15 июля 2014

КАТАСТРОФА

Трагедия в московском метро
Фото: ссылка
КАТАСТРОФА - переворот, перелом; важное событие, решающее судьбу или дело, более случай гибельный, бедственный.
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля

Во вторник в утренний час пик на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" синей ветки три вагона сошли с рельсов. Причины коллапса пока неясны: в то время как столичные спасатели заявляют о скачке напряжения, московский метрополитен говорит о задымлении.

Данные о погибших и пострадавших при утренней аварии в московском метро обновляются каждые 10-20 минут. Число погибших при ЧП в московском метро во вторник достигло 19 человек, сообщил замначальника столичного главка МЧС Александр Гаврилов.

"На данный момент семь тел погибших переданы следственным подразделениям и находятся на верхней части вестибюля. Из них 4 мужчины и три женщины. В первом вагоне остается в работе шесть тел погибших, во втором вагоне — шесть тел погибших", — сказал Гаврилов на заседании рабочей группы по ликвидации последствий аварии в московском метро.

По сведениям руководителя городской комиссии по ЧС, заммэра Петра Бирюкова, за медицинской помощью обратилось более 160 человек, из них 123 госпитализированы. Вертолеты перевезли в больницы 24 тяжелораненых.

Сообщается, что иностранцев среди погибших и пострадавших нет. Об аварии уже доложено президенту Владимиру Путину.

СК РФ уже возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности, однако подозреваемых пока нет. На месте работают следователи.

"Возбуждено уголовное дело по факту нарушения требований в области транспортной безопасности", — сообщил журналистам и.о. главы следственного управления СК по Западному округу Москвы Роман Семушкин.

Статья подозревает до 7 лет заключения, однако, так как подозреваемых пока нет, дело возбуждено по факту.

"Данные о пострадавших продолжают уточняться. Также был причинен крупный материальный ущерб ГУП "Московский метрополитен". <…> В настоящее время решается вопрос о назначении необходимых экспертиз", — сказал прессе официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов заявил, что версию о теракте власти даже не рассматривают.

Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал по миллиону рублей родным погибших при аварии на синей ветке столичной подземки, пострадавшие получат по 500 тыс.

Пользователи Twitter сообщают, что таксисты, работающие в районе аварии в московском метрополитене, в несколько раз повысили стоимость своих услуг.

"Таксисты, на месте трагедии, увеличили тарифы в 5 раз. За проезд от Славянского Бульвара до Киевской(4 км) просят 1000 рублей", - пишут очевидцы в микроблоге Twitter.

Однако некоторые граждане не остались в стороне и предлагали бесплатно возить людей.

Также департамент транспорта Москвы сообщал о том, что три таксомоторные компании направили свои автомобили к станциям "синей" ветки метро, чтобы бесплатно развозить людей.

На маршруты же после аварии вышли более 60 автобусов.

Экспертные оценки

Человек в городе не воспринимает мир как опасность и перекладывает обеспечение безопасности себя на какие-то социальные институты. Это неверно. Поэтому количество жертв всегда превышает те, которые могли бы быть, если бы люди вели себя правильно. Банальность, но метро – действительно источник повышенной опасности, как любой транспорт. Насколько я понимаю ситуацию, жертвы и ранения были из-за того, что длительное время – в течение часа – люди оказались в замкнутом пространстве. Помощь оказывалась не мгновенно из-за того, что технически было сложно добраться. В этом случае – люди под землёй, без света, в задымлённом помещении - паника - основной источник опасности и усложнения ситуации. Думаю, что жертв могло бы быть значительно больше, если бы не слаженная работа спасателей.

Статистика показывает, что каждый вид транспорта обладает определёнными зонами риска и зонами комфорта. В случае экстренной остановки за счёт связки вагонов - средние и более крайние вагоны имеют тенденцию скомпенсировать перегрузку. Но давать совет садиться в крайние вагоны - тоже неправильно.

Главный совет очень простой – нужно относиться к транспорту как к источнику опасности. А человек заходит в метро и расслабляется. Даже элементарный факт, что люди не держатся за поручни. Повторюсь, человек в городе переложил соблюдение безопасности на социальные институты. И вот такие аварии, к сожалению, может быть, приведут, к тому, что человек будет более серьёзно относиться к городскому пространству.

Страшная авария в московском метро ещё раз напоминает нам о том, что мегаполис - это очень сложная и хрупкая структура, требующая специальных условий эксплуатации. Не надо быть специалистом, чтобы утверждать: нагрузка на инфраструктуру Москвы растёт вместе с количеством живущих и работающих в ней людей.

Задача власти рассчитать эти нагрузки, пересмотреть соответствующие эксплуатационные стандарты. Во многом московский мегаполис пользуется стандартами советского периода, которые в свое время не только соответствовали текущим запросам, но и имели запас прочности. Теперь этот запас, очевидно, истончился.

Требуется всеобъемлющее исследование, а затем коррекция эксплуатационных норм работы всех структур мегаполиса, включая в первую очередь метрополитен. Это огромная организационная и исследовательская задача, но решить её надо в самое ближайшее время.

Бессмысленно и вредно говорить о том, что такие аварии неизбежны, ибо это часть нашей техногенной реальности. Самая главная управляющая инстанция – государство, должно обезопасить граждан от такого рода вызовов. Организационная культура Российской Федерации на порядок ниже, чем в Советском Союзе. Задача власти и общества поднять этот уровень на прежнюю высоту. Это по плечу лишь активной и эффективной бюрократии, работающей и за страх, и за совесть.


Если же мрачные слухи о том, что авария в московском метрополитене дело рук украинских националистов подтвердятся – это создаёт совершенно новую ситуацию в городе и стране. Если против России развязана террористическая война, то Россия будет вынуждена пойти на экстраординарные меры в сфере безопасности. Таковы инфраструктурные, технологические и политические реалии наших дней.

Сегодняшняя катастрофа – очевидное следствие сильного износа, старения основных фондов московского метро. Это уже четвёртый или пятый случай за последнее время. Мой вывод прост: нынешняя власть довела до инфраструктурного кризиса даже важнейшую транспортную систему столицы. Вместо того чтобы вкладывать деньги в жизнеобеспечивающую инфраструктуру для страны, власть вкладывает деньги в стадионы, в чемпионаты мира по футболу, покупает за бешеные деньги наёмных футболистов. Вот куда выбрасываются деньги.

Я считаю, что с этим безумием надо заканчивать и заниматься делом. Надо инфраструктуру налаживать, а не стадионы строить. На сочинскую Олимпиаду пятьдесят миллиардов выбросили 50 миллиардов. Сейчас зароют ещё двадцать миллиардов долларов на Чемпионат мира по футболу, в то время как уже московское метро не выдерживает

1.0x