Сообщество «На русском направлении» 00:00 8 октября 2015

Белый кот на воеводстве

Продовольственная помощь населению могла бы при правильном подходе к делу стать важным стимулом развития сельского хозяйства. Но тогда цены на продукты надо не давить, а, напротив, дать им подняться. Тогда сельское хозяйство способно стать привлекательной зоной приложения капитала. Капитал пошёл бы в сельское хозяйство, что потянуло бы за собой смежные отрасли: производство семян, новых сортов овощей и фруктов, выведение пород скота, производство агрохимии, ветеринарных препаратов, сельхозтехники, хранилищ и т. д. Это создало бы новые рабочие места, повысило бы зарплаты. Неимущих защитит государство, а более имущие, и паче того — состоятельные граждане малочувствительны к небольшому повышению цен на продукты.

Минпромторг предложил программу продовольственной помощи нуждающимся — об этом сообщают "Ведомости". Неимущим планируется давать продовольствие по карточкам.

Идея не новая. Такая помощь есть во всех богатых странах, с которых мы пытаемся брать пример. Например, в США продовольственные талоны получают более 46 млн. человек при населении чуть больше 300 млн.

В США продуктовая помощь неимущим — это одновременно и существенная помощь фермерам, которые производят еду. Т. е. это форма субсидирования сельскохозяйственной отрасли.

Возможно ли организовать это у нас — не знаю. Поскольку заняты этим разные ведомства, может оказаться неподъёмной задачей всё это согласовать. То есть сделать так, чтобы у аграриев покупали продукты специально для использования по карточкам. Тогда у сельхозпроизводителей появился бы гарантированный канал сбыта. Это, бесспорно, было бы фактором развития. Но организовать дело — непросто.

Отдельная трудная задача — понять, кто неимущий, а кто — ничего себе. У нас всё настолько перепутано и все экономические процессы находятся в столь глубокой тени, что понять что-то — весьма непростая задача. Граждане и государство находятся в симбиозе взаимного "кидания". Обмануть государство у нас не стыд, а доблесть.

Например, известно, что пенсионеры — это самые неимущие граждане. Но многие пенсионеры работают и хорошо зарабатывают — нелегально: они не заинтересованы в социальных отчислениях на будущую пенсию, поскольку и так её получают. За это их очень любят работодатели; в малом и среднем бизнесе таких — пруд пруди.

Без контроля по месту жительства эффективно определить, кто по-настоящему бедный, — мудрено. Кто должен этим заниматься? Участковый? У него, наверное, своих дел невпроворот… А доносить на соседей, как в Германии, у нас не принято.

Лучше всего давать получателям помощи не денежную субсидию, а натуральную. Положим, раз в неделю столько-то картошки, гречки, курицу, яйца. Разработать простой рацион, состоящий из простых продуктов, — и выдавать.

Можно пойти по другому пути — по пути бесплатных столовых, что тоже известно с незапамятных времён. Давно ведутся разговоры о русской сети фастфуда. Вот и надо бы её сделать — на базе наших домашних блюд. Вот туда можно было бы выдавать талоны неимущим. Это должна быть хорошая сеть, куда ходили бы и за плату, как в обычное кафе. Это возможное решение, но более экономично — раздавать сырьё, из которого сами неимущие будут готовить еду. Любой общепит имеет высокую добавленную стоимость.

Самое провальное — это давать деньги. Деньги разойдутся, программу объявят провалившейся, а нищие пенсионеры (дети, одинокие матери) — останутся в прежнем положении.

Ещё один аспект. Надо пропагандировать полезную домашнюю готовку, объяснять, как можно сэкономить. Сегодня на фоне общего стона о высоких ценах на продукты — эпидемия ожирения: не менее 30% взрослых людей имеют лишний вес.

Продовольственная помощь населению могла бы при правильном подходе к делу стать важным стимулом развития сельского хозяйства. Но тогда цены на продукты надо не давить, а, напротив, дать им подняться. Тогда сельское хозяйство способно стать привлекательной зоной приложения капитала. Капитал пошёл бы в сельское хозяйство, что потянуло бы за собой смежные отрасли: производство семян, новых сортов овощей и фруктов, выведение пород скота, производство агрохимии, ветеринарных препаратов, сельхозтехники, хранилищ и т. д. Это создало бы новые рабочие места, повысило бы зарплаты. Неимущих защитит государство, а более имущие, и паче того — состоятельные граждане малочувствительны к небольшому повышению цен на продукты. Будут аккуратнее; подумают, прежде чем набивать холодильник, выбрасывать меньше будут. Мне где-то попадалась такая цифра: в одной только Англии выбрасывается ровно столько продуктов, сколько их не хватает в Африке. У нас тоже в домах выбрасывается предостаточно.

Тут ещё вот что крайне важно понимать. Если взять конечную цену еды в супермаркете, то доля сельхозпроизводителя в ней довольно скромна. Очень много зарабатывают перекупщики, потом торговля. Если государство наконец создаст обещанные год назад логистические центры — это сильно подорвёт позиции перекупщиков и улучшит положение земледельцев. Чтобы развивалось животноводство, критически важны государственные бойни, куда бы производители могли сдавать скот. Сегодня им просто некуда его девать, и они поневоле отдают перекупщикам из этнических группировок. У тех очень плохая организация дела, поэтому они способны работать только на очень большой марже. В результате они забирают у нас в Ростовской области баранов по цене 75 руб. в живом весе. Мяса из этого получается половина — значит, считай по 150 руб. Конечная потребительская цена — 350 руб. Если были бы хорошо организованные государственные бойни — заработать могли бы и крестьяне, и государство.

Так что продовольственные карточки могут быть и затратой и — прибытком, доходом, и, как нынче принято выражаться, драйвером развития. Всё зависит от подхода к делу.

1.0x