Битва за историю
Владимир Карпец 08 июня 2011 года Номер 23 (916)
Важнейшее место в «битве за историю» занимает выяснение обстоятельств гибели Российского Самодержавия, судьбы не только Царя-Мученика, но и тех, кто был возле него и его семьи. Не в последнюю очередь — крестьянина, Божьего человека, как говорили одни, рокового посланца, как считали другие — Григория Ефимовича Распутина-Нового (или Новых, 1869–1916).
В советские времена Агитпроп вовсю «раскручивал» образ Распутина как символ «гнилой сущности царизма»…Иногда это был своего рода шифр неомарксистского (как в фильме Элема Климова «Агония») или псевдопатриотического (как в романе Валентина Пикуля «У последней черты») фрондерства интеллигенции против «власти вообще». Но к мифу о «слабом деспоте» Николае II вся эта советская (или криптоантисоветская) «распутиниада» в любом случае имела самое прямое отношение. С другой стороны, она же была составной частью культивируемой на Западе русофобии — в данном случае с привкусом «клубнички», как в знаменитой песне группы «Бони М» (напомним, солист группы Бобби Фаррелл умер в Петербурге в ночь с 30 декабря 2010 года, в годовщину убийства Распутина).
С началом «перестройки», с одной стороны, начало почитания Царской Семьи, и возрождение Русского монархизма повели и к особому почитанию «старца Григория», а с другой — к возобновлению культивирования самых грязных слухов, облекаемых то в книги одного из «соловьев перестройки» Э. Радзинского, то в отвратительные фантазии с «обретением писем Царицы» музыкальным аранжировщиком 1991 и 1993 годов Ростроповичем. К сожалению, епископат РПЦ, за исключением отдельных иерархов, всегда склонялся ко второй позиции — «тема Распутина» долго использовалась как препятствие для прославления Царской Семьи, а потом уже, как и во времена Февраля, всех монархистов стали именовать «поклонниками Распутина» — с негативным, разумеется, оттенком. С другой стороны, многие православные люди — и не только политические монархисты — действительно искренне почитают Григория Распутина, убеждены в его абсолютной чистоте, а все грязные слухи полагают клеветой антирусской печати, либералов и революционеров, которым фактически помогала и полиция. В православном народе есть устойчивое мнение о его святости. Это мнение разделяют многие приходские священники и монастырские иноки.
После показа в России телевизионного фильма Ричарда Келлена «Кто убил Распутина» (2004) и снятой по его мотивам российской фикшн-ленты Станислава Либина «Заговор» (2007), в которых главная роль в убийстве сибирского крестьянина вменена британской разведке (линия «Виндзоры против последних Романовых») наметился определенный сдвиг в широком общественном мнении: многим становится понятен геополитический контекст не только самого убийства, но и мирового масштаба клеветы и дезинформации вокруг этого события и всех последующих. Это был определенный сдвиг.
Следующий — вполне закономерный — сдвиг происходит на наших глазах. Речь идет о книге А.Н. Боханова «Правда о Григории Распутине» (М., 2011), и приложенной к ней брошюре с тем же названием, изданных Русским издательским центром. Важно то, что автор — не журналист, а академический ученый, доктор исторических наук, профессор, автор учебников. Боханов указывает: «обширная часть »распутиниады« базируется на материалах, которые являются апокрифическими или, иначе говоря, просто ложными:фабриковались полицейские документы, письма отдельных лиц, дневники<…> Они интересны в двух отношениях: как мастерством технологии, так и характером общественных представлений, в русло которых удачно »вписывались« фальшивки». «Традиция» заложена либеральной прессой 10-х годов, продолжена фабрикацией «Дневников Вырубовой» «красным графом» А.Н. Толстым, продолжается сегодня. Речь идет, в частности, о «воспоминаниях» дочери Распутина Матрёны, которая просто физически не могла их написать — Боханов это показывает и доказывает. При этом сознательно игнорируются воспоминания близких к Распутину людей, таких, как Мария Евгеньевна (Муня) Головина, Юлия (Лили) Ден и некоторых других. Русский издательский центр намерен продолжать работу по введению этих материалов в широкий оборот.
Автор подробно рассказывает о том, как складывались «распутинские легенды» — о безмерном влиянии на Царскую Семью, о разврате, о «работе на немцев», о «хлыстовстве» и проч. Высшая аристократия, включая членов Дома Романовых, либералы-думцы, «иерократически» настроенный епископат, революционеры и интеллигенция Серебряного века — все оказались поразительно едины — против Царя, Царицы и крестьянина…
Что же до самого Григория Ефимовича, то Боханов приводит очень интересный факт. На вопрос следователя Н.К. Муравьева о том, кем Распутин считал сам себя, Анна Вырубова ответила: «Он всегда говорил, что он один из странников одухотворенных». «Эта формула — разъясняет Боханов — для »адвоката« и »социалиста« ничего не значила». Не значит она ничего и для ослепленных наших современников — либералов или социалистов, не важно.
Еще очень важная вещь. Ей в книге уделено особое внимание. И «Распутин» (точнее, «Роспутин»), и «Новых» — родовые фамилии Григория Ефимовича по разным линиям. Но именно Государь велел ему писать свою фамилию — «Новый». Это Имя, данное Царем.
1.0x