Ассаи задевает за мертвое. И хорошо задевает. Не сказать, что всегда и везде: в новом альбоме есть и не очень задевающие песни, однако есть и такие, которые в самую точку. Какую? Про что говорит Ассаи? То, что он делал в последнее время – гуманистическая проповедь с восточным оттенком аля Борис Гребенщиков. Такая проповедь обыкновенно в России всегда вызывает отклик у бездумной толпы, для которой и «бог един», и «религии все об одном», и при этом, однако, как это ни странно, «у каждого свое мнение». Эти три заповеди есть главные заповеди современной попс-религии хипповско-буржуазного толка. Хипповско – потому что всем хочется свободы, буржуазного – потому что все в итоге свободы пугаются и тянутся к обыкновенному мещанскому уюту и покою, сохраняя при этом внешний вид хиппана. Примеров тому сегодня множество. Предоследний альбом Ассаи («Девственность»), очевидно, рассчитан был как раз на такую аудиторию. Сравнить его можно с последним альбомов Влади ("Ясно"), который точно так же на все четыре стороны сыплет гуманистические истины аля БГ. Однако последний ассаевский альбом серьезен, он даже хочет быть устрашающим (см. клип-презентацию на альбом, где Ассаи лежит в морге или в операционной палате, а его внутренности кушают женщины и пьют его кровь). Что значит задеть за мертвое? Не значит ли это – предельно откровенно, без попсы заговорить про смерть? Про настоящую смерть, с которой сняты все гуманистические и псевдорелигиозные покровы? Снять современное капиталистическое табу на смерть и заговорить про неё, наконец, как про нерешенную проблему, как про человеческий рок, трагедию и ужас, предстоять перед которым придется каждому? Ассаи становится вновь серьезен и задумчив, Ассаи задевает за мертвое, за нашу смерть, про которую мы позабыли, которую мы как бы приручили себе и сделали просто одним из слов, как бы домашним. Но смерть про нас не забыла. Ассаи задевает за мертвое, за то, что в нас умерло, НО только для того, чтобы снова сделать его живым, чтобы реанимировать в нас ПОДЛИННОЕ философское вопрошание, ЖИВУЮ религиозную проблему.
Как эту проблему видит и как разрешает её для себя сам Ассаи - думаю, пока неочевидно даже для него самого. Он всегда был на своей волне и пускался в эксперименты, которые большинство себе не позволили бы. У него не было позиции, за котрую он мог бы стать и умереть. Саграда справедливо говорит в одной песне: "Всех этих некрещеных, неотпетых, нераскаянных - бросай их, убей в себе Ассаи". Однако Ассаи не так прост, и оказывается, что мы не можем поймать одного какого-то окончательного "Ассаи". Кроме эстетической составляющей в нем всё же есть и кое-что еще, и в это кое-что еще можно попробовать вглядеться. Ежели предпоследний его альбом был нацелен как раз на массовую аудиторию, которую надо задеть за живое, за мягкое, пошлое "живое" обывателя, который жаждет дешевого массового знания (наподобие Бог-внутри-меня, у-каждого-свое-мнение и т.д.и т.п. - кстати, именно таким же массовым требованиям отвечают и ГРОТы, которые пичкают своих поклонников дешевой теософской мудростью, и ясновидящий Влади, и многие-многие), - то теперь Ассаи говорит: "не думай, мы не заденем за живое быдло", и "быдлом" оказывается теперь как раз вся прошлая аудитория Ассаи: восторженные девочки, всяческкие девочкоподобные мальчики, безыдейные эстеты и т.д. Будет интересно, разгадают ли эту перемену поклонники Ассаи.
Авторский блог Андрей Коробов-Латынцев
22:29
11 октября 2013
Ассаи. Задеть за мёртвое
Ассаи становится вновь серьезен и задумчив, Ассаи задевает за мертвое, за нашу смерть, про которую мы позабыли, которую мы как бы приручили себе и сделали просто одним из слов, как бы домашним. Но смерть про нас не забыла. Ассаи задевает за мертвое, за то, что в нас умерло, НО только для того, чтобы снова сделать его живым,
1.0x