Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 15 ноября 2005

Византийское техно

РяБа Мутантъ в гостях у "Завтра"

Вскоре один из самых интересных проектов отечественной электронной сцены ижевский "РяБа Мутантъ" отметит свое пятнадцатилетие. История началась в Ижевске с создания группы "Родезия", впоследствии перевоплотившейся в "РяБа Мутантъ". Недавно на свет появилась новая пластинка коллектива "Kaiserswasser" ("Citadel Records"). Плотная музыка, отображающая современный ритм жизни, формирующая картины будущего (а значит и само будущее). "РяБа Мутантъ" — подлинные агенты "русского поля экспериментов" в музыке, отказывающиеся работать в четко очерченном пространстве стиля, воспринимающие музыку как пространство открытий и новаций. Сегодня это называют Intelligent Dance Music, то есть интеллектуальная танцевальная музыка.

Мрачноватое, слабоэмоциональное, футуристическое звучание проекта естественно ложится на далекое от политкорректности мировоззрение музыкантов. Среди источников, повлиявших на творчество ижевских музыкантов, называют русскую историю, византийскую культуру и западную социологию. Также специально указывают журнал "Литературная учёба" начала девяностых.

О музыке, культуре и цивилизации размышляют участники проекта Иван Баландин и Михаил Рябинин.

Начало

Михаил РЯБИНИН. Мы пропустили через себя огромное количество музыкальной информации. Стала заметна очевидная разница между нашей сценой и тем, что было на Западе. Захотелось сделать некий проект и добиться своего качественного звучания, которое бы соответствовало духу времени. Сделать проект, который бы читался в общемировом контексте. Сначала появилась "Родезия", затем нынешнее название. Первая часть которого, как ни трудно догадаться, составлена из фамилий, вторая — следствие увлечения проблемой мутации. Ведь современный городской человек — несомненный мутант. Если мир лишить электричества, то человек практически тут же станет беспомощным.

Электронная музыка

Михаил РЯБИНИН. Само понятие электронной музыки, конечно, довольно условно. Электронная музыка, как ни странно, родилась в сознании композиторов-академистов еще в первой половине двадцатого века — новая венская школа, Эдгар Варез. Индустриальное общество породило огромное количество новых звуков. Шли активные поиски новых музыкальных звучаний, композиторы интересовались расширением акустических возможностей инструментов. Было ясно, что музыка может выйти за пределы тональной системы. Но в имевшихся инструментах подобной возможности не было. Помогли технологии. Особенность электронных произведений в том, что их невозможно переиграть, переложить.
Если брать немузыкальное основание, то в основе электронной музыки — язык, или поиск нового языка общения.

Иван БАЛАНДИН. С одной стороны, в творчестве человек подражает Творцу. С другой, создает некоторый код. Важна не то что бы идея, заложенная в музыке, а некий код опознавания "свой-чужой". Это невербальный код, принцип, который очерчивает некоторую базу, может быть, даже духовную.

Слушатель

Иван БАЛАНДИН. В принципе, у поп-персонажей звукоизвлечение сегодня тоже электронное. Возможно, надо говорить об электронной музыке через противопоставление культивируемой "эстраде". Для поп-музыки нужен "пипл, который хавает" или, если вспомнить ключевое слово отечественного шоу-бизнеса "лох". Наши поклонники разного возраста и разных занятий, но это люди, с которыми можно разговаривать, это адекватные, самостоятельные граждане. У нас, можно сказать, качественный слушатель.

Компиляция

Михаил РЯБИНИН. С начала творческого пути мы решили, что будем генерировать максимальное количество звуков. Сэмплы у нас присутствуют, но только если этого требует идея композиции. Как, например, "Спящая красавица".

Иван БАЛАНДИН. Хотя и сама компиляция в принципе — это тоже авторский продукт. В рок-музыке же нет такого, как с Достоевским, — всю жизнь перечитываешь, постоянно открываешь что-то новое. Здесь очень быстро отрабатывается материал. По большому счету рок-музыка была одним из орудий “холодной войны”, которую мы проиграли. У нас были отдельные личности, но не было национальной программы, не было массы, которая резонирует движения. В конечном счете, не было масштабов Pink Floyd или Depeсhe Мode. И сегодня в той же Англии есть целые государственные институты по поддержке и продвижению своей национальной современной культуры. Какой великолепный инструмент экспансии.

Михаил РЯБИНИН. На Западе почти каждое культурное явление встроено в рыночный механизм. Это очень рациональное общество. Есть экономическая база, над ней надстройка. А на Руси либо господствует одна надстройка, либо базис, на котором непонятно что строится.

Музыка свободных людей

Михаил РЯБИНИН. Электроника — безусловно, музыка развитых цивилизаций. Главные центры сегодня — это Англия, Франция, Штаты, Германия. Электроника — это не стиль, скорее направление современной культуры, использующее свои особые инструменты. Сами мы себя определяем как людей, занимающихся современным искусством.

Иван БАЛАНДИН. Мне в голову пришла забавная аналогия с текстильной промышленностью. Есть "просто" одежда, которую носят люди. А есть пространство моды, всякие "Армани", "Кутюр", диктующие, формирующие стили. Вот электронная музыка ближе к брендам. Она влияет сейчас на всю современную сцену, обладает креативным измерением. Она разрабатывает идеи технологии. Электронная музыка — живая музыка своего времени, она непрерывно развивается. Идеи стали глубже, тоньше. Они точнее доносятся до слушателя. Электронная музыка говорит, что будущее есть, что конец света пока не наступил.

Рок или джаз давно выродились в академизм. Образ небритого человека с гитарой, идущего по пустыне в запыленных ботинках, это уже классика, он занял свою нишу и совершенно безопасен. А вот в среде молодежи, сидящей у компьютеров, изобретающей разнообразные программы, как ни парадоксально, жизнь вовсю бурлит.

Михаил РЯБИНИН. Как ни пафосно звучит: сегодня музыка свободных людей — это электронная музыка.

Византия

Михаил РЯБИНИН. Каждая цивилизация имеет свои основы. Фундамент Америки — это европейская рациональная философия, торговля плюс колонизация. Образовался мощный коктейль из разных протестантских сект и первопроходцев, афро-американской культуры, породивший в конечном счете разнообразную культуру — джаз, рок-н-ролл.

Я не считаю, что Россия себе выбрала веру. Так посчитала Византия, или точнее, свыше было решено через Византию. И вот этот гигантский культурный пласт, который нам передала Византия, хранится, к сожалению, только в богословии, причем в богословии "не массовом". И задача осознанного творческого человека в России, еще с девятнадцатого века — перевести на язык современности культурные пласты, данные нам Византией. В изобразительном искусстве через иконопись это сработало. И в целом наша культура двигалась в этом направлении. Но настал двадцатый век и произошел кардинальный слом, переход в иное состояние. По большому счету мы до сих пор находимся в поиске собственной идентичности. Мы очень мало знаем своего, приходится постоянно работать с чужим, его интерпретировать, пусть даже оригинально. Но своим оно в полной мере не станет. Наша главная задача найти, отмыть и перевести на современный язык наши грандиозные культурные пласты.

1.0x