Авторский блог Галина Иванкина 16:39 21 мая 2015

Бабло выявляет зло

Незнайке – жителю солнечно-коммунистической Земли, сие показалось диким: «Это же, наверно, больно, когда по лицу мячом?», на что воспоследовал ответ: «– Но ведь надо как-нибудь зарабатывать на жизнь. Ему хозяин платит за это». Нам, людям, воспитанным в иной традиции, подобное унижение виделось варварством, несовместимым со званием хомо-сапиенса, а «лунные» нравы представлялись чем-то запредельным, далёким и совершенно чуждым. Гениальный фантазёр Носов уверил нас, что и на капиталистической Луне, и в других, не менее жутких точках Галактики, всё равно в конечном итоге победит правильная, человеколюбивая идея. Но на то он и сказочник, чтобы красиво мечтать, тогда как мы сами очутились в социуме, где человек стоит денег, а деньги правят человеком.

«И действительно, всё упирается в деньги –

потому что деньги давно упёрлись сами в себя…»

Виктор Пелевин.

В замечательной детской книжке «Незнайка на Луне», написанной Николаем Носовым ещё в начале 1960-х годов, содержались все чаяния и смыслы капиталистического образа жизни. Основной тезис «свободного рыночного общества» тоже весьма доходчиво сформулирован, посему я его с удовольствием процитирую. Итак, личности оцениваются «…не за их способности, не за их ум, доброту, честность и тому подобные моральные качества, а исключительно за те деньги, которыми они владели». Далее развивается нехитрая мысль, что на Луне (читай – при буржуях) всему своя цена и за плату можно всё, даже унижать других людей. Потому что капитал – основное мерило и генеральная цель. А ещё – деньги не пахнут и победителей не судят. Если вы читали сказку, то, вероятно, помните такую садистскую потеху местных обывателей, как «Весёлый балаганчик». «На помосте за занавеской, сделанной из обыкновенной простыни, стоял какой-то смешной коротышка. Он просунул голову в круглое отверстие, имевшееся посреди простыни, а стоявшие перед помостом зрители швыряли в него резиновыми мячами, целясь прямо в лицо. Коротышка смешно гримасничал и нелепо дёргался в стороны, стараясь уберечь лицо от ударов, что очень веселило зрителей». Незнайке – жителю солнечно-коммунистической Земли, сие показалось диким: «Это же, наверно, больно, когда по лицу мячом?», на что воспоследовал ответ: «– Но ведь надо как-нибудь зарабатывать на жизнь. Ему хозяин платит за это». Нам, людям, воспитанным в иной традиции, подобное унижение виделось варварством, несовместимым со званием хомо-сапиенса, а «лунные» нравы представлялись чем-то запредельным, далёким и совершенно чуждым. Гениальный фантазёр Носов уверил нас, что и на капиталистической Луне, и в других, не менее жутких точках Галактики, всё равно в конечном итоге победит правильная, человеколюбивая идея. Но на то он и сказочник, чтобы красиво мечтать, тогда как мы сами очутились в социуме, где человек стоит денег, а деньги правят человеком.

…Не так давно все средства массовой информации буквально взорвались от возмущения, а топы Живого Журнала запестрели шокирующим сообщением: юный богатенький отпрыск развлекался тем, что предлагал прохожим сделать нечто аморальное и гнусное за определённую сумму. Всё это снималось на видео и выкладывалось в социальные сети. В преамбулах к видео также говорилось, что мальчик Гриша ставит своей целью выяснить, на какие мерзости и низости люди способны пойти из-за двух-трёх пятитысячных банкнот. Так сказать, бабло выявляет зло. Что меня здесь больше всего поразило? Даже не то, что позолоченный мажор свято верит в принципиальную покупаемость любого товара, включая честь и совесть. Меня изумила та реакция жалости, которую большинство сограждан проявили в отношении Гришиных жертв. Мол, пресыщенный подонок измывался над безответно-безропотными девушками, заставляя их раздеваться прямо на улице! Да как он смеет?! Ату его!

Я внимательно отсмотрела то видео – модно одетая юница поначалу не соглашалась, но потом её отзывчивое сердечко дрогнуло при виде купюр. Остальные фигуранты позорных действ также не выглядели забитыми животинками. Напротив, этакие раскованные и лишённые комплексов молодые люди, выросшие в «правильном понимании» товарных отношений. На всякую штуку и всякую бяку – свой купец и своя красная цена. Их прилюдное унижение стоит десятку …или чуть больше. В данной ситуации нет палачей и жертв, но есть участники омерзительного спектакля, посему клясть одного только мажора и оплакивать позор раздетой девицы - это, по крайней мере, нечестно. У тех, кто срамился, был выбор. Их никто не бил. Им никто не угрожал. Тут не концлагерь, в конце-то концов. Впрочем, и в Бухенвальде, и Освенциме люди проявляли себя по-разному. Одни пытались всеми правдами и неправдами выжить, иной раз, предавая своих, а другие – создавали подпольные организации или устраивали побег. Здесь же мы видим ярчайший пример той самой психологической модели, которую нам часто демонстрировали статьи, фильмы и – сказки о том чуждом мире, где всё продаётся и всё покупается.

Вспоминается диалог из повести братьев Стругацких «Стажёры». Фон повествования – биполярный мир. Победивший коммунизм всё ещё уживается с последними островками рыночной «вольницы». Наш человек общается в международном баре с типичным представителем буржуазного социума: «И ещё одно, - сказал он. - Эти самые грязные бумажки, о которых вы говорите. В вашей сумасшедшей стране все знают, что деньги - это грязь. Но у меня в стране всякий знает, что грязь - это, к сожалению, не деньги». Далее следует искромётная дискуссия - по её результатам побеждает, разумеется, коммунист, для коего в работе главное – созидание, увлечённость процессом и глубокий общечеловеческий смысл. Но сейчас оно звучит наивно – многие молодые люди легко расстаются с возвышенными мечтами и гонятся за высокими гонорарами, ибо учителем быть, конечно, интересно, а финансистом – круто. А ещё они чётко знают, что деньги – это не грязь. И что реальную грязь тоже можно превратить в деньги, например, сожрав её по просьбе какого-нибудь Гриши.

…Я допускаю, что братья Стругацкие, как и их романтичные почитатели – физики да скалолазки – оказались страшно наивными. Впрочем, наивность, открытость и широта души ценились в те годы. Если можно так выразиться, были в трендах. Наши родители честно верили в то, что «…понедельник начинается в субботу», а человек обязан пахать, а лучше - сгорать на любимой работе. Чем занимаемся? «Как и вся наука, — сказал горбоносый. — Счастьем человеческим». — «Понятно, — сказал я. — Что-нибудь с космосом?» — «И с космосом тоже». А быть меркантильным – пошло и бессмысленно. «Столичный город и приличная зарплата», — сказал бородатый негромко, но я услышал. «Не надо, — сказал я. — Не надо мерять на деньги». — «Да нет, я пошутил», — сказал бородатый. «Это он так шутит, — сказал горбоносый. — Интереснее, чем у нас, вам нигде не будет». А ещё у шестидесятников были популярны романы Ильфа и Петрова, которые, помимо того, что оказались настоящим кладезем остроумия, содержали в себе базовую мыслеформу эпохи: «Не в деньгах счастье». И даже не в их количестве. Ибо всё заканчивается примерно так: «- Нет, не служу. Я миллионер. <…> – Куда это все убежали? – спросил Бендер».

Да. Это была прекраснодушная идиллия, которая разбилась о сугубый материализм 1970-х – грёзы о звёздах трансформировались в мечту об импортном санузле, а споры об интересной работе сменились рассуждениями о престижном поприще. Причём, престижность имела как бы два уровня – на одном располагались дипломаты, писатели, военные, профессора и выдающиеся актёры, на другом – болтались интуристовские и курортные бармены, заведующие парикмахерскими, работники автосервиса, мясники и даже банщики. Иначе говоря, те, кто могли предоставить нечто «дефицитное» - будь то услуга или же товар. Но даже и в те годы официальная линия склонялась к мысли, что деньги – это не самое главное, а в среде отпрысков-мажоров выше всех котировались детки министерских функционеров и Внешторговской элиты даже при условии, что дочь какой-нибудь «колбасной» спекулянтки вся увешана золотом и упакована в импорт. В позднем СССР оказывался важен ещё и «статус», посему подразумевалось, что работать сантехником, быть может, – глупо, а барменом - …гнусно. Хотя, и на каких-то уровнях «престижно» - есть доступ к буржуйскому пойлу и к созерцанию дольче-вита. Но нет. Ты же слуга. А какая-нибудь сельская учительница с её скромным достатком патетично именуется «…отважным проводником в Страну Знаний» и её фотография украшает обложку дамского журнала. Во всём этом было очень много от аристократического понимания жизни – титул важнее богатства, а нищий барон смотрится выигрышнее надутого господина Журдена со всеми его манатками да побрякушками.

Зачем я углубилась в воспоминания о советской системе ценностей или даже так – о системе координат? Всё просто. Нынешняя меркантильная молодёжь – это не только сыновья/дочери бизнесменов (в юности – барменов) да молодящихся профурсеток с неизгладимой печатью провинциального гламура на мятых физиономиях. Всё куда как сложнее! Это ещё и внуки тех, кто стремился в космическое завтра, мечтал об интересной – тяжёлой (!) работе и пел у костра про солнышко-лесное... Тех, кто в годы Перестройки вдруг поверил в обновление социализма и в КПСС без привилегий. Тех, кто кричал: «Бориску на царство!» Тех, кто, всё ещё веря в демократию, поддержал расстрел Дома Советов в 1993-м. Когда мы осуждаем детей, давайте не будем забывать о предках, ибо всё, что они заложили, то и сбылось, случилось, …отыгралось на потомках. Мы критикуем юношеское корыстолюбие, но мы сами когда-то выбрали капитализм, а он, как ни крути, испокон веков любит денежки…

Но что мы всё о душе да о морали? Марксизм нас учит, что основа – это басис, то есть экономические предпосылки. И тут нам опять открывается истина. Так уж устроен капитализмус, что сапиенс может любым законным способом осуществлять своё право на счастье и – на прибыль. При этом разрешено всё то, что не запрещено напрямую: хочешь - работай, не нравится – сиди на пальме, сдавай квартиру. Или вон – попляши перед мажором Гришей за 200 баксов. Любой труд (а также – не труд) – почётен, ибо главное – это не результаты созидательной деятельности, а твоё право на свободную реализацию. И потом, мы уже выяснили, что деньги не пахнут, поэтому весьма скромные зарплаты воспитательниц детского сада ныне расцениваются именно, как жалкие гроши отпетых неудачниц, тогда как девица, умеющая выгодно (!) раздеться, слывёт «смелой и раскрепощённой». Умеющей заслужить свои цацки.

Капитализм знает все болевые точки и все потаённые мечты. Больше того, хитрая наука под названием «маркетинг» учит не только выявлять, но и пробуждать новые потребности. Предугадывать. Вы ещё не успели это возжелать, а мы уже тут как тут! Больше того, капитализм не пытается слепить из тебя сверхчеловека – это же так наивно, ибо людские массы – алчны, похотливы и больше всего ненавидят работать. Зато любят жрать и развлекаться. Дадим им сию возможность или хотя бы красивую иллюзию. В моде «лёгкие деньги» - не зазорно быть рантье или «монетизировать» свои блоги. Плохо ли? Рублики капают просто так, а ты зависаешь в клубе и хлебаешь дайкири. Никто не осудит. Напротив, смешны те, кто этого почему-то не делают. Одна молоденькая особь (sic!) как-то призналась, что мечтает стать топовым блогером Живого Журнала. Зачем? Она разрабатывает интересную тему и хочет ею поделиться с окружающими? Нет, уважаемые – её контент уныл и пресен. Просто ей хочется жить доходами от рекламы, которую регулярно предлагают популярным сетевым персонажам. Многие вскинутся возмущённые: «А что здесь плохого? Это же не воровство!» Так и мажорчик Гриша тоже не совершил ничего уголовно наказуемого – он просто показал нам всем, кто и сколько стоит. Кто-то – десятку. Другой – пятнашку. Почём полминуты позора? А час? Тарифы определены.

Ещё один немаловажный аспект. Меня заинтересовал психологический ракурс. Смотрите - нынешняя креативная молодёжь - в своей массе - имеет очень высокую самооценку, а пресловутая «любовь к себе» - это просто альфа и омега современного образа жизни. Ощущать себя гипер-уникальным. Быть «супер» и «вау!» Ценить своё время и своё тело. Обожать себя. Вышагивать по миру с лозунгом: «Ведь Я этого достойна!» Высокомерие – не порок, а норма. Кто не с нами – тот лох и лузер. Так? Теперь возникает занимательный вопрос: как при такой маниакально-истерической любви к себе человечки не гнушаются мерзостей и унижений? Пусть даже и за деньги. Для того чтобы сие понять, надо слегка ознакомиться с учениями нынешних популярных психологов.

Любовь к себе, как выясняется, безусловна и абсолютна. Она никак не связана с твоими делами и помыслами. С поступками. С честью и с бесчестием. Забудь, милый! Ты должен всегда и при любых обстоятельствах любить и – принимать себя. Даже, если тебе довелось искупаться в дерьме или выкушать баночку урины (по просьбе всё того же Гриши). А вот и краеугольный каменюка: «Чувство вины ведёт к беспрестанному стрессу», посемуот него надо срочно освобождаться. Выдавливать из себя, подобно тому, как Чехов выдавливал раба. И вот хомо-сапиенс, очистившись от чувства вины и от ненужного стыда, возлюбив самого Себя, идёт по жизни. Ему можно всё – предавать и продавать. Продаваться. Показывать задницу телезрителям и …танцевать в храме. Это же всё – звенья единой цепи. Главное – это стать популярным и богатым, а потому все средства хороши. И вот вам результат – юный Гриша стал-таки популярным, а его «жертвы» получили лёгонькие денежки. А что позор? Это просто эфемерная категория. А кушать хочется всегда.

P.S. Кстати! Именно поэтому у современных креаклов так популярен тезис о тотальной и неисправимой глупости блокадных питерцев, молодогвардейцев и пионеров-героев. «Зачем?! Сдались бы немцам - и пили бы крутое баварское, отсасывали бы прусское. Из саксонского» Нет бесчестья и нет предательства – есть только любовь к себе. Сладенькое и подленькое чувство. Чувствице. Чувствишко. У человечишек. Отсюда и плясать надо!

1.0x