Сообщество «Салон» 00:00 20 июня 2013

Апостроф

Одним из лозунгов "Ультра.Культуры" был: "Всё, что ты знаешь, — ложь". Проект "Опустошитель" в чём-то наследует идеям скандального издательства Ильи Кормильцева, серия "extremum" вполне ультра-культурна по своим основаниям.А "Метафизика противостояния" — тот случай, когда устоявшиеся и популярные политические, идеологические, культурные стереотипы подвергаются жёсткому и нелицеприятному разбору. Оппозиция лжи века сего.

Алексей ЛАПШИН. Метафизика противостояния. — М. : Опустошитель, 2012. — 152 с. (серия extremum #4)

Одним из лозунгов "Ультра.Культуры" был: "Всё, что ты знаешь, — ложь". Проект "Опустошитель" в чём-то наследует идеям скандального издательства Ильи Кормильцева, серия "extremum" вполне ультра-культурна по своим основаниям.

А "Метафизика противостояния" — тот случай, когда устоявшиеся и популярные политические, идеологические, культурные стереотипы подвергаются жёсткому и нелицеприятному разбору. Оппозиция лжи века сего.

Алексей Лапшин — профессиональный историк, известный публицист и политолог. Наряду с киноведом Алексеем Коленским, Лапшин — организатор и ведущий московского Интеллектуального киноклуба.

Несмотря на то, что "Метафизика противостояния" — сборник статей, написанных с начала XXI века, это фактически программная книга Лапшина.

"Левые и метафизика", "Антиконспирология", "Нетерпимость толерантности", "Исчерпанный дискурс" (про "новых левых"), "Граждане и корпорация". Здесь нашлось место и культурологии, и социологии, а венчаёт всё метафизический трактат, собственно, "Метафизика противостояния" — гностический "триллер" о пробуждении и сопротивлении Духа.

Характерен список изданий, публиковавших тексты Лапшина, объединённые в "Метафизике" — "Лимонка", "Завтра", "День литературы", "НГ — Ex Libris" и модернистский журнал "Опустошитель".

Многие аналитические работы привязаны к конкретным эпизодам, но содержательная сторона не покрылась патиной, ибо проблемный пласт, затронутый автором, актуален и останется таковым в рамках существующей цивилизации. "В конечном счёте система стремится к полному упразднению противоречия между внутренним содержанием человека и окружающим его миром".

Лапшину не близок цветастый язык журнальной публицистики, не привлекает его и разнообразная "игра в бисер". Он конкретен, лаконичен, аккуратен. Это очень внимательный, скрупулёзный автор, готовый вновь и вновь настойчиво возвращаться к сюжетам. Тут дело не в верности принципу "повторение — мать учения", но в необходимости заново расставить акценты, договориться о терминах, ибо важные темы зачастую прошумели, но не были отработаны даже критически настроенной публикой.

Тексты Лапшина — вариант атаки на идолов современности. Реалии общества зрелища и формы контроля, социальный расизм и ловушка "стабильности", трансплантология, что ведёт к ликвидации тела "как материального выражения человеческой индивидуальности", и кинематограф, в котором технологии уничтожают уникальность кинокартины.

Суровая нематериалистическая и негуманистическая философия Лапшина далека как от розового прогрессизма, так и от апологии "прекрасной старины". И если брать современных мыслителей, то, пожалуй, имеется некоторая близость воззрениям Гейдара Джемаля.

Пожалуй, радикальность политико-философских идей Лапшина несколько диссонирует с сегодняшней оперативной лево-либеральной конкретикой. Всё-таки фигуры и идеи Координационного совета оппозиции по большей части имманентны системе на глубинном уровне. На том самом, что Алексей Лапшин убеждённо и бескомпромиссно обличает в "Метафизике противостояния".

"Политические и культурные альтернативы ХХ века не смогли одержать победу, поскольку, несмотря на свой революционный запал, были блудными детьми модерна, всего лишь пытавшимися обращаться к иным, не модернистским ценностям. Настоящего разрыва с модернизмом у них так и не произошло, а значит, рано или поздно их ожидало поражение от более целостной системы. Сейчас — совсем иная ситуация. Сам модерн стремительно уходит в прошлое и скоро вовсе станет архаикой. На смену ему пришёл фактически безальтернативный, но одновременно и истребляющий сам себя постмодернизм. Какова будет скорость этого самоистребления, всё ещё не ясно. Понятно только то, что никаких исторических наследников у постмодерна не будет. Потенциал, господствовавшей последние несколько веков цивилизации полностью исчерпан. Будет либо Конец, либо совсем другая история, дарящая новые возможности".

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x