Юлиус Эвола. Лук и булава; пер. В.Ванюшкиной. — СПб.: Владимир Даль, 2009, 384 с.
Выход этой книги в конце шестидесятых для автора был ответом на многочисленные вопросы, которые вызвала его предыдущая работа "Оседлать тигра". В России публикация "Лука и булавы" вызвала не менее ожесточённую полемику, причём в лучших традициях отечественной интеллигенции. Барону на тот свет отправили "обвинение" в том, как он страшно далёк от народа, который знать не знает про горний мир, шамбалу и топор Парашурамы. Всё недовольство основывалось на убеждённости в тотальности сего мира. Однако его шатающиеся основы очевидны уже многим закоренелым сторонникам модерна.
Эссе, написанные ещё в тридцатые, книгой стали в 1968 году, получив новую редакцию, с добавлением актуальных тем. Это своеобразная картография "аномалий и извращений", современных Эволе. Разрушительные тенденции, явления и их истоки — от культа иррационализма и господства вульгарности до сексуальной революции. Как заметил автор обширного и компетентного предисловия Глеб Бутузов: "Генеральным направлением наступления выступает современная парадигма как таковая, и соответствующая ей цивилизация в противопоставлении миру Традиции и его основополагающим принципам".
В шутку и всерьёз говорилось, что весь корпус текстов Мишеля Фуко — подстрочный комментарий к работе Ницше "К генеалогии морали". По аналогии, можно сказать, что Юлиус Эвола — это комментарий к миру Традиции в столкновении с современностью.
Что, видимо, и вызывает раздражение: "шумим, братец, шумим", а тут — циклы, касты, Империя. Когда "освобождался" коллективный Маркузе, барон вопрошал — куда и зачем? Сегодняшний кризис новых левых — прекрасный показатель, что критика Эволы была более чем адекватна.
И почему энергичные усилия по "расколдованию мира" привели ко всё большему закабалению человека?
Но в отличие от многих авторов, заход которых направлен на "здесь и сейчас", но на выходе даёт умозрительный и неочевидный результат, Эвола при всей "высоте полёта" внимательно и аккуратно работает с конкретными предметами. И, несмотря на внешнюю категоричность, он скорее задаёт вопросы, формулирует недоумение. Прежде чем предлагать лекарства, крайне важно зафиксировать болезнь. Ибо то, что кажется естественным ходом вещей при внимательном рассмотрении предстаёт как извращение, выворачивание наизнанку подлинного смысла.
"Происходит особая подмена — "мифичность" приписывается древнему человечеству, якобы жившему и действовавшему, подчиняясь простым иррациональным и выдуманным комплексам, тогда как истина, напротив, заключается в том, что если подобное "мифическое" — в отрицательном смысле — человечество когда-либо и существовало, то это, безусловно, современное человечество. Именно все эти громкие слова с большой буквы — Народ, Прогресс, Гуманизм, Общество, Свобода и.т.п. оказали чудовищно возбуждающее воздействие на огромные массы и вызвали почти полный паралич способности к ясному критическому суждению у отдельного индивида, что имело поистине катастрофические последствия".
Один из глупейших наездов на тексты Эволы — "это не философия". Могу успокоить критиков: Юлиус Эвола никогда особо не претендовал на "звание" философа, как традиционалист относился к нему скорее скептически.
Эвола не задаёт читателю интеллектуальный кроссворд. Но при простоте и ясности изложения тексты Эволы требует внимательного прочтения, знания контекста. Многие критические выпады сегодня звучат привычно, но это не отменяет их ценности и значения мыслителя, в числе первых, углядевшего грядущие провалы.
Барон совершенно не стремится понравиться, обаять. Он ясен, но суров. Множество авторов антибуржуазного толка стремится завоевать обожание, заигрывая и подмигивая. Эвола строг даже со своими. Но притягателен для получившего порцию сомнения в основах окружающего мира. Возможно, для того, чтобы читать Эволу, надо быть уже немного эволаистом. Сам Эвола предупреждал, что всякие рассуждения о Традиции, выводы, параллели, оценки по-настоящему доступны только тем людям, которые обладают духовной интуицией.
Для Эволы современный человек фактически сродни Ихтиандру из популярного фильма, когда того запихнули в бочку с затхлой водой, и у человека-амфибии атрофировались лёгкие: "Мы отдаём себе отчёт в том, что для многих читателей будет довольно сложно понять вышесказанное, поскольку речь идёт о давно утраченных перспективах, чуждых текущей "культуре". Попробуй тут объяснить, что важнейший тезис традиционалистов — множественность состояний бытия: "из которых человеческое состояние является только одним из возможных. Однако следует также принимать во внимание то, что существуют не только высшие, но и низшие состояния, сравнительно с тем, которое определяет обычную, нормальную человеческую личность".
Есть ещё один важный момент. Бесполезно ожидать от чтения "Лука и булавы" какого-то "накопления" смысла. Эвола — большой эрудит, его исследования о традициях и учениях почти каноничны. Но как мыслитель-критик он не предлагает что-то приобрести, читая его, скорее избавляешься от наносного, налипшего, вменённого. Современность внутри тебя ревёт, сопротивляется, истерит. Юлиус Эвола продолжает наносить удары.