Авторский блог Владимир Карпец 03:00 13 июля 2011

Битва за историю

<br>
Битва за историю
Владимир Карпец 13 июля 2011 года Номер 28 (921)
В этом году исполняется 900 лет со дня рождения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1111–1174). Церковная память его совершается 17 (4 ст. ст.) июля, совпадая с памятью святых царственных мучеников.
Многие считают именно этого великого князя основателем русского самодержавия. Так думал Лев Тихомиров. Так полагал, опираясь на историко-правовой материал, В.О. Ключевский: «Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти».
В этом есть доля правды. Но на самом деле св. Андрей всё же не основал самодержавие — он его возвращал. Такой порядок: не привязанный к конкретному городу, плюс наследование от отца к старшему сыну, — существовал у первых Рюриковичей (до введения «лествичного права» был у многочисленного потомства святого Владимира), как, впрочем, и у всех древних династий — вплоть до Трои и Шумера. Не случайно в Степенной книге царского родословия св. митрополита Макария и блгв. царя Иоанна Грозного царское самодержавие вменено самому Рюрику, обоим Владимирам, Ярославу Мудрому, и, конечно, Андрею Боголюбскому.
Сам он соединил в себе священную кровь Рюриковичей и кровь половецких ханов — по материнской линии. Тем самым соединил Северную Европу и Евразию, Запад и Восток, «лес» и «степь». Он был фактически «первым евразийцем», причём, до и помимо Золотой Орды. Это крайне важно: наша тяга к простору не есть что-то навязанное, как утверждают сегодняшние «новейшие националисты», а присуща Руси от начала.
Взятие Киева (1169), поход на Новгород (1170), осада Вышгорода (1173) — лишь этапы борьбы князя Андрея, не все из которых были успешны. Да, эти походы были жестки, порой жестоки, они были направлены против своей «вольной» родни, но так делали все монархи-объединители — от Хлодвига до Иоанна Грозного. Согласно свидетельствам, св. Андрей не любил воевать, но воспринимал ратное дело как тяжкую необходимость, послушание.
В одном из старообрядческих вариантов жития князя о нём говорится: «многая леты в Святая Земли Иерошаломе Граде бываху у Святаго Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вправду и безкорысти, премногыя мурости наповняхусь, яко бе Шоломон царь, во храме его Святая Святых пребывахом, яко и отень его Гюргий». Историк Дмитрий Зенин высказал предположение, что в период 1140–1150 гг (об этом периоде в жизни князя русские летописи молчат) молодой Андрей действительно был в Иерусалиме, где встречался со многими европейскими государями, в том числе Мануилом I Комнином, Фридрихом II Барбароссой, Генрихом II Плантагенетом, Людовиком VII Французским. Все они были там в 1147–1149 гг, во время Второго крестового похода. Почти все состояли с ним в родстве или свойстве, причем был он как внук Владимира Мономаха и праправнук Ярослава Мудрого, старейшим не только по возрасту, но и по родословию. Рюриковичи уходили глубже в историю, чем европейские послекаролингские династии, обретшие власть только благодаря Папам.
Именно тогда все эти государи — каждый — начинают решительный поворот к централизации своих владений, а Фридрих Барбаросса бросает вызов самому папскому престолу. Случайно ли?
Похоже, речь действительно шла об общем континентальном имперском замысле, опирающемся, конечно, на Христианство, но свободном от того, что «папа (и вообще епископат) делает королей». О возвращении на новом витке к действительно свободной, докаролингской Европе, расширенной до Евразии. Во главе с…?
Изначально Русь — это единое княжеское (царское) сословие всех северно-арийских племен.
Также случайно ли, что жизнь всех этих монархов, кроме французского Людовика, оборвалась трагически?
В 1155 году Андрей, окончательно оставляет Киев и вывозит с собой чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную Евангелистом Лукой. На месте, где, согласно Житию, ему явилась Богородица, он основывает свой «опричный» (отдельный) дворец Боголюбово, который строит по образу описанного в Откровении Иоанна Богослова Небесного града. А в храме Покрова на Нерли Великий князь размещает изображения также и связанные с дохристианской древностью, а еще однозначно династический — и одновременно космогонический — образ «Давыда-гусляра».
Обстоятельства гибели великого князя хорошо известны. В его покои ворвались двадцать человек заговорщиков во главе с «жидовином Ефремом Моизичем» и «яссином» (ассасином?) «ключником Анбалом». Участвовали в нем в основном Кучковичи, представители местной знати, не желавшие подчиниться Рюриковичу, в том числе жена святого Андрея, «окаянная б.. дь Улитка», как называет её летопись. Били в самое сердце Православного Царства, в «золотое сердце России».
И точно так же — на взлёте начала ХХ века — была побита самодержавная Россия. И святые царственные мученики принесены в жертву в тот же день — 17 июля. Государь всю жизнь знал о таинственной связи между ним и святым князем Андреем Боголюбским. И не потому ли сегодня именно Боголюбово стало знаменем тех, кто стоит «за Русь Святую, за веру Православную»?

1.0x