язы­ком мар­ке­тин­га и ме­недж­мен­та, обед­няем рус­ский про­фес­си­о­наль­ный эко­но­ми­че­с­кий язык.

Мож­но ска­зать: до­воль­но, по­ра жить сво­им умом. Ибо про­шла ин­ду­с­т­ри­аль­ная эпо­ха — на по­ро­ге эпо­ха ду­хов­но­с­ти. Имен­но в ней бу­дет за­клю­чать­ся ос­нов­ной смысл жиз­ни Рос­сии ее пред­наз­на­че­ние.

Мы долж­ны прий­ти к по­ни­ма­нию то­го, что не храм при ву­зе, а вуз при Хра­ме. Пра­во­слав­ный Храм дол­жен быть серд­цем уни­вер­си­те­та. В си­с­те­ме об­ра­зо­ва­ния долж­ны быть за­ло­же­ны три важ­ней­ших прин­ци­па. Пер­вое — это ду­хов­ность, второе — фун­да­мен­таль­ность, и тре­тье — це­ло­ст­ность.

Мы ви­дим, что па­де­ние нрав­ст­вен­но­с­ти, на­ра­с­та­ние без­ве­рия и от­ход от сво­ей род­ной пра­во­слав­ной ве­ры яви­лись пер­во­при­чи­ной ны­неш­ней ка­та­ст­ро­фы. Ког­да мы под­ру­би­ли свои кор­ни, по­гу­би­ли кре­с­ть­ян­ст­во, ста­ли бе­зум­но ру­шить свои пра­во­слав­ные хра­мы, мы по­лу­чи­ли то, что име­ем се­го­дня. Имен­но сей­час на­ция долж­на прий­ти к по­ка­я­нию, а зна­чит — к из­ме­не­нию об­ра­за жиз­ни. По­это­му мы долж­ны из­брать тра­ек­то­рию раз­ви­тия, вы­во­дя­щую нас на ду­хов­но-нрав­ст­вен­ную эко­но­ми­ку. Те­о­ре­ти­ко-эко­но­ми­че­с­кая и по­ли­ти­че­с­кая мысль долж­ны раз­ви­вать­ся в этом на­прав­ле­нии. Это ма­ги­с­т­раль­ный путь раз­ви­тия Рос­сии.

Сей­час ча­с­то в эко­но­ми­че­с­кой ли­те­ра­ту­ре упо­ми­на­ет­ся о пе­ре­ход­ном эта­пе эко­но­ми­ки Рос­сии.

На­пра­ши­ва­ет­ся во­прос. Пе­ре­ход ку­да и к че­му? К так на­зы­ва­е­мой ры­ноч­ной эко­но­ми­ке по за­пад­но­му об­раз­цу? Что это — ге­ни­аль­ный шаг впе­ред? Нет, ко­неч­но. Ры­нок, как ин­ст­ру­мент дав­но из­ве­с­тен. Важ­но ведь не про­сто ис­поль­зо­ва­ние эко­но­ми­че­с­ко­го ин­ст­ру­мен­та. Важ­но, для ка­ких це­лей он ис­поль­зу­ет­ся. В за­пад­ной мо­де­ли ры­ноч­ной эко­но­ми­ки как раз и про­изо­ш­ла под­ме­на це­лей на сред­ст­ва. Це­ли под­ме­не­ны сред­ст­ва­ми, и в ре­зуль­та­те сфор­ми­ро­ва­но по­тре­би­тель­ское об­ще­ст­во, за­во­дя­щее ци­ви­ли­за­цию в ту­пик.

Ка­ко­ва ос­нов­ная цель ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной эко­но­ми­ки, ее про­бле­мы и па­ра­ме­т­ры, ее об­ще­ст­вен­ное зна­че­ние, ее глав­ный смысл?

Ду­хов­но-нрав­ст­вен­ная эко­но­ми­ка — это эко­но­ми­ка, ба­зи­ру­ю­ща­я­ся на пра­во­слав­ных ду­хов­ных прин­ци­пах и нрав­ст­вен­ных нор­мах и вы­сту­па­ю­щая как не­об­хо­ди­мое сред­ст­во спа­се­ния и ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­ва че­ло­ве­ка.

Ее глав­ная цель — спа­се­ние ду­ши, ду­хов­ное со­вер­шен­ст­во че­ло­ве­ка. Эко­но­ми­ка не мо­жет быть ото­рва­на от че­ло­ве­ка, она со­зда­ет­ся че­ло­ве­ком и для че­ло­ве­ка. Глав­ным в этой эко­но­ми­ке яв­ля­ет­ся че­ло­век, его ду­хов­ное со­вер­шен­ст­во, его же­ла­ния, его на­деж­ды. Его по­треб­но­с­ти не мо­гут быть ог­ра­ни­че­ны толь­ко ма­те­ри­аль­ной со­став­ля­ю­щей. Да, она не об­хо­ди­ма, но не она яв­ля­ет­ся глав­ным для че­ло­ве­ка. При­ори­тет­ным яв­ля­ет­ся его ду­хов­ное со­вер­шен­ст­во, и толь­ко по­сле это­го сле­ду­ет ве­с­ти речь о цен­но­с­тях ма­те­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра.

По­это­му во­прос о це­ли хо­зяй­ст­во­ва­ния нель­зя ре­шить так, как его пред­ла­га­ет ры­ноч­ная эко­но­ми­ка. Без уче­та ду­хов­ных цен­но­с­тей, ко­то­рые яв­ля­ют­ся гла­вен­ст­ву­ю­щи­ми для че­ло­ве­ка, нель­зя до­стиг­нуть глав­ной це­ли эко­но­ми­ки, ог­ра­ни­чи­вая смысл хо­зяй­ст­во­ва­ния лишь до­ста­точ­ным удов­ле­тво­ре­ни­ем по­треб­но­с­тей в то­ва­рах и ус­лу­гах.

Ес­ли этим мы ог­ра­ни­чи­ва­ем круг хо­зяй­ст­во­ва­ния, то здесь как раз и про­ис­хо­дит под­ме­на под­лин­ных це­лей на сред­ст­ва, что мы и на­блю­да­ем в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке за­пад­но­го об­раз­ца.

Имен­но пра­во­слав­ные прин­ци­пы от­ве­ча­ют свя­то­оте­че­с­ким ус­то­ям на­ро­да, сфор­ми­ро­вав­шим­ся за ты­ся­чу лет на Ру­си. От­сю­да вы­вод: нель­зя ве­с­ти свое хо­зяй­ст­во, свою эко­но­ми­ку в Рос­сии, иг­но­ри­руя свя­то­оте­че­с­кие ус­тои на­ро­да. Толь­ко эко­но­ми­ка, ори­ен­ти­ро­ван­ная на ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный ми­ро­по­ря­док, спо­соб­на обес­пе­чить глав­ное со­дер­жа­ние за­ко­на нрав­ст­вен­но­с­ти при­ме­ни­тель­но к хо­зяй­ст­ву. Ибо во­прос о су­ти эко­но­ми­ки, ее глав­ных це­лях не­от­де­лим от ду­хов­но­с­ти. Осо­бую зна­чи­мость при­об­ре­та­ют са­ми прин­ци­пы ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной эко­но­ми­ки, ее от­но­ше­ние к тру­ду, бо­гат­ст­ву, соб­ст­вен­но­с­ти, зем­ле, ок­ру­жа­ю­ще­му че­ло­ве­ка ми­ру.

Есть два ти­па со­зна­ния: со­зна­ние рус­ской ци­ви­ли­за­ции и со­зна­ние за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции, — по­рож­да­ю­щие раз­лич­ные ти­пы эко­но­ми­ки и мо­де­ли хо­зяй­ст­ва.

Пер­вая в сво­ем пре­дель­ном, выс­шем со­сто­я­нии — ду­хов­но-нрав­ст­вен­ная эко­но­ми­ка. Она на­прав­ле­на на спа­се­ние че­ло­ве­ка, его ду­хов­ное раз­ви­тие, со­дер­жит при­ори­тет ду­хов­но­го над ма­те­ри­аль­ном. Дру­гая эко­но­ми­ка на­прав­ле­на на раз­ру­ше­ние че­ло­ве­ка, на раз­гул его стра­с­тей и в ко­неч­ном ито­ге, ес­ли по­смо­т­реть до кон­ца, до пре­дель­но­го ис­хо­да, ве­дет к по­ги­бе­ли.

В сво­ем стра­те­ги­че­с­ком раз­ви­тии эко­но­ми­ка Рос­сии долж­на опи­рать­ся на те кри­те­рии и прин­ци­пы, ко­то­рые бы сти­му­ли­ро­ва­ли хо­зяй­ст­вен­ную ак­тив­ность, от­ве­ча­ли тем це­ле­вым ус­та­нов­кам эко­но­ми­ки, о ко­то­рых го­во­ри­лось вы­ше, что­бы эти це­ли не под­ме­ня­лись сред­ст­ва­ми и спо­соб­ст­во­ва­ли спа­се­нию ду­ши че­ло­ве­ка.

Ос­но­ва не­за­ви­си­мо­с­ти Рос­сии — ду­хов­ная, то есть Пра­во­слав­ная. Все про­чие ос­но­вы мо­гут иметь си­лу толь­ко при ус­ло­вии опо­ры на хри­с­ти­ан­ские ду­хов­ные цен­но­с­ти. Это на­пря­мую сле­ду­ет от­не­с­ти к эко­но­ми­ке, к вос­ста­нов­ле­нию и уп­ро­че­нию ее ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной ос­но­вы. При этом в стра­те­гии ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной эко­но­ми­ки долж­на быть сфор­му­ли­ро­ва­на гло­баль­ная на­ци­о­наль­ная цель. Пе­ред на­ци­ей долж­на быть по­став­ле­на сверх­за­да­ча. Имен­но она мо­жет объ­е­ди­нить на­цию. Та­кой на­ци­о­наль­ной сверх­за­да­чей яв­ля­ет­ся по­ст­ро­е­ние ду­хов­но — нрав­ст­вен­ной ци­ви­ли­за­ции. Вот на­ци­о­наль­ная сверх­за­да­ча Рос­сии на пред­сто­я­щий век.

Ис­хо­дя из это­го, мы, мо­жет быть, впер­вые долж­ны по­вер­нуть­ся ли­цом к че­ло­ве­ку, по­нять, осо­знать и оце­нить, что граж­да­нин Рос­сии — это ве­ли­чай­шее до­сто­я­ние го­су­дар­ст­ва и все сде­лать для его са­мо­ре­а­ли­за­ции. Раз­во­рот к че­ло­ве­ку как к са­мо­му бес­цен­но­му, что име­ет­ся в го­су­дар­ст­ве, да­ет нам воз­мож­ность по­дой­ти к оцен­ке па­ра­ме­т­ров ка­че­ст­ва жиз­ни, ос­но­вой ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся на­ли­чие соб­ст­вен­но­го, се­мей­но­го, а не кол­лек­тив­но­го жи­лья из мрач­ных мно­го­эта­жек, ис­ка­зив­ших об­лик на­ших рос­сий­ских го­ро­дов. Мы долж­ны ска­зать "нет" уве­ли­че­нию ме­га­по­ли­сов. Те­зис "каж­до­му рос­си­я­ни­ну — свой до­б­рот­ный дом" — как раз яв­ля­ет­ся сво­е­вре­мен­ным. Вот то ос­нов­ное зве­но, взяв­шись за ко­то­рое, мы смо­жем рас­кру­тить ма­хо­вик эф­фек­тив­ной че­ло­ве­че­с­кой эко­но­ми­ки. Мы да­же не за­ме­тим, как от­ст­ро­им Рос­сию. Муж­чи­на по­чув­ст­ву­ет се­бя под­лин­ным гла­вой се­мьи. Мы об­ре­тем ро­до­вые гнез­да, из­ме­ним об­лик рос­сий­ских го­ро­дов, фор­ми­ру­ю­щий­ся об­лик ко­то­рых не при­сущ ду­ху Рос­сии, пре­кра­тим тра­тить без­душ­но люд­ские воз­мож­но­с­ти и при­род­ные ре­сур­сы, по­ст­ро­им но­вые ти­пы школ, по­пра­вим здо­ро­вье, уве­ли­чим рож­да­е­мость, от­ст­ро­им по­ру­шен­ные пра­во­слав­ные хра­мы, вер­нем­ся к на­шей ве­ре и не да­дим по­гиб­нуть на­ции ве­ли­ко­рос­сов. Для это­го у нас есть все: ты­ся­че­лет­няя пра­во­слав­ная ве­ра, ог­ром­ная тер­ри­то­рия, энер­го­ре­сур­сы, та­лант­ли­вый са­мо­быт­ный на­род. В Рос­сии все­гда бы­ли, есть и бу­дут лю­ди, спо­соб­ные к ре­ше­нию сверх­за­дач.

1.0x