Авторский блог Игорь Самочеляев 14:11 29 августа 2013

Бедная овечка Польша!

9 сентября 1921 г. нарком иностранных дел РСФСР Чичерин направил ноту польскому правительству, в которой в самых жестких выражениях обвинил польские власти в гибели 60 000 советских военнопленных.

Варшава. Памятник. Фото автора.

9 сентября 1921 г. нарком иностранных дел РСФСР Чичерин направил ноту польскому правительству, в которой в самых жестких выражениях обвинил польские власти в гибели 60 000 советских военнопленных.

Несмотря на то, что в 1919 году польское министерство по армейским делам составило для военнопленных специальный рацион, включающий хлеб, мясо, каши и даже кофе, ни в одном из концлагерей советские узники не ели досыта. Голод был повсеместный и вызывался польской лагерной охраной искусственно, несмотря на декларируемые польскими властями меры. Смерть военнопленных от истощения была запредельной.

Так, группу из 300 узников пять суток гнали в концлагерь в Пулявах и за это время не кормили ни разу. По прибытии в лагерь изголодавшимся людям бросили дохлую лошадь, которую те вынуждены были есть сырой. (Карцев А. Архипелаг Пилсудского).

Осенью 1920 года польский комендант концлагеря в Бресте так приветствовал прибывающих к нему пленных красноармейцев: «Вы, большевики, хотели отобрать нашу землю. Вот вы землю и получите. Я буду вас так кормить, что сами подохнете». (Карцев А. Архипелаг Пилсудского).

В центральном военном архиве Польши сохранился рапорт генерала Зджислава Хордыньского-Юхновича, возглавлявшего санитарный департамент военного министерства. Этот документ генерал написал после инспекции лагеря в Белостоке: «Бараки переполнены, среди здоровых полно больных. По-моему, на 1400 заключенных здоровых нет вообще. Они покрыты лохмотьями и от холода прижимаются друг к другу, пытаясь согреться. В воздухе смрад от больных дизентерией и гангреной, развивающейся в опухших от голода ногах. Это ужасающая картина». (Карцев А. Архипелаг Пилсудского).

Посетившая лагерь для российских военнопленных в Стжалкове представительница Красного Креста Стефания Семполовска писала: «Барак для коммунистов так переполнен, что сдавленные узники были не в состоянии лечь и стояли, подпирая один другого». (Карцев А. Архипелаг Пилсудского).

Медицинской помощи не было вообще никакой. Раненые по две недели лежали без повязок, пока в ранах не заводились черви и люди не умирали от заражения крови. «В самый страшный для узников период - зимой 1920-21 годов - умерших считали уже тысячами», - утверждает «Ньюсуик Польска».

В докладе Российско-Украинской делегации констатируется, что: "Содержа пленных в нижнем белье, поляки обращались с ними не как с людьми равной расы, а как с рабами. Избиения в/пленных практиковалось на каждом шагу…" (Карцев А. Архипелаг Пилсудского).

Самым страшным считался концлагерь в Стжалкове (между Познанью и Варшавой). Командовавшие лагерем капитан Вагнер и поручик Малиновский секли заключенных бичами, сделанными из колючей проволоки. Обычная норма при избиении составляла 50 ударов. Тех, кто просил пощады, тут же расстреливали, пишет польский журнал. В этот лагерь попали солдаты латышского полка российской армии, добровольно сдавшие оружие и перешедшие на сторону поляков. В лагере с них сняли всю одежду и предупредили, что «живыми они из лагеря не выйдут, поскольку являются жидовскими наемниками». Латышам запрещали выходить из бараков за водой и вообще не давали есть. От нечеловеческих условий погибло несколько десятков солдат этого полка. Остальным удалось спастись только благодаря тому, что в лагерь прибыла следственная комиссия и Вагнер с Малиновским были арестованы. Польский журнал задает вопрос, «не было ли все это сознательным уничтожением, может быть, не на уровне правительства, но по крайней мере на уровне начальства отдельных лагерей?» И тут же признает, что с таким утверждением «трудно спорить». (Карцев А. Архипелаг Пилсудского).

Помимо этого имели место многочисленные случаи расстрелов взятых в плен красноармейцев, утверждает издание. Так, в районе Млавы поляки расстреляли около 200 взятых в плен казаков, на Волыни был зафиксирован факт расстрела еще 18 военнопленных. В статье приводятся воспоминания одного из очевидцев событий 1919 года о том, как командир 18-го польского пехотного полка приказал пленным красноармейцам раздеться, затем отдал приказ избить их нагайками, а затем всех расстрелял. Всех попавших в плен комиссаров поляки вешали без суда. (Карцев А. Архипелаг Пилсудского).

До сих пор польская сторона не признает своей ответственности за гибель десятков тысяч красноармейцев в польском плену в 1919-22 гг. и категорически отвергает любые обвинения по этому поводу. Своеобразной "индульгенцией" для Польши в этом вопросе оказался изданный в 2004 г. совместный российско-польский сборник документов и материалов "Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 г. г.", где утверждается, что: "Достигнутое согласие исследователей (российских и польских составителей сборника. — Прим. авт.) в отношении количества умерших в польском плену красноармейцев… закрывает возможность политических спекуляций на теме, проблема переходит в разряд чисто исторических…" (А. Памятных. "Новая Польша", 2005, №10).

Однако, сами материалы Сборника говорят об обратном. И уж коли, они совместно признаны и согласованы обеими «заинтересованными сторонами» сошлёмся на них и другие источники, рассказывающие об ужасах польских лагерей.

Швец В., Стрыгин С. Забытый геноцид.

Прудникова Е., Чигирин И. Катынь. Ложь, ставшая историей.

Илюхин В. Война за Россию. Катынское дело.

Мухин Ю. Катынская подлость. Крестовый поход на Восток. Война и мы.

Нерсесов Ю. Трупный яд покаяния.

По оценкам исследователей число погибших советских военнопленных в польских лагерях приближается к 80-ти тысячам! Куда делись 50 тыс. жизней у Путина – неизвестно, зато растущие цифры польских потерь принимаются российской стороной безоговорочно.

1.0x