Авторский блог Татьяна Воеводина 00:00 19 мая 2016

Белый кот на воеводстве

В городе Златоусте едва не возбудили уголовное дело в отношении учительницы начальных классов. В чём она провинилась? Произнести страшно. Уведите малолетних и слабонервных. Увели? Тогда скажу. Она заставляла детей… нет, не могу, страшно произнести! — учить стихи наизусть. Каждый день. Мало того. Она необоснованно усложняла учебную программу, старалась научить детей большему, чем полагается! Представляете? Прокуратура устроила проверку. И страшные факты подтвердились: и стихи учить заставляла, и дополнительные задания давала, и после занятий оставляла тех, кто не усвоил материал на уроках. Мало того: отметки ставила, что, оказывается, запрещено приказом Минобрнауки России. Короче говоря, учительница из Златоуста "не соблюдала этические нормы поведения, оказывала на учеников психологическое воздействие".

В городе Златоусте едва не возбудили уголовное дело в отношении учительницы начальных классов. В чём она провинилась? Произнести страшно. Уведите малолетних и слабонервных. Увели? Тогда скажу. Она заставляла детей… нет, не могу, страшно произнести! — учить стихи наизусть. Каждый день. Мало того. Она необоснованно усложняла учебную программу, старалась научить детей большему, чем полагается! Представляете?

Прокуратура устроила проверку. И страшные факты подтвердились: и стихи учить заставляла, и дополнительные задания давала, и после занятий оставляла тех, кто не усвоил материал на уроках. Мало того: отметки ставила, что, оказывается, запрещено приказом Минобрнауки России. Короче говоря, учительница из Златоуста "не соблюдала этические нормы поведения, оказывала на учеников психологическое воздействие".

По мнению прокуроров, в результате незаконных действий учителя некоторые несовершеннолетние были лишены полноценного отдыха и возможности заниматься в дополнительных кружках, посещать секции.

В общем, собирались возбудить уголовное дело по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним). А это до трёх лет лишения свободы.

Но потом вмешался уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ Павел Астахов, призвал различать строгость и суровость, сослался на опыт Песталоцци и Макаренко, и дело спустили на тормозах.

Этот трагикомический случай — малая модель нашей большой педагогики. Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ни в коем случае он не должен заподозрить, что в чём-то не совсем хорош, и надо бы подтянуться. И ещё ни в коем случае нельзя никого ни с кем сравнивать: все хороши по-своему.

Отсюда — отмена оценок в начальных классах: они всегда сравнение и источник дискомфорта. Вообще-то, дети любят получать оценки. Одна первоклассница, учившаяся с моей дочкой, даже сочинила стишок, в котором были такие слова: "Очень любят детки получать отметки". Они в самом деле их получали в обход административного запрета — в виде вырезанных из бархатной бумаги цифр. Но то была педагогическая партизанщина старой учительницы.

По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем. В первую очередь, заучиванием наизусть. В передовых странах заучивание наизусть, что считалось основой образования с седой древности, было отменено ещё годах в 70-х ХХ века. Об этом мне рассказывали итальянцы в далёкие 80-е годы. Рассказывали и диву давались: почему не учат наизусть классические тексты — ведь это так красиво и развивает память? Наверное, хозяева жизни обеспокоились, что школота загрузит поэтической чепухой те ограниченные мозговые мощности, которые гораздо полезнее заполнить известиями о новых сортах айфонов или подробностях тарифных планов. Вот что подлинно нужно современному человеку, а все эти "не образумлюсь, виноват…" — какой от них толк!

В результате, при позитивно-развлекательном способе обучения, дети просто-напросто не приучаются учиться. Напрягаться не приучаются. У них не формируется привычка к труду, не накачиваются нравственные мышцы, позволяющие преодолевать трудности, делать что-то такое, что хотя бы слегка затруднительно и не даётся влёт. Непонятно? Немедленно прекращаем эту нудьгу!

Научатся потом, за пределами начальной школы? Не научатся! Начальная школа именно дана для того, чтобы научить работать. "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его", — учил премудрый Соломон. И за ним — вековая правда.

Что же у нас, прогрессивных? А вот что. Первоклассники вырастают — и плотно садятся на репетиторов. На днях узнала: многие заботливые родители переводят старшеклассников на так называемое "домашнее обучение". Оно состоит в том, что целая бригада репетиторов натаскивает школяра на потребные ему ЕГЭ. А школа формально принимает какие-то зачёты. Сегодняшняя школа неуклонно дрейфует к роли детсада для подростков, площадки молодняка, места социализации, но никак не учреждения образования. На это в массовой школе, похоже, и не рассчитывают. Более того: наказывают чересчур ретивых педагогов, которые этого не понимают и пытаются, как учительница из Златоуста, учить первоклассников учиться.

Параллельно формируется иная школа — элитная, престижная. Моя сотрудница рассказывала, как она "поступала" туда внучку. Только для того, чтобы попасть — внимание! — на подготовительные курсы для подготовки в первый класс, шестилетней девочке держали двух репетиторов. Есть ли в этих элитных школах что-то кроме престижа — не знаю. Но что у нас активно формируется "школа двух коридоров" — для народа и для "высших" — это факт. И что школа для народа обучать намерения не имеет — тоже факт. Златоустинская учительница с этим фактом не согласилась и чуть не присела на три года.

1.0x